Споры о том, каким должно быть православное телевидение, не утихают с момента его появления. Но еще сложнее и интереснее решить другой вопрос: как соединить на ТВ молодежный и православный контенты? Пока мы имеем всего один такой успешный пример, зато поистине уникальный. Сотрудники передачи "Со-вы" на православном телеканале "Радость моя" создали площадку, на которой молодежное общение, не теряя присущего ему своеобразия, переросло в настоящий миссионерский проект. О том, как удается совмещать приятное с необходимым, порталу Religare рассказывает продюсер Наталия Боцман.
- Наталия, Вы опытный журналист, проработали на светском телевидении 20 лет. Как оказались на православном канале?
- Очень просто. Когда воцерковилась, стала думать, как бы применить себя на благо Церкви в качестве тележурналиста. Например, хотела делать видеосюжеты о том, как себя вести в храме начинающим прихожанам. Мне посоветовали связаться с известными священниками - игуменом Киприаном Ященко, протоиереем Димитрием Смирновым. В общем, я оказалась в православной тусовке с очень теплым внутренним климатом. В один вечеров, на которые мы регулярно собирались, мне сказали: "Сейчас придет батюшка, отец Киприан Ященко".
- Получается, тот, кто был нужен, сам Вас нашел в нужный момент?
- Получается так. Отец Киприан сказал мне, что есть идея православного ТВ-канала, и я тут же ухватилась за не. Сложилась рабочая группа, я монтировала материал. Мы хотели сходу проанонсировать наш "канал мечты" - то есть программы, которых пока нет, но о которых мы мечтаем. Среди них были и будущие Со-вы.
- Как вы их придумали?
- Идея возникла еще в 2007-м, когда ребята, которые сейчас сидят на Со-вах, разрабатывали на канале "Столица" проект "Эволюция". Это был рейтинговый молодежный проект с постоянными ведущими, как во "Взгляде". Причем нам поставили планку: сделать долю 2,5%, чтобы отработать деньги, которые в нас вложены. В общем, запустились, ждем, все напряжены. Но виду не подаем. Наконец, приходят рейтинги. Главред открывает их и сразу говорит: "Ну, здесь, конечно, ошибка". - "Почему?". Спрашиваю, а сама вижу: у нас стоит 19,68, то есть почти 20%. Я обалдела.
- На "Со-вах" вы использовали прежние ноу-хау?
- Конечно, все, что было хорошего, все, чему научились, мы принесли с собой. Работали по той же схеме: постоянные ведущие общаются в режиме нон-стопа. Аудитория наблюдает. Вполне себе реалити-шоу, хотя и совсем другое по содержанию.
- В общем, не побоялись перенести технологию на православный канал.
- Технологии можно использовать по-разному, главное - содержание, идейная сторона дела. Принцип реалити-шоу может быть очень хорош, если применять его с благими целями. Для нас важнее всего миссионерство, возможность привести молодых людей в Церковь. Интерактивность, диалог, умение слушать друг друга и быть внимательным собеседником - то, что нам надо в этом случае.
- "Ловцы человеков" должны уметь общаться?
- Конечно. Правда, они и отвечают за каждое сказанное слово. Прежде всего, перед Богом, во вторую очередь перед аудиторией, которая наблюдает за нами в реальном времени.
- У меня знакомые спрашивают, почему "Со-вы" состоят из двух слогов? Это элемент дизайна или...
- Или (улыбается). Когда придумываю названия программ, возникает ощущение, что это не ты, журналист, придумываешь, а твоей рукой все время водят. Так было и на этот раз. Все время приходили слова на со-: со-чувствовать, со-страдать, со-мы... И наконец выдумала: "со-вы", наверное, пойдет. Название оказалось удачным. Нынешние наши ведущие так друг к другу и обращаются: совы, совушки. Приносят фигурки сов в студию, собирают их...
- Вы наверняка брали благословение на программу?
- Как же без этого? Я обратилась к отцу Дмитрию Ершову, и он меня благословил. На той же неделе мы оказались в гостях у Игоря Мещана, который тогда возглавлял канал "Спас". Он сказал, что проект интересный. Потом утроили кастинг, отобрали костяк команды. Это Костя Мацан, обозреватель "Фомы", Андрей Афанасьев, Юлия Николаева, Лиза Кондрашова, Анна Фурманова - основные наши ребята-ведущие. Сняли первый сюжет. Я уже какое-то время общалась и даже приятельствовала с Мариной Шраменко, руководителем канала "Радость моя", показала этот пилот, и он ей понравился. Я была принята на канал как продюсер. Мой супруг - сопродюсер проекта, следит за тем, чтобы мы, говоря о Христовой правде с экрана, и вели себя по-христиански, вот такой у нас барометр духовный. Ведь очень важно, чтобы ребята были не просто коллегами, но друзьями. Реально мы уже почти семья, маленькая община. С самого начала мы над этим работали, начиная с мелочей: пикник, шашлык... Божьей милостью получился вот такой коллектив, где люди любят друг друга.
- И аудиторию?
- Да. Но чтобы любить зрителя искренне, надо его знать. Жить его интересами. Так что мы, когда было время, ходили в клубы, на вечеринки, нас там всегда узнавали. А зрители, когда мы на экране, узнают в нас себя.
