Вступая в
новый год, мы, по христианской традиции, оцениваем прошедшее время и
пытаемся понять, что нам предстоит. Мы вспоминаем наши грехи и
несовершенства, милости Божии, проявленные к нам. Размышляем, в чём мы
исполнили волю Спасителя, а что сделали неправильно. Именно так должен
встречать христианин новое лето благости Божией - не в пустых
развлечениях, а в размышлениях. Настоящий год был очень непростым, но
полезным для Церкви. Она продолжила восстанавливать свое естественное
для России, да и для других стран исторической Руси место в народной
жизни, в том числе в сферах образования, культуры, размышлений о судьбах
страны и о жизни человека. Встало на более прочную основу присутствие
позитивных знаний о религии в школах.
Разворачивается институт штатного
военного духовенства. Постепенно продвигается систематизация церковного
присутствия в местах заключения. Наши пастыри и активные миряне
участвуют в общенациональной дискуссии по вопросам экономики,
государственного устроения, культуры, общественной нравственности,
воинской жизни, других областей народного бытия. Словом, Церковь
возвращает себе то место в жизни России, которое ей всегда было
свойственно и без которого России не будет, как тела без души, потому
что Церковь - это душа нашего народа. Изыми её - и уйдёт всякая надежда
на будущее, народ быстро растворится среди других народов мира и
потерпит полное поражение. Для меня это совершенно очевидно.
Неудивительно, что восстановление Церковью своего нормального места в жизни общества вызывает у некоторых людей бешеную злобу. Иначе и не могло бы быть. Не могли не прозвучать все услышанные нами окрики, доносы, «наивно»-удивлённые возгласы: а что это они лезут в школу, в армию, в культурные дебаты? Как будто для Церкви это что-то противоестественное, как будто во всех странах мира, за немногими печальными исключениями, религиозные общины в этих сферах не присутствуют! К такой реакции надо было быть готовыми, да по большому счёту мы и были готовы к ней. Те, для кого невыносимо присутствие Евангелия и веры во Христа в общественном пространстве, пошли в последний бой. Они понимают, что возможности уничтожить нас, заставить нас замолчать, выставить нас на посмешище становится всё меньше.
За этот непростой год наша Церковь, в том числе наша православная общественность, научилась очень многому. Люди поняли, что нельзя и неправильно молчать. Нужно не просто достойно реагировать на антицерковные кампании, но вновь и вновь говорить людям о правде Божией, даже если им неприятно о ней слышать, даже если они бунтуют против неё, понимая, что у них есть два выхода - либо измениться, либо погубить свою душу.
Мы научились говорить не длинными, округлыми, общими, причесанными текстами, которые сейчас просто никто не слышит, а яркими, короткими фразами, а главное - свидетельствовать поступками, которые ценятся и замечаются сегодня в десятки раз больше, чем любые, даже самые умные слова. Мы перестали бояться говорить - смиренно и бесстрашно - перед лицом самых изощрённых витий, самых богатых и властных людей, тех, кто ещё недавно пытался нам сказать: вы никто в обществе, оно принадлежит нам.
Мы научились побеждать. Нас пытались испугать и перекричать, а с другой стороны, пытались предложить ложный путь компромисса: откажитесь от неудобных для обывательского, потребительского мира слов Христа, откажитесь от церковной традиции, приспособьтесь к нам, изменитесь согласно нашим правилам - и мы вернем или введём вас в круг «рукопожатных людей» и снова будем вам улыбаться. И первое, и второе предложение было отвергнуто. Православные христиане поняли, что можно отстаивать истину Христову во всей ее полноте и целостности, не боясь никого и делая так, чтобы большинство народа нас услышало.
Нам иногда пытаются сказать, что люди, выступающие против нас, - это чуть ли не большинство общества или лучшая, авангардная, продвинутая его часть. Опросы и сама жизнь показывают, что это не так. Мы имеем дело с сектой, последователей которой немного, но эти люди убеждены в незыблемости своих взглядов и непререкаемости своих лидеров. Они поднимают шум, когда сформулированные ими «аксиомы» пытаются оспаривать, а с авторитетными гуру этой секты пытаются дискутировать. Но способы противостояния сектантскому сознанию известны: нужно не бояться говорить правду о заблуждениях и ошибках якобы непогрешимых учителей и учений.
При этом всех людей - в том числе тех, которых я упомянул, - нужно любить. За последние месяцы я начал замечать, что многие представители либерального направления нашей общественной мысли стали всё чаще обращаться, приходить ко мне, иногда спорить, что-то спрашивать, но у многих из них открылось второе дыхание духовных поисков. На эти поиски нужно уметь достойно ответить - принимая всех смиренно, с любовью, но одновременно побуждая их открыть для себя Христа - милующего Отца и грозного Судию, принимающего всех и сказавшего: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6).
Церковь - это тело Христово. Её не удастся ни разрушить, ни разделить. Основание этому - Боговоплощение, смерть и Воскресение Христово. Бог с нами, и никто же на нас. Только надо хранить верность Его пути, Его заповедям, Его воле.
С праздником Рождества Христова, дорогие братья и сёстры! Пусть Родившийся ныне в Вифлееме исправит наши стопы по Своим заповедям, дабы нам наследовать жизнь вечную.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин
«Русь Державная», 2013, № 1