Где читающий священник — там читающий приход

Спрос и предложение церковного книжного рынка

Источники литературы духовной, так или иначе связанной с Православием, с Церковью, отвечающей на вопросы веры - хорошо известны: церковная лавка, приходская библиотека, специализированный магазин православной литературы. Для приходских священников, призванных, помимо всего прочего, обеспечить паству насущной литературой, - епархиальный склад. Еще можно выписывать книги по Интернету.

Предложение у нас неплохое, разнообразное. Мечтать о большем непредосудительно, однако вряд ли мы - если иметь в виду православное население в целом - способны освоить все то, что уже предложено: предложение доминирует над спросом. Однако спрос есть - реальный, живой, радующий.

Задавшись вопросом: «Что читают наши прихожане и от чего зависит круг их чтения?», мы провели такое маленькое исследование, не претендующее, конечно, на профессиональный анализ.

В Саратове два магазина православной литературы, то есть даже три с недавних пор - «Православный мир» открыл небольшой филиал на пешеходной зоне. Обратимся к менеджеру «Православного мира» Юлии Бронниковой. Какие книги продаются лучше всего?

- Из святоотеческого наследия - книги Паисия Святогорца, святителя Игнатия (Брянчанинова), толкования Священного Писания. Берут авву Дорофея, «Невидимую брань», «Лествицу». Последнее время стал пользоваться спросом «Илиотропион» святителя Иоанна Тобольского. Феофана Затворника, к большому моему личному сожалению, покупают редко, хотя у нас всегда много его книг.

Большинство наших читателей все же предпочитает святоотеческим трудам книги современных авторов, ныне живущих священнослужителей. Очень популярны книги протоиерея Андрея Ткачева. Большой интерес вызывают книги о недавно почивших старцах, об архимандрите Павле (Груздеве), об оптинских монахах (особенно о тех, которые были убиты сатанистом на Пасху в 1993 году), проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Востребованы книги о царственных страстотерпцах, о семье Николая II.

Очень живой читательский отклик находят книги Василия Ирзабекова о русском языке. Многим нравятся художественные произведения православных авторов - Олеси Николаевой, Юлии Вознесенской.

Обозреватель нашего журнала Оксана Гаркавенко - заодно еще и библиотекарь храма во имя святых царственных страстотерпцев при Саратовском государственном университете. Вот ее наблюдения, подтвержденные читательскими формулярами:

- В наибольшей степени нашими читателями востребованы труды по богословию. Многие прихожане приходят в библиотеку за книгами такой тематики, в первую очередь. Большой популярностью пользуются книги митрополита Антония (Сурожского), протодиакона Андрея Кураева, протопресвитера Александра Шмемана, протоиереев Иоанна Мейендорфа и Георгия Флоровского. Часто берут труды святых отцов: Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), Иоанна Златоуста. Охотно читают жития святых.

На втором месте после богословия и святоотеческих трудов - художественная литература, в том числе и такая, где художественный текст граничит с проповедью. Популярны книги ныне здравствующих священников: протоиерея Андрея Ткачева, отца Ярослава Шипова, протоиерея Николая Агафонова. Часто спрашивают книги Елены Чудиновой, Юлии Вознесенской - авторов, пишущих в жанре фэнтези. Книги классиков русской и зарубежной литературы, имеющиеся в нашей библиотеке, - Достоевского, Солженицына, Оруэлла и других - берут тоже.

В магазинах православной книги мне доводилось слышать, что мало востребованы труды по философии. У нас не так: книги Ивана Ильина, Семена Франка, других русских философов берут и студенты, которым они, видимо, нужны для учебы, и просто читатели.

Многих интересуют исторические книги - и по истории Церкви, и по недавней российской истории. Очевидно особое отношение к книгам о святых царственных мучениках. Поскольку наш храм освящен во имя этих святых, я, пополняя фонд, стараюсь не пропустить ни одной ценной книги о царской семье.

Заведующая книжным отделом Саратовской митрополии Вера Федорова благодаря своему должностному положению смогла заметить одну закономерность:

- Литература, в том числе и святоотеческая, не залеживается там, где читающий священник и где он старается как-то развивать в прихожанине читателя. Есть батюшки, которые даже в проповедь свою вставляют рекомендации, что читать, рассказывают, какая литература поступила в книжную лавку. И книги на складе берут - зная своих прихожан, зная, кому какая книга нужна. Где такой священник, там люди читают. А где этого нет... Те приходы берут либо одни акафисты, либо книжки, содержащие какой-то минимум нужных сведений: «Как вести себя в православном храме», «Зачем мы освящаем жилища», «Как подготовиться к исповеди». Эти книги по-своему необходимы, но познавательный интерес, желание идти глубже в прихожанах не развивается.

Вера Николаевна отмечает рост интереса к русской классике - от Пушкина до Лескова, к творчеству таких авторов начала ХХ века, как Иван Шмелев и Борис Зайцев.

- Особенно часто такие книги берет для своего прихода отец Валерий Генсицкий, настоятель Андреевского храма в Марксе. Он сам очень много читает и любит русскую классику, и прихожане, видимо, тянутся за ним, заказывая много самой разнообразной литературы. Понимая, что не каждый прихожанин может позволить себе приобретение той или иной книги, отец Валерий очень серьезно относится к подбору для приходской библиотеки. Кстати, он единственный из настоятелей заказывает книги, напечатанные по системе Брайля - для незрячих и слабовидящих.

Что же касается святоотеческих писаний - эта литература востребована не меньше, чем художественная. С большим почтением относятся наши читатели к старцам Оптиной пустыни. Очень нужны им Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник. Большим спросом пользуется «Лествица», что меня даже немного удивляет, ведь она трудна для чтения. Однако ее быстро раскупают и сразу начинают жаловаться, если этой книги вдруг не оказалось у нас. С удовольствием берут «Душеполезные поучения» аввы Дорофея. Что касается современных батюшек - проповеди отца Димитрия Смирнова, как в бумажном виде, так и на дисках, вызывают огромный интерес, их спрашивают буквально каждый день. Протоиерея Алексия Уминского читают многие, он отвечает запросам читателей среднего поколения и молодых. Мы привозили на склад все книги отца Андрея Ткачева, которые издавались, и ни одна из них не залежалась, многие приходилось привозить еще. Рассказы и проповеди отца Андрея заставляют человека мыслить, учат его рассуждать.

Пользуется спросом историческая литература, в частности книги Александра Яковлева, автора книг о митрополите Филарете (Дроздове), о патриархе Тихоне, о реформах Александра II.

Из всего вышесказанного можно, конечно, сделать отрадный вывод: люди читают, а значит, думают. У современного человека очень мало свободного времени, но, как сказала одна из наших собеседниц, Вера Федорова, если вы уже сформировались как человек читающий, то время вы найдете всегда.

На пути человека к книге есть, правда, еще один барьер - материальный. Никуда не денешься, книги нынче дороги. Библиотека при храме - это выход, поэтому важно, чтобы она действительно работала регулярно. Если не каждый день с утра до вечера - это для большинства приходов нереально, - то по крайней мере в субботу перед всенощной и в воскресенье после Литургии.

Хорошо, что среди наших прихожан есть люди вышеназванного биологического подвида - человек читающий. И вполне реально сделать так, чтобы их стало больше, пробудить интерес к чтению у тех, кто просто давно не читал, отвык или в свое время не научился.

Подготовили Марина Бирюкова и Оксана Гаркавенко

Журнал "Православие и современность", №23 (39), 2012 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=61726&Itemid=4

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий