Одесский Свято-Никольский (Трудолюбия) храм

0
192
Время на чтение 6 минут

Столь необычное для современного восприятия название - Трудолюбия - исходит от святого праведного Иоанна Кронштадского. Именно этот священник и именно в этом городе не просто обратил внимание на жителей городских трущоб и неимущие слои населения, но и начал деятельно им помогать. Можно сказать, что святой праведный Иоанн Кронштадский разработал особую социальную технологию, которая актуальна до сих пор. Этому удивительному человеку принадлежит классификация бедности: «Бедность от рождения, бедность от сиротства, бедность от разных бедственных случаев - от пожара, от кражи, бедность от неспособности к труду по причине старости или болезни, или калечества, или по маловозрастности, бедность от потери места, бедность от лености, бедность от пристрастия к хмельным напиткам и, в наибольшей части случаев, от недостатка труда и oт недостатка средств, с которыми бы можно было взяться за труд: порядочной одежды, обуви, насущного хлеба, инструмента или орудия».

Святой праведный Иоанн Кронштадский

Активно занимаясь благотворительностью и уделяя особое внимание беднейшим слоям общества, он понял, что милостыня, конечно, необходима, но она часто развращает людей, отвращает их от труда. Ведь чем больше он раздавал денег, тем больше вокруг становилось нуждающихся. Так и родилась идея: для того, чтобы помочь отверженным вновь стать уважаемыми членами общества, нужна трудовая помощь. Конечно, такие попытки предпринимались и раньше, но так называемые «работные дома» вырождались в приюты для бездомных. Учтя опыт предшественников, на средства благотворителей в Кронштадте был открыт первый Дом Трудолюбия. Здесь местной бедноте давали приют и ремесло - не сложное, но способное прокормить. Ночлег и питание не были абсолютно бесплатными, но для работающего в Доме вполне посильные. Причем принимали в Дом Трудолюбия как мужчин, так и женщин.

Вскоре на просторах Российской империи в самых различных губерниях начали перенимать опыт Кронштадта. Появилось похожее учреждение и в Одессе, вблизи Пересыпского моста. Даже сегодня этот микрорайон неприветлив. Пересыпь - это песчано-ракушечная коса, отделяющая Хаджибеевский и Куяльницкий лиманы от Черного моря. Активно застраивалась она в начале XIX века. Здесь селился работный люд, труженики порта, который совсем рядом. Конечно, выражаясь современным языком, криминогенная обстановка здесь была, да и остается ныне непростой. И выбор именно такого места для основания Дома Трудолюбия более чем оправдан.

Пересыпский мост

Так, в пустынном и практически заброшенном Лесном переулке началось строительство центра, как бы сейчас сказали, реабилитации нищих и бездомных, преследовавшего цель обретения ими приюта и приобщения к труду. Меценатом этого предприятия выступил одесский купец Петр Иванович Степанов. Он пожертвовал средства для строительства храма в память о Царе-Миротворце Николае I. Но этим не ограничился. Жертвователь проводил на строительстве все дни - с утра и до вечера, лично контролируя ход работ. Благодаря такому вниманию храм был построен всего за год.

Таким Свято-Никольский (Трудолюбия) храм был

Это было одноэтажное здание с двухэтажной надстройкой по центру, увенчанное пятью куполами, плюс еще один купол над алтарем. Проектировал и руководил строительством архитектор В.А. Домбровский. Дом Трудолюбия находился рядом и имел мастерские для работ, склады, просторные спальни, большую столовую и был рассчитан на 350 человек. Красивое здание храма стало настоящим украшением этого безрадостного на вид места. Освящен храм был 20 октября 1897 года Высокопреосвященнейшим Иустином, архиепископом Херсонским и Одесским, в сослужении городского духовенства и при стечении большого количества народа, заполнившего прилегающие улицы. Причем народ для того, чтобы видеть весь обряд, начал собираться еще до рассвета. Так в Одессе начал работать уникальный проект всесторонней помощи тем, кого принято было считать «отбросами» общества.

За двадцать лет, отведенных историей для деятельности храма Святителя Николая и Дома Трудолюбия при нем, здесь нашли приют сотни человек, многие обучились ремеслам и нашли свой путь в жизни. Было произведено множество товаров, которые продавались на особых лотках на одесских рынках. Многие одесситы, ремесленники, купцы приносили в дар этому заведению различные орудия труда, инструменты, материалы.

