Сегодня мы вновь хотим поговорить об этих иконах. И для того что разобраться в том, что в данных иконах может вызывать различного рода смущения и недоумения, мы решили побеседовать с Марией Нецветаевой - искусствоведом, сотрудником кафедры Истории и теории христианского искусства ФЦХ ПСТГУ, сотрудником кафедры Церковного искусства и археологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Икона новомучеников и исповедников Российски
- В большинстве своем мы привыкли считать икону чем то архаичным, а ее сюжет отображающим события далекой древности или даже вечности, к нашей современности не имеющих отношения. Но не является ли это стереотипом? Всегда ли икона должна быть чем-то вневременным без четких маркеров эпохи в ее сюжете?
- Каждая икона изображает Христа, Богородицу, святых вне времени, но при этом отражает и время своего создания. Человек, достигший святости изображается, не таким какой он был на земле, а таким каким он становиться в Царствии Небесном, изображается преображенным во славе Божией.
Но при этом сохраняется портретное сходство с жившим человеком. На мозаиках Равенны (Баптистерий Православных (рубеж IV и V века), Баптистерий Ариан (рубеж V и VI века)) или русские иконы XIX века мы без труда узнаем Апостола Андрея по его пышным, светлым волосам, такими же как и у апостола Петра, ведь Андрей Первозванный старший брат апостола Петра. Апостол Павел всегда будет изображен с большим лбом и темными волосами - большой лоб показатель мудрости.
К тому же, иконы, написанные с одного образца в разное время, всегда отражают моду эпохи - это мода отразится в технике написания иконы, а может отразиться и в одеждах изображаемых. Баланс вечного и временного выражается на иконе по разному - может быть выражен, через золотой или нейтральный фон (синий, оливковый, охристый), а иногда это может быть только сегмент в верхнем углу иконы со Христом благословляющим. Нет единого правила, икона показывает Божий мир, мир в Его славе. И рай созданный Богом может быть изобразим. Владыка Питирим (Нечаев) говорил, что в ему в детстве казалось, что в Раю обязательно будет Кремль и многие другие архитектурные постройки (http://www.pravoslavie.ru/put/43974.htm).
Икона новомучеников и исповедников Российских. Соловки
- Насколько, по-Вашему, иконописцам удалось соблюсти баланс временного и вечного в данных иконах?
- В представленных иконах баланс вечного и временного соблюден с помощью золотого фона. Это наилучший и поэтому самый распространенный способ иллюстрации вневременности изображенного. Золотой фон создает совершенно нейтральное пространство, и показывает, что действие происходит во славе Божьей. Смерть пострадавших за Христа во время гонений в СССР была осуществлена для славы Господа, мученики отказались от всего и даже от собственной жизни ради Христа.
- Иконы новомучеников в Гродно являются художественными копиями клейм иконы в Храме Христа Спасителя в Москве. Допустим ли такой отрыв клейм от остального пространства иконы и их превращение в самостоятельный образ?
- Икона это не всегда предстоящий Христос, Богоматерь и святой. Мы уже вспоминали про Равенну. Равенна, это современный итальянский город, который изначально был заселен греками. В истории этого города было много необычного - он то становился столицей Западной Римской Империи (после 402 года), то входил в состав Византии (с 584 года). Огромное количество украшенных мозаикой храмов, мавзолеев и баптистериев. Украшенных в V-VI веках. Заказчиками могли быть жители города (напр. мавзолей Галлы Плацидии (конец V века)) или Византийские Императоры (напр. базилика Сант-Аполлинаре-Нуово была украшена по заказу Юстиниана Великого( 561 год)). В мавзолее Галлы Плацидии мы видим как Святой Лаврентий идет на решетку под которой пылает костер. Он не предстоит перед нами держа решетку в руках, но изображен именно в момент своей мученической кончины, в момент страдания за Христа. Мы обращаемся к одним из самых ранних сохранившихся изображений и видим, что уже в V веке изображение мученической кончины было самостоятельным образом.
Икона новомучеников и исповедников Российских. Страдание и блаженная кончина священномученика Петра (Полянского)
- Одной из ярких деталей этих икон являются красноармейцы, изображенные в виде палачей. Имеется ли в православной иконографической традиции похожие прецеденты или это своего рода иконографический новояз? А может за синодальный период мы просто отвыкли от изображения мучеников и забыли какими они бывают?
- Красноармейцы изображены с такой же достоверностью, как изображались римские воины на житийных клеймах тех святых, которые пострадали во времена гонений Диоклетиана или какого-либо другого Римского Императора.
