Общественное благо и идеологический фанатизм

0
179
Время на чтение 5 минут

Закон об образовании, который обсуждается в думе, стал предметом определённой конфронтации - в частности, в той его части, которая касается всего, связанного с религиозным образованием. Некоторые депутаты пытаются лишить православные негосударственные образовательные учреждения права получать государственные средства, убрать упоминавшиеся в первом чтении законопроекта учебные курсы, посвященные «историческим и культурным традициям мировых религий», заменив их невнятным упоминанием, касающимся «знаний об основах духовно-нравственной культуры», лишить религиозные организации возможности экспертизы курсов по теологии - в общем, всячески сузить возможности для религиозных школ и религиозного образования.

Не очень давно, выступая на встрече с лидерами религиозных конфессий России, нынешний президент, а тогда кандидат в Президенты, Владимир Владимирович Путин, сказал: «Надо окончательно решить один принципиальный, системный вопрос - уравнять вузы и школы, созданные при участии религиозных организаций, с государственными - и в вопросах аренды, и в доступе к бюджетным средствам, и по зарплате преподавателей и учителей, преподающих предметы, которые входят в образовательный стандарт. Здесь не должно быть никакой дискриминации. Мы делаем очень важное, без всякого преувеличения, государственное дело, и делать его должны совместно»

Это не было пустым предвыборным обещанием - тем более, что в таких обещаниях не было никакой нужды. Это было продуманным, программным утверждением ответственного государственного деятеля, понимающего важность образования вообще и религиозного образования в частности. В самом деле, во всех развитых странах именно школы, созданные церквями и другими религиозными сообществами отличаются более высоким качеством образования, и во многих случаях финансируются государством. Например, за государственный счёт - полностью или частично - содержатся католические школы в Австралии, Великобритании, Испании и даже на родине секуляризма - во Франции. Делается это из достаточно простых соображений. Когда государству надо построить мост, оно может заниматься этим само, а может - найти компанию-подрядчика, которая сделает все необходимое в соответствии с государственными требованиями к качеству. Государство может само решать социальные проблемы, а может привлечь к этому религиозные организации - и финансировать эту работу, как, например, в США государство финансирует католические госпитали.

Государства, финансирующие религиозные школы, являются светскими - они просто не являются атеистическими, и не собираются приносить общественное благо в жертву антирелигиозной идеологии. Напряжённость, которая существует в нашей стране между теми, кто, как Президент, выступает за поддержку религиозных школ, и теми, кто всячески пытается помешать этому - это не напряжённость между «клерикалами» и сторонниками светского государства. Это напряжённость между сторонниками светского государства и сторонниками государства идеологического, антирелигиозного. Это противостояние между тем, кто печётся об интересах государства и общества, и теми, кто руководствуется идеологическими штампами уже ушедшей эпохи.

Государственный смысл поддержки религиозного образования понятен - как он понятен ответственным политикам и в других странах. Во-первых, образование, лишённое знаний о религиозной традиции, сформировавшей язык, культуру, государственность и историю нашего народа, неизбежно является ущербным. Нередко можно видеть (даже в Госдуме) вроде бы образованных людей, которые выказывают самое дремучее, а нередко и воинствующее, невежество в отношении христианской веры, лежащей в основании как русской, так и, в целом, европейской культуры. Эта ущербность - результат эпохи атеистической диктатуры, которая, будем надеяться, прошла. Эта ущербность нуждается в преодолении. Сегодня мы должны вернуться к нормальному для европейского государства положению дел. Во-вторых - религиозные школы, в которых преподаётся определённый государственным стандартом курс общеобразовательных дисциплин, как свидетельствует мировой опыт, справляются со своей задачей лучше государственных. Этому есть ряд объективных причин - учащиеся, ученики и родители связаны общими убеждениями и общением вне школы, особой ответственностью по отношению друг ко другу. В-третьих, религиозные школы не просто снабжают детей знаниями, но и формируют ответственных граждан, воспитанных в уважении к святыням своих предков и в сознании долга перед обществом. В-четвертых, среди верующих людей больше многодетных семей, и поддержка религиозных школ лежит в русле общего поощрения рождаемости. В-пятых, традиционные религиозные общины - и, прежде всего, Русской Православная Церковь - обладают общественным влиянием, выходящим далеко за рамки их числа их непосредственных членов, и для мудрой государственной политики было бы естественно привлекать, а не отталкивать их. Мы можем продолжать список.

Что мы можем положить на другую чашу весов? Ничего, кроме антирелигиозного идеологического фанатизма, отчасти унаследованного от эпохи принудительного атеизма, отчасти воспринятого нашими «либералами» с их принципиально антигосударственным, антиисторическим, и антинациональным мышлением.

Хочется особо сказать несколько слов о депутатах-членах КПРФ, которые, как говорят, составляют основную часть антиправославного лобби. Поведение Геннадия Андреевича Зюганова, проявлявшего уважение к Церкви, и выступавшего в ее защиту перед лицом враждебности и нападок, получило положительную оценку не только в Церкви, но и среди множества русских людей, которые, хотя и не являются активными прихожанами, видят в Церкви основу национальной идентичности и одну из важнейших скреп общества. По всем опросам общественного мнения, большинство наших граждан относят себя к православным христианам и относятся с доверием к Русской Православной Церкви. Враждебная конфронтация с большинством собственного народа была бы неразумна для любого политика, и более того, была бы безответственна. Поэтому так важна была позиция, занятая Геннадием Зюгановым - она давала надежду на то, что Коммунистическая Партия Российской Федерации давно ушла от воинствующего атеизма прошедшей эпохи, что она превратилась в левую патриотическую партию, с которой православный христианин и русский патриот вполне может иметь дело. Именно в таком качестве ее и воспринимали, именно в таком качестве многие и отдавали за нее свои голоса. Большинство из тех, кто отдал свои голоса за КПРФ голосовали за нее вовсе не за как за антицерковную или атеистическую партию.

Вспомним недавний опыт «белоленточного движения» - которое ещё год назад выводило на улицы десятки, даже сотни тысяч сторонников, и которое совершенно сошло на нет после того, как его вожди обратились против Церкви. Антицерковная политика - это не способ привлечь сторонников. Это проверенный, надёжный способ растерять и тех, которые были. Это стоит иметь в виду, конечно, не только депутатам от КПРФ.

Позиция, с самого начала заявленная Владимиром Путиным - «уравнять вузы и школы, созданные при участии религиозных организаций, с государственными» - соответствует подлинным интересам страны и народа, и мы вправе ожидать от всех ответственных политиков ее поддержки.

www.radonezh.ru/analytic/17368.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии