Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Война с Дедом Морозом

Валерий  Панов, Столетие.Ru

28.12.2012


Как националисты ополчились на сказочных новогодних персонажей …

В день святителя Николая, который православные христиане отмечают 19 декабря, активисты украинской националистической партии «Братство» на одном из мостов Киева повесили чучела Деда Мороза и Снегурочки. Демонстративно повесили, и так, чтобы даже издали непременно были видны и толстые веревки, и затянутые на «шее» петли. Рядом был прикреплен плакат «Они хотели заменить нам Святого Николая».

Отметим, что милиция на эту выходку националистов не реагировала - порядок никто не нарушал, киевляне, в большинстве своем, смотрели на это действо равнодушно - привыкли. Правда, отдельные прохожие крутили пальцем у виска. Зато в социальных сетях акция вызвала бурное обсуждение, на что явно и делался расчет. Партия «Братство» хорошо известна своими скандалами (и больше ничем!), а прежде всего - ее лидер Дмитрий Корчинский, в недавнем прошлом один из руководителей необандеровской организации УНА-УНСО. И все скандалы членов этой партии - «братчиков», как они себя называют, - так ли иначе, но направлены либо против русских соотечественников, либо против России.

Собственно, патриотизм «нэзалэжной» вообще зиждется на откровенной русофобии, чем, в первую очередь, отличаются жители Галиции. Именно здесь, на западе страны еще в начале 1990-х гг. объявили войну Новому году, Деду Морозу, Снегурочке и Бабе Яге как символам «оккупированной» москалями Украины. Отсюда уже более 20 лет такие партии, как «Братство» или ставшая парламентской с этого года «Свобода», на всю страну тиражируют лозунги вроде того, что: «Новый год и Дед Мороз - идеологическое оружие Москвы!», «Если ты даришь своим детям подарки «от Дедушки Мороза» - ты предатель Украинской Нации!», «Старого пьяницу Деда Мороза и проститутку Снегурочку придумали московские коммунисты для того, чтобы растлить украинских детей, сломать моральный позвоночник Украинства», «Если ты желаешь что-нибудь праздновать 1 января - празднуй день рождения великого сына украинской нации Степана Бандеры». И вот один из последних «шедевров» националистической мысли:

«Если ты празднуешь Новый год - ты жалкий московский подхалим, потому что этот искусственный праздник нам навязали московские оккупанты».

«Москальскую» рождественскую елку галицкие деятели настоятельно рекомендуют заменить на т. н. дидуха - палку, увенчанную украшенным ленточками и цветочками снопом, - языческий символ урожая. В старину, да кое-где в карпатских селах и до сих пор, таким образом отмечали окончание сельхозработ. В Галиции этот обряд ну никак не приживается, однако, скажем, во Львове, Ивано-Франковске и Тернополе на Новый год рядом с городской елкой и в пику ей устанавливают многометровые шесты (дидухи), означающие, по замыслу устроителей, возрождение народных традиций. Понятно, во времена австро-венгерской и польской колонизации для подавляющего, в большинстве своем, малообразованного, сельского населения Галиции, которое и о рождественской елке-то не слышало, дидух мог действительно символизировать что-то эдакое народное.

Русинское, видимо. Тогда галичане о своих русских корнях еще помнили. Но странно слышать эти призывы вернуться к язычеству сейчас, когда Галиция всячески демонстрирует свою приверженность католицизму и униатству. Притом что «советская» новогодняя елка, Дед Мороз и Снегурочка вошли почти в каждый галицкий дом, где и остались по сей день. Еще более нелепыми выглядят попытки убрать «москальские» традиции в контексте евроатлантических устремлений галицкой «прогрессивной» общественности. Галичанам бы за эти традиции двумя руками держаться надо. Забыли, видать, они, а скорее всего, просто не знают, что ель стали украшать на Рождество около тысячи лет тому назад в Германии. Тогда, по легенде, святой Бонифаций, обратив германцев в христианство, наткнулся на группу язычников, которые собирались принести в жертву дубу мальчика. Святой Бонифаций срубил этот дуб и, к его удивлению, из пня тут же выросла ель. Святой воспринял это как знак христианской веры. Но лишь в шестнадцатом веке елки стали приносить домой. Этот исконно немецкий обычай стал очень популярным с 1841 г., когда британский принц Альберт приказал принести и украсить елку в Виндзорском замке, а королева Виктория издала декрет о разрешении устанавливать на Трафальгарской площади столицы главную елку.