Наоборот использование раннехристианских схем для изображений современных сюжетов может привести к смысловой ошибке. Есть один замечательный пример из нашей истории. Святитель Филарет (Дроздов) был известен не только своей святой жизнью, политическими решениями и реформой богословского образования, но также и стихотворной перепиской с Александром Сергеевичем Пушкиным. Такое рядовое, с бытовой точки зрения, событие часто становится сюжетом клейма на иконе Святителя. С христианской точки зрения это совершенно не рядовой поступок - владыка Филарет ответил Александру Сергеевичу на таком же языке, на котором говорил поэт - на языке поэзии, а мог проигнорировать или прислать ему какой-нибудь трактат из святых отцов.
Но вернемся к клейму. На одной из московских икон рубежа XX-XXI века Святитель Филарет изображен сидящим в мантии и митрополичьем белом клобуке (!), а напротив него сидит Александр Сергеевич в римской тоге с лирой в руках, но с бакенбардами. Получился не поэт, а Орфей с бакенбардами. Как бы это нелепо не смотрелось, но иконописец старался как мог. Он просмотрел десятки раннехристианских фресок, которыми расписаны римские, и не только римские, катакомбы.
Граждане Римской Империи, конечно, хорошо знали мифы и легенды своей страны. Поэтому часто в катакомбах Новозаветные и Ветхозаветные сюжеты находятся радом с античными. И одним из античных сюжетов, которые проецировали первые христиане на свое вероучение, это сюжет про Орфея и Эвридику. Орфей изображался сидящим в римской тоге и играющим на лире. Согласно мифу, Орфей обладал таким талантом, что смог очаровать своей игрой Плутона(Аида) и Прозерпину (Персефону), которые разрешили Орфею забрать свою жену Эвридику на землю. Орфей здесь олицетворял Христа, ведь Христос спустился в преисподнюю и вышел оттуда живым, да еще и вывел всех оттуда, оставив пустым загробный мир.
Вот и получается, что если бы христианин II века увидел бы клеймо с современной иконы, то увидел бы не поэта и епископа, а Христа и непонятно кого. Это сейчас мы привыкли к мантиям и белым клобукам, а 18 веков назад никто не знал, что это такое. Изображение Александра Сергеевича в виде Орфея становится не просто не нужным, но и абсурдным. Стараясь следовать раннехристианским изображениям автор клейма допускает грубую ошибку, которую не допустил бы, изображая Александра Сергеевича в его повседневной одежде XIX века, скажем во фраке и цилиндре.
Поэтому вместо красноармейцев можно было бы конечно изобразить древнеримского воина с ружьем, но это бы смотрелось также как Орфей с бакенбардами.
Великомученица Екатерина изображается в момент мучения на колесе, а Святой Лаврентий лежащим на решетке под которой пылает огонь, вот и мученики пострадавшие в XX веке должны изображаться в момент своих страданий, не с колесом святой Екатерины или решеткой святого Лаврентия, а именно с теми орудиями страстей от которых они пострадали - ружьями и пистолетами (как показывают исторические исследования, в основном их приговаривали к расстрелу).
Икона новомучеников и исповедников Российских. Разорение Троице-Сергиевой лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежского
- Имея ввиду особенный символизм иконы, который помимо прочего может использовать цвет, размер, композицию и т.д. некоторые обращают внимание на размер изображенных красноармейцев, указывая на то, что по канонам, как палачи они должны быть меньше своей жертвы. Правда ли это?
- Изображение палачей меньшими, чем святые - это принцип «лягушачьей» перспективы, когда менее значимые люди в пространстве картины или иконы изображаются меньше, даже если они находятся на переднем плане. В Государственной Третьяковской галерее находится икона Троицы, написанная в Пскове в XV веке, где самыми большими изображены Ангелы, меньше - Авраам и Сарра, а еще меньше - слуга, который заклает агнца для гостей. Подобных икон очень много.
Лягушачья перспектива - это лишь один из принципов возможных построений композиции, но не правило.
- Учитывая наличие на иконе буденовок и красноармейских шинелей можно ли назвать их политическими, провокационными, способными вызвать какие-либо противостояния в нашем обществе?
-
Такой же вопрос можно задать и об изображении Пилата в момент суда над
Христом. Было ли провокационно изображать Римского гражданина на
мозаиках Римской Империи, например, в Равенне. Пилат - римский начальник
над иудейской землей, тот самый начальник, который отправил на крестную
смерть Господа.
Чьи чувства можно задеть изображениями
красноармейцев? Чувства христиан, которые почитают мученическую смерть
как великий подвиг? Или чувства коммунистов, которые придерживаются
своих убеждений, потому что коммунистический режим никогда не давал сбоя
и его необходимо восстановить, и все, включая репрессии, было сделано
правильно? Если вы - христианин, вы будете смотреть на подвиг, а не на
палачей. Если вы - коммунист, то вы увидите на иконе то, чему и так
нашли оправдание в своей душе. Нельзя отказываться от истории своего
народа и писать вместо реальных исторических персонажей каких-то
мифических римских воинов с ружьями.