В поисках затерянных русских церквей

0
162
Время на чтение 4 минуты
Деревянная Георгиевская церковь в Юрьев-Польском
© РИА Новости, Чепрунов


Ричард Дэвис (Richard Davies) выполняет важную миссию - он собирает данные о заброшенных деревянных церквях в российских лесах, пытаясь успеть, прежде чем эти церкви навсегда исчезнут.

Леса северо-западной части России простираются от Санкт-Петербурга, что на Балтике, до Мурманска, находящегося за Полярным кругом. Они доходят до портового города Архангельска на Белом море, а на юге до Вологды, что в 400 километрах к северу от Москвы. Это обширный край лесов, озер, рек и маленьких, изолированных друг от друга населенных пунктов, где температура зимой опускается до 40 градусов ниже нуля. Это также единственное место, где можно найти последние деревянные церкви России.

Эти рукотворные  строения, которым по несколько сотен лет, имеют множество шпилей, куполов-луковиц, и являются наглядной иллюстрацией русской культуры. «Если вы читали Толстого или Чехова, вам обязательно захочется отправиться в экспедицию в российскую глубинку, - рассказывает фотограф архитектурных памятников Ричард Дэвис, который последние девять лет ищет и снимает деревянные церкви этого края. - Обычно я работаю на таких архитекторов, как Норман Фостер, и поэтому люди спрашивают, как я могу заниматься этими архаичными строениями? Но это фантастические постройки, и на фоне ландшафта они выглядят изумительно. Они создают чудесное впечатление. Увидеть на горизонте в Подпорожье церковь Святого Владимира - это такое же чудо, как лицезреть Тадж Махал или здание оперы в Сиднее».

История этих строений неразрывно связана с ранним христианством на Руси. Когда князь Владимир в 988 году обратил в христианство своих подданных, он постановил «строить и ставить церкви деревянные, где раньше стояли идолы языческие». Со временем в наиболее богатых районах страны на смену дереву стал приходить камень. «К XVIII веку деревянные церкви стали считать вышедшими из моды и начали сносить, - объясняет Дэвис. - Но Север оставался медвежьим углом, и особым богатством не отличался, поэтому там храмы из дерева остались. Говорили даже, что люди из деревни с каменным храмом не желали венчаться с теми, у кого в деревне деревянная церковь».

Большая часть дошедших до нас деревянных церквей относится к 1700-м годам. Некоторые даже старше, но Дэвис оценивает их «естественный срок жизни» в 300-400 лет, «хотя при надлежащем уходе и внимании его можно продлить». Методы строительства этих церквей примитивны: стены - это обычные бревна, сложенные срубом, без применения гвоздей. «Но именно это мне в них и нравится - то, что технология строительства такая простая. Ты начинаешь с маленького бревенчатого сруба прямоугольной формы, а затем, если у тебя есть навык и воображение, ты можешь в итоге построить изумительную церковь с 22 маковками. Это фантастическое выражение того, чего можно добиться с простыми технологиями; а с их помощью можно создавать чудесные вещи».

Однако проект Дэвиса - это не только воспевание мастерства человека, но и горестное стенание. Если раньше деревянная церковь была в каждой деревне и поселке, то теперь их, согласно его оценке, осталось всего 200-300. И они могут исчезнуть в течение жизни одного поколения - из-за небрежения, гниения древесины, ударов молний и пожаров. Судьба этих храмов была предопределена революцией, после победы которой начались гонения на Русскую православную церковь, были расстреляны и сосланы в лагеря ГУЛАГа многие священники, закрыты и осквернены тысячи храмов по всему этому обширному краю.

В некоторых случаях здания просто бросали на произвол судьбы, когда целые деревни подвергались насильственному переселению. «С началом коллективизации в советские времена люди стали уезжать из своих мест в колхозы и близлежащие города. Свои избы они могли разобрать и взять с собой, но храмы оставались».

Конечно, время от времени какая-нибудь старая церковь возрождается и снова начинает служить по назначению. Но никто из тех, с кем встречался Дэвис за десять лет своих поисков, не мог сказать, что их местная церковь используется как место богослужения. Для многих из нас, живущих в обществе, где даже самые маленькие и старые приходские храмы до сих пор проводят службы, такое пренебрежение к деревянным храмам может показаться исключительно странным и даже печальным фактом действительности. «Иногда местные жители говорят: "Ох, да здесь мою бабушку крестили"», - рассказывает Дэвис. Иногда он обнаруживал, что церкви использовались как неофициальные общественно-досуговые центры, для показа фильмов или для проведения вечеринок. «Я говорил с одним мужчиной о его местной церкви, и он сказал о ней просто: «Тут мы танцевали, пили, дрались, а потом падали»».

Дэвис говорит, что когда входишь в пустую, заброшенную церковь из дерева, где давно уже нет ярких икон и росписи, тебя охватывает «чувство ужасной печали». «Там все еще сохраняется некое духовное присутствие. Плюс ко всему есть эти маленькие, но трогающие душу детали. Ты заходишь в какую-нибудь маленькую часовенку в неизвестной глуши, и видишь, как кто-то аккуратно сложил в полиэтиленовый пакет обломки иконы. Но можно также наткнуться на сталинские надписи на стенах, вроде «Саша любит Машу».

Найти такие церкви - это само по себе приключение. Местные жители порой знают о заброшенных часовенках в глухомани. А один раз Дэвиса даже арестовали сотрудники госбезопасности, потому что он подобрался слишком близко к площадке для пуска межконтинентальных баллистических ракет. Недавно Дэвис начал замечать, что россияне помоложе проявляют все больше интереса к восстановлению этих зданий. Они пишут ему, сообщая о новых находках, или рассказывают о храмах в своих деревнях и городах. Однако, говорит он, денег на восстановление просто нет, а время заканчивается.

«В 2007-м я побывал в одной церкви, которая неплохо сохранилась. Но надо сказать, что я очень нервничал, заходя внутрь, - вспоминает Дэвис. - Спустя два года я снова приехал туда, но она уже упала. Один стык начал гнить, а в таком случае церковь уже обречена. А такое будет происходить и дальше. Через несколько лет они могут полностью исчезнуть».

Так что, пережив коммунизм, коллективизацию, забвение, молнии, пожары и гниение, последние несколько сотен храмов могут погибнуть из-за элементарной нехватки денег на ремонт.

«У меня такое чувство, что по цене одного центрального нападающего из «Челси» их можно восстановить полностью. Все. Всякому олигарху, который восстановит деревянных храм, должно быть гарантировано место в раю, - заявляет Дэвис. - Там огромное количество культурных деталей, а стены могут рассказать такие истории, которые мы и представить себе не можем».

Оригинал публикации: In search of Russia's lost churches

Опубликовано на сайте inoСМИ.Ru

http://inosmi.ru/russia/20121224/203745867.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22