- Но ведь многие из них не воцерковлены?
- Аудитория очень разная. Есть воцерковленные, просто верующие, сомневающиеся. Мы стараемся вести себя так, чтобы зародить какие-то серьезные мысли. Ищем ответы на разные нравственные вопросы, разбираем какие-то ситуации. Наш психолог Егор Овчинников, глубоко верующий человек, все время ждал от нас какого-то духовного движения, так что топтаться на месте было просто некогда.
- А как насчет тех, кто боится сделать первый шаг к храму?
- Мы как раз рассчитываем на особую аудиторию: крещеных, но не просвещенных. Тех, кто пока не вошел в церковную ограду, но симпатизирует христианству. Да, порой бывает трудно сделать этот первый шаг. К тому же молодость - время исканий, когда важно услышать ответы на животрепещущие вопросы от человека своего возраста и круга. Если молодой человек говорит с экрана о христианстве, для молодежи это убедительно.
- С эллинами, как эллин... А темы какие?
- Соответствующие. Когда я начинала воцерковляться, мне в руки попала книга архимандрита Иоанна Крестьянкина "Опыт построения исповеди", и я была потрясена. Сколько грехов мы, оказывается, совершаем просто по незнанию! Современные люди не знают, что грехом для христианина является, например, хождение к экстрасенсам, вера в гороскопы... И я сказала: "Ребята, давайте объясним, что и почему нельзя делать". Тема первой передачи была "Жить с Богом или без Бога". Почему жить с Богом радостнее, счастливее, интереснее? Была программа о почитании родителей, она вызвала очень бурный отклик. Что такое почитание, почему следует не просто любить, не просто слушаться, а почитать? Или программа о том, почему надо жениться девственниками. Очень животрепещущая тема. Возникла бурная дискуссия. А вскоре после передачи "Церковь и аборты", где мы обсуждали, почему надо рожать детей, трое участниц передачи забеременели.
- Почему обо всем этом редко говорят в светских СМИ?
- Дело в том, что на эти темы современному человеку вообще говорить трудно. Позиции Церкви и секулярного общества расходятся. Но нам важно донести христианскую точку зрения - не навязать, не оттолкнуть молодежь, а наоборот, приблизить. Поэтому мы придумали специальный красный стул, на который участник садится и делится своей историей. Чтобы побудить к размышлению остальных.
- Политики касаетесь?
- Мы долго думали, стоит ли вещать на злобу дня - о тех же Pussy Riot, например, но сами ребята, участники программы, отвергли этот путь. Нам хочется говорить о вечном.
- Я видела несколько выпусков, и мне показалось, что "Со-вы" могут снизить накал страстей вокруг церковной темы.
- Мы на это очень надеемся. Вы заметили, что участники нашей программы - молодые, красивые, успешные люди? Нам надо показать, что христиане - не маргиналы. Среди них есть студенты МГИМО, журналисты известных изданий, профессионально состоявшиеся люди. Сам их облик должен разрушать светские стереотипы. Например, расхожее мнение о женщине-христианке: якобы это забитое, неухоженное существо в бесформенной юбке, платочке и с рюкзачком, которое только и умеет, что подсвечники тереть. Наши же участники умеют хорошо говорить, корректно и убедительно дискутируют, владеют одновременно христианским и современным светским дискурсом. Все это необходимо для миссионера: говорить об Истине на современном языке, показывать позитивный образ мирно настроенного церковного народа.
- Вы все время говорите о миссионерстве, но растущее влияние Церкви в обществе кое-кто неприязненно называет клерикализацией...
- А у нас просто нет клириков в кадре: какая клерикализация? Мы принципиально не озвучиваем христианские мнения устами священников. У нас молодежь говорит с молодежью. На первых программах присутствовал священник и пытался кого-то убеждать, но невоцерковленных ребят это сковывало, они боялись открыто делиться мнениями. К тому же в конце программы никогда не звучат жесткие, однозначные выводы. Наша цель - заставить серьезно задуматься, лишить светской успокоенности насчет нравственных вопросов, подвести зрителя к правильным выводам, чтобы он сделал их сам. Мы проповедуем опытом, своим обликом, интонацией.
- Какую поддержку со стороны Церкви и общества вам хотелось бы получить?
- Прежде всего, информационную. Если о нас будут писать, аудитория начнет расти еще быстрее, чем сейчас. Зрители не раз говорили, что мы им помогли приблизиться к храму.
- Почему сегодня ваш контент особенно нужен обществу?
- Потому что общество заинтересовано в том, чтобы его члены становились добрее и человечнее, учились сочувствовать, чтобы появлялись крепкие семьи, рождались дети.
Мы стараемся все делать с молитвой. Большую роль играет и то, что наши сотрудники находятся в постоянном литургическом общении. У нас даже произошло одно любопытное совпадение. Запись программы назначена на субботу, но уже несколько раз подряд съемки переносились на воскресенье. Мы сначала расстраивались, потому что в воскресенье работать не хочется. А потом поняли: это не случайно. У нас тут рядом, в здании телеканала "Радость моя", есть домовый храм. Мы сначала собираемся на литургию, а потом, помолившись и причастившись, идем на съемки. И очень надеемся на то, что Христос посреди нас, и мы все делаем с Божией помощью.