Кстати, в Англии Деда Мороза зовут Санта Клаус, иногда англичане называют его Фазер-Кристмас (Father Christmas, Отец Рождества). Во Франции - Пер Ноэль (Père Noël), что тоже переводится как Отец Рождества. В Европе на Новый год ждут еще и Юля Томтена (Швеция), старика Мороза - Йолупукки (Финляндия) и т. д. Но, в принципе, это все тот же Санта Клаус только под другим именем.

Однако, странное дело, из года в год с достойным лучшего применения постоянством парламентарии Литвы добиваются запрета тезки русского Деда Мороза - Сенялиса Шалтиса: якобы, рассказы о волшебнике «нарушают психику детей». У озабоченных сторонников запрета есть последователи, и не только на Украине. В Латвии, к примеру, тоже долгие годы стараются едва ли не каленым железом выжечь новогоднее наследие «проклятых советских оккупантов», но - все никак: дети и взрослые продолжают любить Дедушку Мороза не меньше, чем американизированного Санта Клауса в ярко-красной одежде и в шутовском колпаке! И к латышам приходит из Лапландии Санта, а из России Дед Мороз.

Кстати, атрибутом наших рождественских праздников вполне мог стать и европейский Санта Клаус. Его имя в Европе было изначально связано со святителем Николаем Мирликийским, день которого отмечался 6 декабря (19 декабря н. ст.). Однако постепенно с конца XVIII века на основе сказочных литературных фантазий европейцы стали ассоциировать св. Николая с волшебником-дарителем рождественских подарков детям.

Причем в России святитель Николай как один из наиболее почитаемых православных святых не был принят в столь профанированном варианте. Вместо этого европейский Санта Клаус был русифицирован как Дед Мороз.

В основу его образа положены персонажи старинных русских сказок Морозко и Мороз Иванович. В России Дед Мороз впервые появился на Рождество в 1910 г. Его стали называть также «Рождественский дед» или «Ёлочный дед», не связывая при этом со св. Николаем Чудотворцем, как, подчеркнем, и не связывают. Наш Дед Мороз, в отличие от западноевропейского Санта Клауса, утратил оленей, зато приобрел тройку лошадей и, главное, - помощницу-внучку Снегурочку, появившуюся в советские времена. Хотя эта спутница Деда Мороза - плод фантазии известного русского драматурга и писателя Александра Островского, который в 1873 г. по мотивам русских народных сказок написал пьесу «Снегурочка». А Дед Мороз в литературную традицию вошел раньше, в 1840 г., с публикацией сборника «Сказки дедушки Иринея» В. Одоевского.

Ни в коем разе не пытаюсь воспроизвести тот длинный путь, который прошел русский Дед Мороз, тем более, во всех исторических деталях. Но даже из сказанного, надеюсь, понятно, что как Новый год, так и связанная с ним русская символика основываются на западных традициях, в первую очередь, - на германских. Потому сегодня более всего удивляет тот факт, что немецкие католики объявили войну своему Деду Морозу (Weihnachtsmann) и отстаивают право Святого Николая единолично дарить детям подарки на Рождество. (Как и галицкие националисты, между прочим!) Главным борцом с Вайнахтсманами является отец Доминик Маеринг из католической общины Кельна. Дед Мороз - это, мол, рекламный персонаж, который используют компании, делающие деньги на Рождестве, заявляет он. «В Австрии, например, уже больше почти нет Дедов Морозов, даже шоколадных нет на витринах, лишь Святые Николаи. В Германии же засилье Дедов Морозов, их слишком много. Ничего, мы это исправим», - говорит о. Доминик.

И каким, интересно, видится пастору будущее без доброй тысячелетней традиции? Впрочем, это - сугубо немецкая проблема, тем более, что со своими Дедами Морозами немцы борются без какой-либо идеологической подкладки, как делают это уже упомянутые галичане и «примкнувшие к ним» новоявленные борцы с новогодними праздниками из стран Центральной Азии.

По данным агентства «;Regnum», «в передачах телеканалов Узбекистана, посвященных Новому году, не рекомендуется показывать Деда Мороза, Снегурочку, Бабу Ягу, других персонажей русских сказок. Новогоднюю елку - можно, но маленькую и где-нибудь на заднем плане».

Кто конкретно дал указание о запрете, источники предпочитают не говорить. Издание констатирует, что «это уже третья волна самоидентификации и подъема национального самосознания, которую гонит не народ, а непонятные начальники, взявшие на себя функции борцов за духовность и просветительство, естественно, в их понимании, с учетом их уровня интеллекта и образования».

