Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы
«...И вот, когда праведные Иоаким и Анна узрели, что они были удостоены своего желания и Божие обетование им осуществилось на деле, тогда они, как истинные Боголюбцы, с своей стороны, поспешили исполнить свой обет, данный Богу: привели ныне в храм Божий Это, воистину, Святое и Божественное Дитя-Богоматерь Деву, лишь только Она перестала питаться млеком. А Она, невзирая на столь малый возраст, была полна Божественных дарований и более других понимала, что совершается над Ней, и всеми Своими качествами являла, что не вводят Ее в храм, но что Она Сама по собственному побуждению приходит на служение Богу, как бы на самородных крыльях стремясь к священной и Божественной любви, будучи убеждена, что введение Ее в храм - во Святое святых и пребывание в нем есть желанная для Нее вещь», - пишет святой Григорий Палама в своей «Беседе на праздник Введения Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы во Святая Святых». В день этого двунадесятого православного праздника приглашаем наших уважаемых читателей в заочное паломничество на Юг нашей страны. В Бессарабии, среди бескрайних холмов и степей, разрезанных рекой Саратой, давшей наименование целому району Одесской области, находится село с удивительным названием - Введенка и столь же удивительной историей.
Эта дорога ведет к храму. Село Введенка Одесской области
Некогда это место было известным во всей Российской империи. Два брата - простые крестьянине из Курской губернии Иван и Василий Алексеевичи Кривцовы переселились сюда в первой половине XIX века. С этого времени - 1827 года - и начинается история села Введенка. Именно этим братьям молва приписывает основание на бессарабских просторах Тамурской обители для попечения над сиротами, стариками, инвалидами и другими нуждающимися.
Прошло совсем немного времени, и обитель превратилась в небольшое православное поселение - богоугодное дело и благодатное место привлекало поселенцев из различных регионов, но в большинстве своем это были крестьяне из Курской губернии. Вскоре поднялись к небу два храма, сорок келий, трапезная, две больницы - мужская и женская, аптека, баня, братская школа и гостиница.
Согласитесь, для сельской местности такая, говоря современным языком, инфраструктура и сегодня большая редкость. И, конечно же, особого упоминания достоин один из самых больших и красивых сельских храмов Бессарабии, названный в честь праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В 1860 году он был освящен, а десятилетие спустя здесь начинает работать Покрово-Богородичное братство, основателем которого был Иван Кривцов. Этот удивительный человек, самостоятельно овладев грамотой, нес труды по благоустройству основанной им Тамурской обители. Потеряв зрение, он не отчаялся и не роптал на Волю Божию, но усилил свои труды и молитвы.
Вскоре освящается второй храм этого православного села - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. И в этом же 1870 году освящают Введенское приходское училище для детей обоих полов.
Таким был Иван Алексеевич Кривцов, монах Иаков
Местночтимой святыней являлась чудотворная Иерусалимская икона Пресвятой Богородицы Афонского письма. Для молитвы перед этим образом Пречистой со всей России ежегодно прибывало до 30 тысяч паломников. Село даже называли «вторым Киевом» - за чудеса, подобные совершаемым в знаменитой лавре. Многие по вере своей и усердной молитве получали от Царицы Небесной исцеление от недугов.
Иконостас церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. На переднем плане чудотворная Иерусалимская икона Пресвятой Богородицы Афонского письма
Удивительный обычай установился в Тамурской обители: исцелившиеся богомольцы оставались здесь на время или навсегда для того, чтобы служить другим немощным, прибывавшим сюда на богомолье. Так нынешняя Введенка стала духовной столицей Бессарабии.
Сам же Иван Кривцов в 1876 году отправился в Петербург для сбора пожертвований, но заболел и скончался, приняв перед смертью монашеский постриг с именем Иаков. Однако благое духовное дело не осталось без попечения. Житель северной столицы Иван Трофимович Пономаренко устроил на кладбище села Введенка часовню, в которой и был погребен Иван Алексеевич Кривцов. Здесь читалась неусыпаемая Псалтирь. А местная богадельня по завещанию покойного была преобразована в монашескую обитель. Позже часовня преобразилась в двухэтажный храм: нижний освящен в честь святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, а верхний - иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник».
