Что такое воцерковлённость

Поиск точного числа верующих превращается для ученых в сизифов труд

0
262
Время на чтение 5 минут

В Москве независимая социологическая служба "Среда" презентовала исследовательский проект "Арена", который описывает картину религиозной жизни россиян. Комментируя данное исследование, журналисты написали о том, что произошло двукратное уменьшение числа православных в России: с 74 процентов по недавнему опросу, проведенному Левада-центром, до 41 процента по результатам социологической службы "Среда". На самом деле такой вывод представляется совершенно некорректным. И мы постараемся показать почему.

Единственное, что может сделать социология в сфере иррационального, а религия, безусловно, относится к данной области - это посчитать число приверженцев этого иррационального. В остальном современные инструменты социологии в изучении иррационального бессильны. Мы убеждаемся в этом, следя за попытками организаторов разных опросов определить качественный состав православных в России. Результаты подобных исследований часто заводят в тупик даже их авторов, и они стремятся выйти из положения, придумывая новые термины. В случае со "Средой" речь идет о появлении понятия "церковные люди", то есть те, кто заявляют о своей принадлежности к РПЦ МП. Ввод этого термина еще больше запутал читателей. На самом же деле, любые опросы за последние 20 лет показывают примерно одинаковое число людей, называющих себя религиозными - 85 процентов, плюс 15 процентов тех, кто считает себя нерелигиозными. Внутри религиозного населения около 70-80 процентов относят себя к православию. Удивительно, что за 20 лет исследований отношения населения к религии никто не задался вопросом - почему эти результаты остаются практически неизменными.

Вместо простого предположения, что иррациональное невозможно измерить цифрами, вновь начались бесконечные разговоры о том, что воцерковленных или практикующих христиан у нас всего 4 процента, что Евангелие читало меньшинство людей, называющих себя православными. Но дело в том, что Новый Завет читала лишь часть жителей России, точно также как и "Войну и мир" или "Преступление и наказание", хотя эти книги, в отличие от Нового Завета, входили в школьную программу.

На самом деле религиозность связана не с тем, сколько раз человек прочитал Евангелие, знает ли он Символ Веры или оросы Вселенских соборов. Вера зависит от мировоззрения и связи человека с Богом. Латинское слово RELIGARE означает именно связь, соединение. Если у человека есть личный контакт со Христом, то Он поймет его независимо от уровня образования или частоты посещения храма. В противном случае мы должны объявлять неверующими большинство жителей России прошлых веков, так как они не владели грамотой и, следовательно, не знали и Евангелия. Этот пример показывает абсурдность исследования веры механикой социологии.

Бесконечный поиск точного числа верующих превращается для ученых в сизифов труд, когда с горы на них каждый раз летит камень их цифр и выводов, который они с таким трудом туда затолкали. Сейчас этот валун придавил социологическую службу "Среда", которая специализируется на изучении религиозных явлений в нашей стране - они вводят новые понятия, которые приводят к еще большей путанице в головах. Теперь у нас есть "церковные люди", "воцерковленные православные", "практикующие христиане", а социологи, по признанию самой "Среды", так и не могут точно замерить их число: "Наиболее живую дискуссию вызвали вопросы о количестве православных и мусульман в России, численность которых при проведении социологических опросов по различным методикам составляет от 5 до 80% и от 5 до 14% соответственно". Это отрывок из пресс-релиза службы "Среды" о презентации их проекта.

Между тем, понятие "воцерковленный" христианин вполне уместное и понятное внутри Церкви, с научной точки зрения превращается в бессмысленность из-за отсутствия объективных критериев. Определить с помощью цифр личные отношения человека с Богом невозможно, но эту простую вещь, которую я повторяю в течение 20 лет, упорно не признают.

