27 ноября 2012 года в пресс-центре «МК» прошла встреча с журналистами известного сатирика и писателя Михаила Задорнова, приуроченная к выходу документального фильма «Рюрик. Потерянная быль». Картина названа всенародной, поскольку желающие вкладывали собственные средства в ее создание, умудрившись собрать миллион за небольшой срок. Научно-популярный фильм стремится окончательно развенчать так называемую норманнскую теорию, поведать о подлинной древности русской истории и, по словам автора, вызвать у зрителя желание рожать детей.
Михаил Николаевич признался, что фактически поменял профессию на полгода ради съемок этой работы, что в его возрасте уже нелегко. Как он отметил, мы живем в истории с обрубленными корнями: ее активно переписывали немцы, а сегодня у нас нет даже единой схемы ее подачи, поскольку в учебниках в разных городах России подаются разные сведения. Недобросовестная работа журналистов также вносит свой вклад. Такое положение истории он сравнил с деревом, у которого опадает листва, если обрубить корни.
Князь Рюрик. Скульптура памятника 'Тысячелетие России'
Он заявил, что в фильме присутствуют убедительные доказательства, основанные на летописи, раскопках, топонимике, этимологии, что Рюрик не был шведом или скандинавом вообще. Вероятно, для упрощения восприятия журналистами, сатирик сравнил варягов с бандформированием, обозначив тем, что последние - не этническое понятие, а только род деятельности. Он с недоумением отметил, что сегодня научно доказано, что прибрежный район Швеции Руслаген, откуда по приданию пришли варяги, был в то время под водой, но норманнская теория и официальная наука Швеции продолжают стоять на этом спорном фундаменте.
В ходе своих изысканий Михаил Николаевич проехал не только по Скандинавии и Германии, но и США. Он отметил, что ученые Гарвардского университета, опираясь на исследования ДНК, открыто утверждают о том, что предки современных русских уже многие тысячи лет населяли Евразийский материк. Если и говорить о славянах и брать этот термин в узком смысле, то они появились около полутора тысяч лет назад, но ведь у них были родители, а у тех - свои родители, то есть те, у кого существует самоназвание - арии, нередко искаженное в глазах обывателя после Второй мировой войны. В продолжение темы Задорнов стал приводить примеры из санскрита, показывая его созвучие с русским языком.
Он увлеченно рассказывал журналистам о Гардарике, сказочном острове Буяне и его реальном прототипе - острове Рюген, о том, почему Балтика - это Варяжское море, о племени вандалов, затем переключался на этимологию отдельных слов, показывая, как много о наших корнях может сообщить сам язык. Порой примеры и сравнения сатирика создавали чувство, будто мы попали не на пресс-конференцию, а на концерт: местами грубовато и топорно, по крайней мере, для людей с образованием. Но в то же время понимаешь, что это следствие той миссии, которую выбрал Михаил Задорнов, - в легкой и ненавязчивой форме просвещать, взращивать интерес к родной истории, к знанию корней у широкой аудитории, а это ему давно удается как никому иному. Впрочем, и в конференц-зале эта подача подействовала: полтора часа представители прессы слушали как завороженные.
Сам фильм «Рюрик. Потерянная быль», по утверждению автора, не просто базируется на научных данных, а буквально перегружен ими. Он с недовольством констатировал, что сегодня мозг потомков тех славян не хочет впитывать знания, не расположен к истории. Когда он показывал фильм знакомым, трое из пяти русских заснули, в то время как татары смотрели с удовольствием, евреи наблюдали с большим интересом, хотя, как отметил сатирик, им было не очень приятно признавать, что помимо них «организовался еще кто-то древний». Как таковой презентации фильма о Рюрике было мало. Скорее, автор обозначил основные направления, выявил главную тему и сопутствующие ключевые вопросы, которым посвящен его труд. Остальное, если оно заинтересовало аудиторию, будет открыто уже непосредственно при просмотре.
Михаил Николаевич критиковал ученых, которые не занимаются просвещением масс, часто переключался на историю, напоминая о забытых сегодня эпизодах, вроде вклада Александра II и Русской императорской армии в победу аболиционистов, когда Авраам Линкольн обратился к Царю-Освободителю за помощью, чтобы избежать финансовой зависимости от британских корпораций, в частности Ротшильдов. Между тем, напомнив, как умерли оба борца с рабством, сатирик резюмировал: все революционеры, террористы и прочие «падлы» традиционно жили в Лондоне. Он уверенно заключил: во все время главным врагом России была Англия.
Задорнов настаивал, что его фильм необходим молодежи. Люди старшего возраста подчас уже не способны оторваться от стереотипов и привычных формул, а молодые готовы воспринять новое, поэтому сатирик счастлив, что подавляющее большинство его сегодняшней аудитории - люди, не достигшие 30 лет.
- Моё поколение уже не ходит: у них уже есть знания - ложные, - посетовал он.
В ходе завязавшейся дискуссии с залом на вопрос, почему при такой древности и славной подлинной истории мы плохо живем, Михаил Николаевич эмоционально восклицал:
- Как мы можем жить хорошо? Мы потеряли свою историю, мы живем не своей жизнью! Энергия нашего языка, нашей земли в нас сохранилась, а направления нет! Откуда пьянство? Это нежелание работать на Абрамовича, уход.
Не могу не сказать о недопустимом, на мой взгляд, поведении ведущего пресс-конференцию Сергея Рогожкина. Ваш корреспондент попросил Задорнова уточнить его разъяснения по вопросу об этнической принадлежности варягов. Вопрос «Русского Вестника» почему-то вызвал резкую негативную реакцию у ведущего пресс-конференции. А когда корреспондент спросил о соответствии научных данных исследованиям по ДНК-генеалогии Анатолия Клёсова, господин Рогожкин начал перебивать, затем задал неожиданный вопрос: смотрели ли в «Русском Вестнике» фильм. Либо ведущий забыл, что журналисты были приглашены как раз по случаю презентации фильма, либо, вдохновившись речью Задорнова, сам решил попробовать себя в образе юмориста, однако, с учетом того, что он пропускал пространные реплики других гостей, переходящие в диалоги на отвлеченные темы, его отношение к «Русскому Вестнику» можно счесть предвзятым, если не агрессивным.
Задорнов же подтвердил, что при создании фильма активно использовались данные ДНК-генеалогии, а экспертом выступал Анатолий Клёсов. В целом из его слов следовало, что сама личность Рюрика не является ключевой фигурой исследования. Главное - история народа, его происхождение и возраст.
- Русским надо учиться быть русскими, и начинать надо с собственного корня! - сказал он в завершение своего выступления.
Премьера фильма состоится 12 декабря 2012 года на канале Рен ТВ в 20.00.
Филипп ЛЕБЕДЬ