«Анализируя ситуацию, эксперты говорят о том, что сегодня за спиной президента Узбекистана сформировалась весьма влиятельная группа реакционеров в лице агрессивно настроенных чиновников. Вполне возможно, считают эксперты, что эта группа, эпизодически инициирующая приверженность национальным традициям, просто ждет своего часа, чтобы реализовать масштабные планы по коренному переустройству Узбекистана», - сообщает портал. Вместе с тем, само празднование Нового года не отменено: новогодние елки для детей пройдут по всей стране. В Ташкенте под праздничные мероприятия отданы крупнейшие комплексы, включая Дворец «Истиклол», ранее называвшийся Дворцом дружбы народов.

Как отмечает издание «Фергана», сообщения о «репрессивных мерах» в отношении новогоднего праздника в Узбекистане стали появляться с 2004 г. В 2005 г. начальник ташкентского отдела народного образования А. Закиров, например, запретил отмечать Новый год в школах, пояснив свою позицию тем, что население страны имеет право лишь на один новогодний праздник - Навруз, который традиционно отмечают в день весеннего равноденствия. Все остальные праздники, по его мнению, не соответствуют ментальности коренного народа, а потому недопустимы. Как правило, запретительные указания даются в устной форме, при этом чиновники объясняют свое решение стремлением оградить детей от «тлетворного влияния массовой культуры». Русской, судя по всему.

С критикой «чуждого для мусульман праздника» обрушились на «русский» Новый год исламские радикалы в Таджикистане.

С просьбой к властям отменить все официальные торжества, в том числе главную елку на центральной площади Душанбе, выступил на официальном сайте партии Исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) главный редактор интернет-издания Мухибулло Курбон. «Празднование Нового года чуждо подавляющему большинству жителей Таджикистана, которые являются приверженцами ислама»,- убежден он. «Было бы лучше, если бы администрация города направила финансовые средства, выделяемые для установки елки и проведения шоу, на закупку новогодних подарков и продуктов питания для пожилых людей, детей из неблагополучных и нуждающихся семей». Заметим, что партия Исламского возрождения Таджикистана - одна из влиятельных политических сил в стране, относящих себя к умеренной оппозиции.

Между прочим, в прошлую новогоднюю ночь в Душанбе нападению хулиганов подвергся 24-летний Парвиз Давлатбеков, одетый в костюм Деда Мороза. Нападавшие нанесли ему множество ножевых ранений, несовместимых с жизнью. Буквально за несколько дней до этой трагедии Верховный муфтий Таджикистана Саидмукарам Абдукодирзода сказал в интервью западным журналистам, что «празднование григорианского Нового года, имеющего религиозные корни, противоречит не только законам ислама, но и традициям таджиков».

Но хорошо известно, что ни в Узбекистане, ни в Таджикистане в досоветский период Новый год с Дедом Морозом и прочими сказочными персонажами, включая Бабу Ягу, не отмечался. Равно, как и в Галиции.

Таким образом, речь идет об очередном предновогоднем «приступе» антироссийских настроений, для чего годятся даже сказочные персонажи. В качестве инструмента противодействия «имперским» устремлениям России.

Не хотелось бы, но, тем не менее, приходится напоминать, что благодаря именно этим устремлениям на территории Центральной Азии появились современные государства. Галиция в советские времена из захудалой польской окраины превратилась в промышленно развитый регион, Украина (Малороссия), в свою очередь, стала вполне европейской страной. А после распада СССР прибалтийские карликовые государства были приняты в Евросоюз и НАТО как равноправные члены. И как очевидно, что Санта Клаус внес свою лепту в развитие европейской духовности, то так же бесспорно, что и Дед Мороз со Снегурочкой приобщали отсталые окраины империи к великой русской культуре, а через нее - и к европейской. Такая вот связь прослеживается, и кому от этого сегодня плохо?

Интересный, в этом смысле, факт. В Киргизии новогоднего Дедушку зовут Аяз Ата, но, похоже, скоро его потеснит Санта Клаус. Недавно шведские ученые объявили эту азиатскую страну его родиной. Они решили рассчитать: где должен находиться домик Санты, чтобы ему было удобно разносить подарки детям всего мира, исходя из того, что сей новогодний волшебник на планете один. Проанализировав массу данных, в том числе, например, даже скорость вращения планеты и угол наклона земной оси, шведы определили: волшебник должен жить в горах Киргизии.

Любопытно, что теперь заговорят в преддверии следующего Нового года «национально-озабоченные» деятели из центральноазиатских государств? И не придется ли теперь галицким националистам обвинять в имперских притязаниях еще и Швецию? Хотя - вряд ли: они ведь не с западноевропейским Сантой воюют, а с русским Морозом. Ох, неблагодарное это занятие, как показывает история, с нашим морозом воевать...

По материалам СМИ

http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/vojna_s_dedom_morozom_649.htm


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме