О «типовых храмах шаговой доступности» шумели больше в Москве: оказалось, Первопрестольная «по соотношению численности православных приходов и потенциальных верующих» - самый обездоленный город в стране: по данным РПЦ, на каждый московский храм - 40 тысяч верующих. Отсюда и проекты - от типовых зданий на 300 и 500 прихожан до возводимых за одни сутки по принципу конструктора.
Народ на почин реагировал всяко. Одни сатирически комментировали: «вы бы еще терминалы придумали»; другие увещевали: если инвалидам и пожилым приходится ездить в храм в другой район - это не по-божески.
В Петербурге «храмовая застройка» обсуждалась куда меньше, хотя и у нас появились церкви «шаговой доступности», например, часовня, встроенная прямо в жилой массив на проспекте Королева между фитнес-центром и магазином. И если к магазинной характеристике «шаговая доступность» попривыкли, то от слов «типовой храм» петербургских архитекторов передергивает.
- Сейчас мир поделился на сторонников, условно, глобализации, массовой культуры и сторонников традиционализма, - говорит архитектор Кирилл Яковлев (проекты его мастерской представлены в Доме архитекторов). - Пока побеждает массовая культура, в которой нет места индивидуальности. Все становится одинаковым: люди, супермаркеты, храмовые постройки. Я отношу себя к традиционалистам, следую классическим канонам, и они отнюдь не закрепощают. В жизни должно быть как можно больше самобытного и неповторимого, того, что делает мир многообразнее.
31-летний Кирилл Яковлев - выпускник Академии художеств. Профессионализму учился у народного архитектора СССР Александра Жука, особенности храмового строительства постигал в беседах с настоятелем домовой церкви Академии художеств архимандритом Александром (Федоровым), по образованию архитектором. Тема дипломной работы Кирилла Яковлева была «Православный просветительский центр в поселке Кузьмоловский Ленобласти».
- Почему именно храмы? Я во времена студенчества уже был человеком верующим, интересовался историей архитектуры и историей России.
Проектов пока немного (мастерская молодая, шесть лет), но есть что предъявить: интерьеры храма Санкт-Петербургской духовной академии; строится храм Иоанна Богослова в Старорусском районе Новгородской области (высота колокольни 50 метров), скоро приступят к восстановлению храма Сошествия Святого Духа при Фарфоровом заводе.
Проекты, подобные тем, что на выставке, слишком индивидуальны, чтобы делать их типовыми. Хотя, как уверяют организаторы, многие из них легко можно включить в структуру города или поселка. И надо ли упираться в концепцию «шаговой доступности»: если храма нет в душе - что толку, что церковь под боком?
Выставка продлится до 7 января - до Рождества. Вход свободный.
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10295059@SV_Articles