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы села Введенка сегодня
В начале ХХ века на месте обветшавшего Свято-Введеского храма был вытроен новый, а в 1911 году к местному приходу были присоединены немецкие колонии Фриндесфельд (ныне Новые Капланы) и Минстенталь (ныне Светлодолинское). Тридцатые годы ушедшего столетия прошли здесь под знаком Румынской Православной Церкви, т.к. именно к этому государству отошли тогда Бессарабские земли.
В августе 1940 года постановлением Верховного Совета СССР Бессарабия была принята в состав Советского Союза. 21 июня 1949 года решением Измаильского облисполкома Свято-Покровский храм монашеской обители был передан местному сельсовету под школу. Да и сама обитель прекратила свое существование. Вскоре от нее остались одни руины. А знаменитые некогда храмы были в запустении. Из трех храмов действующим остался только один - Свято-Введенский. Надо ли говорить, что и он был в весьма плачевном состоянии? Однако в 2007 году по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского был учрежден Фонд возрождения Тамурской обители. Слова, сказанные Владыкой учредителям, оказались пророческими: «Что всем миром развалили - так всем миром на пожертвования вы и восстановите».
Уже восстановлена усыпальница, в которой покоятся мощи основателя обители Ивана Алексеевича Кривцова. Это - чудом сохранившаяся пещерка, которую он при жизни выкопал и в которой подвизался. Над ней - часовня, некогда построенная петербуржцем И.Т. Пономаренко, так что честные останки монаха Иакова находятся в нижнем помещении. Сюда постоянно прибывают и прибывают паломники. Страждущие жаждут исцеления и прибегают к молитве на этом святом месте. Говорят, что войдя туда, все богомольцы ощущают великую благодать.
Паломники у гробницы Ивана Алексеевича Кривцова, монаха Иакова
Кроме того на средства благотворителей здесь разбит прекрасный фруктовый сад. Отреставрирован и Свято-Введенский храм.
В нем и сегодня множество святынь, в числе которых главная историческая реликвия - деревянный крест с двуглавым орлом. Его подарил Введенке император Александр III, когда узнал, что в честь спасения его и семьи во время крушения поезда под Харьковом в 1888 году был выстроен в селе новый дом милосердия. А еще: хоругви, кресты, мемориальная доска со сведениями о дате основания храма. Сохранилась и старинная чудотворная Иерусалимская икона Пресвятой Богородицы, по-прежнему по молитве перед ней бывают исцеляемы телесные и душевные недуги. Иконы здесь «плачут» и мироточат, что еще более привлекает паломников. А клирики храма ведут учет всех чудотворений, происходящих в храме по милости Божией.
Знаменитый царский крест, хоругви и мемориальная доска
Но, пожалуй, самое главное чудо - это возрождение душ местных жителей. Бывшие «совхозники» ныне с любовью восстанавливают некогда знаменитую Тамурскую обитель. Буквально на глазах Введенка возвращает свою былую славу православного села. Но гораздо важнее возрождение, что называется, «храмов не в бревнах, а в ребрах», ведь все мы по слову святого апостола Павла «храмы Духа Святого» - как же важно соблюдать в чистоте свою внутреннюю храмину.
Иконостас Свято-Введенского храма
4 декабря Православная Церковь отмечает день, когда Пресвятая Дева в возрасте четырех лет по обету родителей - святых Иоакима и Анны - была приведена в Иерусалимский храм для посвящения Ее Богу. И случилось чудо: маленькая Девочка без труда преодолела высокие ступени и практически взбежала внутрь храма. Первосвященник, повинуясь Велению Свыше, ввел Ее во Святая Святых, в помещение, в которое и священникам разрешалось входить один раз в году. В этот день прислушаемся к словам святого Григория Паламы:
«Переселим себя, братия, от земли горе, перенесемся от плоти к духу, предпочтем желание постоянного, а не временного. Предадим должному презрению плотские наслаждения, которые служат приманкой против души и скоро проходят. Возжелаем дарований духовных, как нетленно пребывающих. Отвлечем свой разум и свое внимание от житейских попечений и возвысим его в Небесные глубины - в то Святое Святых, где обитает ныне Богородица. Ибо таким образом и наши песнопения и молитвы с Богоугодным дерзновением и пользой будут доходить до Нее, и мы благодаря Ее предстательству, вместе с настоящими благами соделаемся наследниками будущих, нескончаемых благ, благодатью и человеколюбием нас ради родившегося от Нее Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, держава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и с Вечным и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».