Почти каждый раз, когда начинается обсуждение, каким образом давать отпор многочисленным противникам Церкви, вспоминают, как святитель Николай Чудотворец заушил ересиарха Ария.
Свои и чужие
Это действительно был поразительный поступок. За Арием стояла большая сила. Его сторонницей была сестра императора Константина (которого впоследствии прославят как святого и равноапостольного), да и он сам относился к еретику снисходительно. Среди духовенства у ересиарха было много сторонников, иные же считали арианство просто мнением, опасность которого недооценивалась.
Первые три века в Церкви над этим не особо задумывались - шли гонения, было не до внутренних разногласий. Но когда император Константин объявил христианство единственной официальной религией империи, тут-то Арий и объявился. Его концепция была понятна, эффективна, очень удобна для миссионеров.
Напомним: Арий верил, будто Сын Божий был сотворён, подобно ангелам и людям. Лжеучитель ставил Христа выше, чем мусульмане своего пророка Мухаммеда, но не считал Его Богом.
Эта концепция находилась в полном согласии с человеческим мудрованием, поэтому среди её последователей мы видим таких людей, как Исаак Ньютон. То, что она не победила, - настоящее чудо, ведь почти все древние народы имели схожие с Арием представление о Боге Отце.
Нужно добавить, что Арий был учёным-аскетом, прекрасным проповедником, очень подкованным священником. С другими богословами говорил на их языке, легко парируя контраргументы. Вдруг подходит самый ДОБРЫЙ из всех людей, которые рождались после Божией Матери, и, вместо того чтобы спорить, просто бьёт еретика по физиономии. И эта пощёчина прозвучала на весь крещёный мир. Христиане проснулись. Они поняли, что на Соборе решается судьба веры.
Но вот вопрос: как бы отнеслись православные к этой пощёчине, если бы святитель Николай был другим человеком, не изобиловал любовью, имел непростой, как говорится, характер?
Я помню, как начал перечить зачем-то маме. Вдруг мой дядя - человек очень добродушный, спокойный, от него слова никто грубого не слышал, - сказал мне, едва повысив голос, но очень жёстко, что он думает о происходящем. Это меня просто ошеломило, прожгло. Я подумал, что уж если мой добрейший дядя вышел из себя, значит, я действительно зарвался.
Так что Господь неслучайно выбрал именно святителя Николая для пощёчины, быть может, единственной в его жизни.
И второй момент важен: Арий был в глазах православных «своим». Поступок святителя сорвал с еретика овечью шкуру, но до этого момента он считался одним из учителей Церкви. А как поступать с «чужими»? Вспомним, как исцелил Спаситель ухо стражника, отрубленное апостолом Петром. И буквально почти сразу после этого Пётр трижды предал Христа. Это не два разных действия - отрубить ухо врагу Христову и предать Спасителя. Оба этих поступка проистекали из малодушия. Когда нам не хватает веры, мы начинаем нашаривать меч и приглядываться к ушам.
«Освяти руку твою ударом...»
Ещё говорят о предках наших, которые с оружием в руках...
Тут не следует путать. Они с оружием в руках противостояли не всякой досадной мелочи, а тем, кто шёл физически уничтожать наших родителей, жён, детей.
- А разве убийство души не страшнее? - возразят мне.
Страшнее. И поэтому противостоять ему следует оружием куда более сильным, чем кулак или автомат, - духовным.
- А если нет оружия?
- Искать опору в тех, у кого оно есть.
- Но вот святитель Иоанн Златоуст велел заушивать тех иудеев и язычников, которые станут хулить Христа, - может ответить мне оппонент.
И действительно, у святого Иоанна есть такие слова:
«Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди...»
Но посмотрим, что он говорит дальше:
«Не безрассудно ли, в самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся; да, что говорю я - драку? Если увидим, что упал осёл, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Богохульник - тот же осёл, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство».
