В эти дни мы говорим о великой радости: «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лук.2:10,11)» Людям иногда трудно эту радость понять - как, например, Льву Толстому с его известным грубым замечанием о Сикстинской Мадонне. И вот почему: чтобы обрести эту радость, нужно заплакать о своих грехах, иначе не получится. Путь к радости Рождества - и вечной радости вообще - лежит через раскаяние в грехе.
Люди оспаривают христианский взгляд на мир с двух разных сторон. Для одних он слишком оптимистичен. Что же, надо признать, слово «оптимизм» для христианства слишком бледно. Мы верим в то, что в самом основании реальности лежит Любовь; что самое фундаментальное, самое несомненное, неизменное и вечное, что есть, Бытие, которое является источником всякого другого бытия, Святая Троица, есть чистая, безусловная Любовь, предвечный источник всякой радости, красоты и премудрости. Многие в наши дни верят, что любовь, красота, благо - не более чем субъективные переживания высших приматов, случайно явившихся из бездушной и бессмысленной вселенной в результате очень долгого процесса, не имевшего никакого другой цели, кроме взаимного пожирания. Мы верим, что все наоборот - Любовь предшествует появлению жизни на земле, самой этой земле, солнцу и светилам, галактикам, Большому Взрыву, всему вообще, что возникло во времени. Некоторые верят в то, что разум, красота, любовь - искра, бессмысленно возникшая среди пустоты и бессмыслицы мироздания, искра обреченная угаснуть, и призывают нас, как Бертран Рассел, воздвигнуть «обитель для души на прочном фундаменте нескончаемого отчаяния». Мы верим, напротив, в то, что вся бессмыслица и пустота, все зло и уродство мира - это искра, которая погаснет в море любви Божией. Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы.
Эта радость и вызывает горькое раздражение - что вы тут развеселились-то? В мире, где кругом войны, неоперабельный рак и пропавшие дети, можно, конечно, рассказывать про вечную Любовь, которая привела этот мир в бытие, но это как-то неубедительно. Даже если вы проживете долго и счастливо, ваш финал известен - старость и смерть. Что-то все явно не так хорошо, как должно быть.
Но часто упреки христианству выдвигают с противоположной стороны: Церковь говорит человеку о том, что он - грешен. Что он в большой беде и нуждается в спасении. Что самое его существо - «сердце», говоря языком Писания, «лукаво и крайне испорчено». Как называется один из хоралов Баха, «О человек, оплакивай свой тяжкий грех». Этому противопоставляется дух радостного оптимизма, который почему-то усматривается в язычестве (хотя уж где точно не было оптимизма, так это у язычников) и в современном материализме (хотя сказал же Бертран Рассел - «на фундаменте нескончаемого отчаяния»).
На самом деле подлинный оптимизм и возможен только тогда, когда мы оплакиваем наши грехи. Вы можете, конечно, сказать блудному сыну, что чужбина, на которой он находится, и рожки, до которых он жаждет добраться - это все, что есть и вообще может быть. Возможно, это позволит ему забыть о его грехе - но радоваться тут нечему. Причина для радости появляется тогда, когда блудный сын вспоминает о том, что у него есть отец - отец, которого он тяжко оскорбил, от которого он отвернулся, которого он вычеркнул из своей жизни, но который продолжает его любить и ждать его возвращения.
Когда мы полагаем, что мир просто таков, каков он есть, и у нас нет оснований ожидать, чтобы он был другим, ну да, «все живое грызет друг друга», люди - не исключение, да и с чего бы им быть исключением - мы можем отрицать наш грех, но радости в таком мире немного.
Когда мы признаем реальность катастрофы, космического бедствия, которое глубоко исказило мир и нас самих - «весь мир лежит во зле», как говорит Апостол, мы обретаем надежду на то, что это может быть исправлено - и будет исправлено. Радость Рождества принадлежит тем, кто оплакивает свои грехи. В мир рождается Спаситель грешников. Любовь, которая движет солнце и светила, сходит с небес нас ради человек и нашего ради спасения, и становится человеком, Младенцем на руках у Своей пречистой Матери. Мы согрешили, мы в большой беде, мир во зле лежит - но мы будем спасены.
Фото: Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата
Автор: ХУДИЕВ Сергей