Обсуждение проекта Cтратегии государственной национальной политики Российской Федерации подтолкнуло многие общественные силы и людей, не первый год рассуждающих о сложностях межнациональных отношений, вновь вернуться к серьезной дискуссии о проблемах, которые отягощают эту сферу жизни России.
Проект стратегии, с моей точки зрения, достаточно неплохой. Радует, что в
нем говорится о системообразующей роли русского народа, всерьез
ставятся проблемы, связанные с интеграцией мигрантов, говорится о
необходимости объективного и гласного расследования резонансных
инцидентов, чреватых межэтническими осложнениями. Не случайно Комиссия
по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений,
созданная в рамках работы Совета по взаимодействию с религиозными
объединениями при Президенте России, много раз призывала органы власти
крайне серьезно относиться ко всем инцидентам подобного рода, ко всем
ситуациям, когда бытовой или экономический конфликт (драка в ресторане
или спор из-за торговых площадок) могут заканчиваться межнациональными
столкновениями в силу того, что одна из сторон конфликта, а иногда и обе
стороны пытаются подтягивать своих сородичей или людей, объединенных по
принципу принадлежности к определенной молодежной, политической или
фанатской группировке. Такие случаи нужно расследовать быстро и по
справедливости, предупреждать их. В противном случае страна может
оказаться перед угрозой серьезного межнационального противостояния, а
такая угроза, как мы знаем из истории, может стоить России будущего.
Документ реагирует на многие проблемы, которые люди ставили за последние
3-4 года. Ранее эти проблемы были подняты в одной из статей тогдашнего
кандидата в Президенты Владимира Путина. Словом, очевидно, что власть
слышит народ, пытается ответить на реально существующие трудности
межнациональных отношений, разрешить их.
Впрочем, возникает серьезный вопрос: почему составлением проекта
стратегии руководили те же люди, которые были творцами национальной
политики в 90-е годы, политики, которая явным образом зашла в тупик,
которая породила или по крайней мере не заметила те проблемы, которые
нарастали в области межнациональных отношений все 90-е и 2000-е годы?
Боюсь, что одна из причин этой близорукости в том, что попытку понять
реальность подменили попыткой подогнать ее под некую идеологическую
схему. Суть ее проста: этничность отмирает, национальная культура уходит
в прошлое, религия уж тем более не должна больше никак влиять на жизнь
общества, возникает новая общность людей. Не получилось с
многонациональным советским народом? Давайте построим многонациональный
российский, а на самом деле будем ориентироваться на американский
плавильный котел, в котором якобы успешно растворились все вроде как не
нужные в современном мире национальные особенности.
Идея эта была утопична с самого начала и на самом деле будет всегда
обречена на провал. В той же Америке развернута мощная патриотическая и
интернациональная пропаганда, но она не снимает меж-этнических и
межрелигиозных проблем - наоборот, они даже усиливаются. Так, белое
протестантское население, привыкшее чувствовать себя в стране хозяином,
вовсе не хочет примириться с необходимостью уступить центральную роль в
жизни страны, и из-за этого противоречия становятся все более жесткими.
На самом деле никакого плавильного котла нет и быть не может. Люди
продолжают быть разными. Ничего мы не поделаем с тем фактом, что среди
евреев больше чемпионов по шахматам, а среди людей африканского
происхождения - больше чемпионов по баскетболу. И настоящая мудрость
национальной политики всегда заключалась и всегда будет заключаться не в
том, чтобы втиснуть эту политику в рамки той или иной идеологии, а в
том, чтобы понять настоящую жизнь такой, какая она есть, и постараться
на основе этого понимания построить адекватный путь в будущее.
Да, в России при мощной роли русского народа - который, кстати,
нуждается в поддержке, в развитии форм своей самоорганизации, в создании
национальных культурных центров, - есть и другие народы, которые имеют
отличные от московских, питерских или саратовских привычки, культуру,
образ жизни, религиозно-общественные установки. Меняться эти народы вряд
ли собираются, да их и не нужно менять. Нужно признать наличие в
обществе разных укладов жизни, оценить это как данность и как богатство,
а дальше постараться сделать все для того, чтобы разные народы учились
не навязывать силой или вызовом свой образ жизни другим, учились уважать
друг друга, грамотно разграничивать сферы влияния своей и чужих
культур, уважать разные представления о семье, о хозяйстве, о
религиозной общине и о ее месте в жизни.
Люди на самом деле умеют это делать. Достаточно посмотреть на
студенческие землячества в московских вузах, которые научились
договариваться друг с другом, а не решать проблемы через драку и
поножовщину. Что уж говорить о многовековом опыте совместной жизни в
России людей разных народов и религий! Этому опыту может позавидовать и
растерявшийся ныне Запад, который никогда на самом деле и не жил в
условиях реального присутствия в своем обществе другого как социальной
силы со своими законами, со своими представлениями, со своей культурой,
со своим поведением. Только начиная учиться жить с этим другим в одном
доме, Запад пока делает ошибки, давно пройденные нами. В этих условиях
он вряд ли вправе нас чему-то учить. Нам же самим нужно не наступать
вновь и вновь на одни и те же грабли, уверяя, что через 10, 20, 50 или
100 лет мы здесь создадим некую новую невиданную прежде общность людей, а
примириться с тем, что мы разные. Но при этом нельзя уступать вражде и
насилию, помня о том, что народы, по-настоящему верные своей культурной и
духовной традиции, всегда смогут найти пути жить вместе в мире.
http://www.rusderjavnaya.info/article.php?art_id=675