То есть можно кротостью, можно силой, главное - не проходи мимо равнодушно или боязливо. И ещё, обратите внимание, речь идёт о БРАТЬЯХ - так называет богохульников святитель. Слова же о том, что у нас с богохульниками нет общего, он называет «голосом сатанинским».
Чтобы лучше понять его, обратимся к сказанному Христом, как раз на эту тему:
«Кто скажет что-либо против Сына Человеческого, тому это простится, но кто говорит против Святого Духа, тот не будет прощён ни в этом веке, ни в будущем».
Что противно Духу Святому? Нелюбовь. В ком? Не в язычниках же, с них какой спрос, а в нас - христианах. Вот и святитель Иоанн о том же: кротостью брата подними или силой, только не проявляй безразличия. И ещё. Иоанн Златоуст жил в городе, где христиане составляли меньшинство. И ударив кого-либо, христианин мог легко лишиться жизни или как минимум оказаться в тюрьме. То есть святитель призывал к исповедничеству и мученичеству ради богохульствующих братьев, а не наведению порядка во имя иных, «высших», целей.
Об исповедничестве и мученичестве речь идёт и у св. Тихона Задонского:
«Когда злой язык Имя Божие хулит и честь Его терзает, то тогда должны не молчать, но стоять за честь Имени Его, и хульника злоречивая уста заграждать, хотя бы и до излияния крове и лишения живота нашего следовало дело».
Сравните с позицией иных нынешних православных, которые, процитировав Златоуста, приходят к выводу: «Со злом не нужно разговаривать, его нужно уничтожать!»
Не погибать, а уничтожать - обратите внимание на эту разницу. А ведь, с точки зрения Златоуста, это позиция не христианская, а сатанинская. И не будем обманывать себя, будто мы сплошь и рядом видим братьев в тех, с кем боремся. А без этого - всё втуне.
Пикет заушенный
К счастью, многие из тех, кто любит «заушивать» в теории, когда дойдёт до дела, всё-таки вспоминают о том, что они христиане.
У меня есть друг - офицер-моряк, который любит цитировать всякие «решительные» места из православной литературы. Как-то раз он позвал меня на пикет против иеговистов. Не просто позвал, а настоял со свойственной ему энергией. Пришли. Борцы с иеговизмом как-то сразу разделились на три группы. Одна отошла в сторону и стала читать молитвы. Вторая, состоявшая из атеистов и пожилых разгневанных женщин, набросилась на иеговистов, чтобы «освятить руку», как им казалось. Мы с другом-моряком оказались в третьей и вместо борьбы с инославными бросились защищать их от побоев.
А вскоре в одной православно-патриотической газете вышла заметка об этом, лживая от начала до конца. Оказывается, это иеговисты на нас набросились, насилу устояли. И когда я сейчас читаю о подобных акциях или о том, как удалось проучить хулителей, возникает двойственное чувство.
С одной стороны, это наша страна и позволять здесь безобразничать - не дело, нельзя равнодушно проходить мимо. С другой - большая часть нашего крещёного, но невоцерковлённого народа слышит о нас, православных, только когда мы кого-то опять проучим или в связи с каким-то скандалом, где очередной священнослужитель или мирянин показывает себя исключительно плохо. Постепенно мы превращаемся в глазах людей в какую-то трагикомическую, ряженую силу, которая не имеет ко Христу никакого отношения.
Чего собственно богоборцы и добиваются. Нас иной раз абсолютно сознательно провоцируют, а мы абсолютно бессознательно поддаёмся практически на каждую провокацию.
Должно ли добро быть с кулаками?
