"Сколько в России верующих?", "А сколько нужно?" - представляя вчера "Атлас религий и национальностей", составленный исследовательской службой "Среда", социологи рассказывали о сложности измерения религиозного сознания.
Перед началом встречи журналистам раздавали анкету с утверждениями - "исповедаю православие", "исповедую ислам" и т.д., в которой надо было указать предполагаемый процент согласных. Кто следит за статистикой, звучащей с высоких трибун, тот легко подставит ответы: православных - 70-80 процентов, мусульман - 20 миллионов и т.д.
Но только что составленный "Атлас" приготовил неожиданности. Православных, "исповедующих православие и принадлежащих к русской православной церкви", служба "Среда" насчитала 41 процент. Еще 25 процентов россиян "верят без религии" ("верю в высшую силу, но конкретную религию не исповедую"). 13 процентов заявляют, что не верят в Бога. 6,5 процента исповедуют ислам, 0, 5 - буддизм. Менее чем 0,5 - насчитывают иудеи, старообрядцы, католики, протестанты, пятидесятники. 4,1 назвали себя "христианами без конфессии" ("исповедую христианство, но не считаю себя ни православным, ни католиком, ни протестантом"), а 1,5 процента - "православными вне церкви". Еще 1 процент пришелся на всякие прочие ответы, начиная от "у меня свой Бог в космосе" и кончая "верю в мужа" или "...в мировую религию".
Вся цифровая сенсация этого исследования сводится к численности православных и мусульман, и тех и других оказалось меньше, чем мы привыкли утверждать.
Верить можно в Бога, в мужа, в мировую религию, но образ твоей веры расскажет о тебе не меньше, чем цифры доходаВпрочем, новым цифрам нашлись объяснения.
- Когда из уст представителей Церкви мы слышим, что в России 70-80 процентов православных, то речь идет прежде всего о "православной идентичности", - подчеркнул руководитель информационно-аналитического управления Синодального информационного отдела РПЦ Вахтанг Кипшидзе. - О людях, потенциально принадлежащих православной культуре и слышащих пастырское слово Церкви.
Понятно, что Церковь не рассчитывает увидеть в них строго воцерковленных людей, таких всегда насчитывали немного, и с этой точки зрения 41 процент скорее лестная для православия цифра.
Перед социологами сейчас стоит задача отделить самоидентичность от настоящей религиозной идентичности, а также уйти от "социально одобряемых" ответов. Портреты традиционно и нетрадиционно верующих становились куда интереснее, когда к ним добавлялись такие социальные характеристики: доверие к окружающим, любовь к Родине, желание иметь много детей.
Директор по исследованиям фонда "Общественное мнение" Елена Петренко напомнила журналистам, что первый социологический замер в России в конце 60-х - исследование читателей газет - принес неожиданную цифру: 8 процентов советских граждан назвали себя в анкете "верующими". Столь высокую для страны с официальной атеистической идеологией цифру поспешили откомментировать так: это бабушки, которые завтра вымрут. В начале 10-х годов XXI века блистательный социолог Валентина Чеснокова разработала первый инструментарий для измерения веры и воцерковления. Он принес поразившие результаты - 65 процентов опрошенных назвали себя православными.