Если же говорить о воцерковленности, то её можно определить как уровень религиозно-мистического состояния человека в конкретный момент времени. Этот уровень чрезвычайно подвижен, постоянно меняется, поскольку человек устроен очень сложно не только психически, но и духовно. В течение одного дня православный может горячо молиться, а затем впадать в состояние безразличности и отстраненности от Бога. При этом он ни на минуту не перестает быть православным, потому что он не отрекается от Христа и Церкви. Только сознательное отречение является свидетельством перехода из состояния "в православии" в состояние "вне православия".

Практикующий христианин - не тот, кто расставляет свечки по храму на службе, но тот, кто молится Богу, вступает в личное общение с Ним. А поэтому каждый из 80-ти процентов православных в какие-то моменты бывает очень близок ко Христу ("переходит" в пресловутые 4%), а в какие то - бесконечно далек. В этом заключается парадокс христианства. Каждый православный одновременно является как глубоко верующим, так и человеком на грани отпадения. Невозможно секулярному учёному классифицировать верующих на процентные группы, и на этом основании утверждать, что одна из них религиознее другой.

Христианство вообще религия парадоксов, где смерть можно победить смертью, где Бог един в трёх лицах, где Бог умирает, где Он является одновременно и Богом и человеком. А потому бесперспективно постоянно подсчитывать число религиозного населения и нерелигиозного. Это число статично. Оно всегда около соотношения 85 на 15 процентов. Причём во всех странах и, открою секрет - во все эпохи. Такова природа человечества.

Гораздо интереснее было бы, например, узнать мировоззрение церковных людей, попытаться определить "типажи", политические или культурные пристрастия и проч. Ответы на эти вопросы могли бы иметь даже практическую пользу. В нашей Церкви есть люди разных политических убеждений, верующие читают разные книги, слушают разную музыку, объединяются в группы и клубы, но изучением этих аспектов никто не занимается, зато с маниакальным упорством считают число воцерковленных и пытаются выскочить из ловушки, в которую сами себя загоняют.

Единственный человек, правильно оценивший результаты исследования "Среды", - это епископ Подольский Тихон (Зайцев). Будучи человеком абсолютно далеким от социологии, он очень точно определил механизм воцерковления людей: "Ничего нет странного в том, что не все, считающие себя церковными, не совсем точно знают основы вероучения. Когда начинается строительство каждого нового храма, община зачастую собирается из людей, которые пока не являются в полном смысле слова воцерковленными. Многие приходят просто помочь священнику и своим соседям, потому что хотят быть причастными к доброму делу - строительству нового храма. А уже потом, по мере общения с батюшкой, они начинают участвовать в таинствах Церкви. Удивительного ничего нет. Многие и хотели бы помолиться и пообщаться со священником, но такой возможности у них раньше не было. По мере строительства новых храмов у нас с каждым годом будет все больше людей, хорошо знакомых со своей верой и являющихся активными членами Церкви".

Такие слова может сказать лишь человек с ясным религиозным сознанием. Храмы нужны для того, чтобы верующие православные люди могли разобраться в самих себе. Именно в храме происходит обмен тем таинственным и неуловимым для социологии "веществом", именуемым религиозным опытом. Религиозный опыт, несомненно, имеет величину и именно эту величину и называют внутри Церкви воцерковлённостью. Только измерить её инструментами светской социологии невозможно.

Я бы призвал верующих оставить в покое светских учёных и не вступать с ними в полемику, в конце концов, это их неотъемлемое право заниматься тем, чем считают нужным, если бы не одно "но". И это "но" носит политический характер. Дело в том, что нам всё время пытаются доказать, что нас православных ничтожно мало. И пусть бы их! Однако, опираясь на малые величины, ошибочно выведенные социологами, люди власти могут принимать политические и административные решения, ущемляющие наши права.

Права большинства религиозного населения России.

http://www.religare.ru/2_98729.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Владимирович Щипков
Все статьи Александр Владимирович Щипков
Последние комментарии
Рождённые в СССР
Новый комментарий от учитель
30.12.2024 18:53
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 18:45
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 17:19
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.12.2024 16:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22
«В этом трагедия лютеранства и его адептов»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
30.12.2024 14:36
Обстановка внутри и вокруг УПЦ
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 14:29