«Лично меня не первый год уже беспокоит деятельность различного рода ревнителей, которые от утверждения "добро (православие) должно быть с кулаками" переходят к реализации этого небесспорного постулата на деле... - пишет игумен Нектарий (Морозов) из Саратова. - Я не то, чтобы не понимаю или не разделяю возмущение этих ревнителей, нет, многим из того, что происходит сегодня в России, я сам нередко бываю до крайности возмущён. Но, то ли оттого что я священник, то ли оттого что достаточно вдумчиво читаю Евангелие и святых отцов, у меня не появляется желание прибегнуть к искоренению зла силой. В том числе и потому, что мне предельно ясны ближайшие уже последствия таких действий... Всё это безобразие демонстрируется на телеэкранах, выкладывается в Интернете, распространяется с гигантской скоростью, становясь достоянием всего "цивилизованного мира"».
И дальше отец Нектарий говорит:
«А если порыться в памяти и в сети, то там столько можно найти апологетов "противления злу силой", что и Ильин, на которого они то и дело ссылаются, ужаснулся бы. А ещё они ссылаются на святителя Иоанна Златоуста и на преподобного Иосифа Волоцкого... И игнорируют почему-то тот факт, что ни сам Ильин, ни Златоуст, ни преподобный Иосиф не бегали по улицам и не били никого - хотя заслуживали быть битыми, верно, многие и в их время, ничуть не меньше, чем в наше. И хотя именно к этим "апологетам" обращён укор Спасителя: "Не знаете, какого вы духа" (Лк. 9, 55), они укора в упор не замечают...
При необходимости ознакомиться посредством Интернета как с теоретиками, так и с практиками "кулачного подхода" несложно. Что движет ими, если они всё-таки считают себя людьми православными?
Частных причин много, но общая, очевидно, одна: недостаточность собственной подлинно христианской жизни. Аргументирую: когда человек такой жизнью живёт, у него не возникает желания ни с кем драться, он об этом и не думает даже, понимая, что какое-то глобальное изменение мира может начаться лишь с малого - с изменения им себя. Того изменения, ради которого надо "дать кровь", чтобы "принять дух". Свою кровь, разумеется, а не чужую, и пот свой, и труд свой. Но нет труда и нет подвига, а гордость есть. И желание "кем-то быть" в Церкви тоже есть. И соскальзывает человек на стезю "подвигов" и "трудов" более чем сомнительных. И с ИНН борется до потери голоса и разума, и против паспортов воюет, и драться, если что, готов незамедлительно, чувствуя себя при этом самым настоящим героем. Если обладает он даром убеждения и способностью влиять на людей - тем хуже, потому что многим голову заморочит и с дороги правильной собьёт
К сожалению, эта проблема - насущная на самом деле - не получила пока единой, аргументированной оценки. А время такое на дворе, что взвешенность и осторожность как никогда требуются».
Время истекает
Трудно не согласиться со сказанным выше. Дай Бог, чтобы я ошибся, но растёт ощущение, что мы терпим поражение, за которое придётся расплачиваться потом кровью мучеников. Нам не хватает сил проповедовать Благую Весть, раскрыть перед народом глубину и красоту христианства, в том числе своим поведением. Любовь, мудрость, сдержанность, бескорыстие - вот чего от нас ждут. И всё это в Церкви есть, но невидимое миру. А то, что на виду, вызывает нередко самые грустные чувства.
Самому не раз приходилось писать в нашей газете о противлении злу силой, но то, что происходит сейчас - наша беспомощность, неумение донести до людей Слово Божие, - пугает меня с недавних пор несравнимо больше всех этих богохульников, гей-парадов, Pussy Riot и так далее.
- Народ на нашей стороне, - убеждают меня, - нападки на Церковь интересны лишь кучке отщепенцев.
Да, это правда. Народ всё ещё на нашей стороне, благодаря уважению к православной русской истории, подвигу новомучеников, своим бабушкам-христианкам и по иным причинам. Всё это рождает готовность слушать нас. Вот и ждут, почти безмолвно, когда мы явим пример воплощения Христовых заповедей. Но нужно понимать, если мы упустим нынешние поколения, следующие начнут искать истину где-то на стороне.
Владимир ГРИГОРЯН