Таким Свято-Никольский (Трудолюбия) храм стал в богоборческие времена

Однако грянул гром революции 1917 года, «освободившей» в том числе и обитателей одесского Дома Трудолюбия. Свято-Никольский храм был закрыт, а здание Дома передали промышленным предприятиям. Так прекратил свое существование уникальный проект, в котором и сегодня так нуждается человеческое общество. Во время румыно-немецкой оккупации Одессы Свято-Никольский храм был открыт и послужил Богу и людям до 1961 года. Затем храм закрыли во второй раз. Долгое время здесь размещались ангар и склад хлебозавода имени Горького, спортивная школа. Надо ли говорить, что храм был практически разрушен. К 1992 году, когда сюда вернулся священник, здание превратилось в руины без крыши и ограды. Первое богослужение совершалось под дождем. Но верилось, что по милости Божией этот храм, от которого осталось одно название - Свято-Никольский (Трудолюбия), вновь восстанет из праха и будет созывать верных на молитву колокольным звоном.

Так и случилось. Прихожане внесли свою лепту в возрождение этого храма. Он совсем небольшой, - как снаружи, так и внутри, но очень красивый, чистый и ухоженный. Вновь вознеслись его золотые купола, засияли над ними кресты. А святитель Николай, изображенный на внешней стене, привлекает всех на молитву. Возрождаются здесь и традиции благотворительности - приход откликается и активно участвует во всех подобных мероприятиях Одесской епархии.

Свято-Никольский (Трудолюбия) храм сегодня

Район, в котором находится Свято-Никольский (Трудолюбия) храм, по сей день остается неблагополучным. Здесь обитает множество бездомных, наркозависимых, алкоголиков. Первое, что бросается в глаза, когда попадаешь сюда, - это вереницы грузовиков, едущих в порт, множество другого транспорта - под Пересыпским мостом проходит автомобильная дорога, железнодорожные пути, связывающие не только различные районы Одессы, но и сам город с другими областными центрами и находящимися в них предприятиями и с портом. Так что здесь всегда шумно, и воздух не напоен ароматом белой акации...

Свято-Никольский (Трудолюбия) храм внутри

И вот среди этого серого, в прямом смысле слова, мира, над громадой моста торжественным золотом в любую погоду сияют купола Свято-Никольского храма. Нарядные стены, красивая ограда, мир, особая тишина, спокойствие и практически домашний уют - все это действительно воспринимается как «не от мира сего». Богомольцы едут сюда из разных районов города. Здесь понимаешь, что такое островок благодати Божией среди суеты мира и серости будней. Приход небольшой, но очень дружный - практически все друг друга знают и помогают в случае необходимости. Особенно рады здесь видеть новые лица богомольцев. Поражает и то, можно сказать, детское доверие и любовь, с которыми люди здесь прибегают к Богу и Его Угоднику Святителю Николаю. К нему часто обращаются, как к живому: кому-то нужна работа, у кого-то проблемы в торговле или нужно продать-купить жилье, кто-то страдает от бездетности, а кто-то одинок... И по такой, искренней и бесхитростной молитве через Своего Угодника Господь всегда помогает и подает просимое и необходимое. Несмотря на период длительного запустения, сохранились святыни этого храма: Престольный крест и икона святителя Николая. Местные прихожане связывают это, без сомнения, чудо с приснопамятным архимандритом Алексием (Филозовым), который служил здесь до закрытия храма, а потом хранил реликвии в Свято-Успенском мужском монастыре. Отец Алексий успел передать сохраненные духовные сокровища вновь открытому Свято-Никольскому (Трудолюбия) храму. Произошло это незадолго до его кончины.

Икона святителя Николая

Богослужения совершаются здесь в воскресные и праздничные дни, традиционным стало пение акафиста святителю Николаю, совершаемое по четвергам в 8.00 утра. Так, на промышленной окраине Одессы несет свою миссию этот духовный маяк, храм имени великого угодника Божия. Хочется верить, что восстановится и Дом Трудолюбия - этот опыт так необходим сегодня, в дни острого социального неблагополучия. И ныне актуальны слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Разве не доброе, не гуманное дело спасать людей от лености, праздности, апатии, тунеядства?»

http://odnarodyna.com.ua/node/11431
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Кравец
Все статьи Ольга Кравец
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28