Мучить и тревожить себя

0
176
Время на чтение 5 минут

Иногда замирает природа. В небе не видно птиц, не ощущается ни дуновения ветерка, выдающего движение воздуха; вокруг тихо, словно нет никого во всем мире, кроме тебя. Это пора дивного покоя, когда он обволакивает тебя, словно удивительно мягкое, теплое одеяло, не сковывающее движений, легкое, почти незаметное.

 
Иногда замирает жизнь. Ее течение замедляется, нет событий, встреч, словно сам ток времени останавливается. Это бывает нечасто. И это время так необходимо - чтобы обдумать то, на что обычно его не хватает, сделать то, до чего чаще всего не доходят руки. Осмотреться, никуда не спешить, не бежать...

А иногда замирает жизнь духовная. Точно душа засыпает, проваливается в ватный, лишающий способности и переживать, и чувствовать сон. И что бы ни делал ты, все словно через вату и воспринимаешь - и молишься «через вату», и каешься, и книги читаешь. Плохое это время. Нельзя долго в таком состоянии оставаться, надо выбираться, выходить из него. Оно похоже на замерзание на холодной равнине: идет выбившийся из сил, голодный, насквозь продрогший путник; останавливается отдохнуть, приваливается к какому-то холмику и... засыпает. Заносит его потихоньку снегом, а он и не чувствует этого, как и всего остального, впрочем. И уже не холодно, не голодно, уже хорошо. Только вот замедли в этом сне и больше не проснешься. И надо вставать и идти дальше, если, конечно, хочешь жить.

Вот то же и с замиранием жизни духовной. Смиришься с ним, решишь, что, «значит, так и надо», «и так можно жить», «все так живут», - и всё. Так и будешь «жить», не понимая уже, в чем разница между жизнью и существованием. А ведь есть она - и немалая. Нет, надо выкарабкиваться.

Только как? Вроде и делаешь все, что должен. Сказано ведь: и молишься, и читаешь, и в храм ходишь, и каешься. Ясно, если бы не делал ничего, а тут-то что? И правда - кажется, непонятно, в чем дело, что за беда. А раз непонятно, в чем причина беды, то и справиться с ней - как?

Бывает замирание от усталости. Но оно недолговременно и быстро проходит, стоит только передохнуть.

Бывает как естественное чередование состояний - большей и меньшей ревности, большей и меньшей горячности; такое чередование не только душе, но и телу нашему знакомо хорошо: не можем все время в одной мере пребывать. И в таком замирании тоже нет ничего страшного, оно столь же недолговременно, скоропреходяще.

Но бывает оно и следствием каких-то грехов наших или одного всего лишь, однако тяжкого греха - разленения, нерадения о жизни духовной и обо всем, к ней отношение имеющем. И тогда оно не просто замирание, а самое настоящее омертвение. Тогда оно опасно, о нем и речь. Опасно же еще и тем, что редкий христианин на своем опыте его не познает - не частная это болезнь, не редкая, не особенная какая-то, а общераспространенная. Поэтому и так важно понять, как лечиться.

Первое тут - определить причину. Если грехи душу до такого состояния довели, значит, давно уже живет человек, не внимая себе, на каких-то «старых запасах», вот и иссякли они, и он сначала нагрешил, а потом и до бесчувствия дошел. И прежде, чем что-то еще делать, надо, конечно, упраздниться от греха, перестать совершать то, что привело душу в такое состояние. Потому что, продолжая в тех же грехах пребывать, вряд ли можно надеяться на его изменение.

А дальше... Дальше примерно то же, что и в случае, если причина замирания в разленении.

Человек удивительно хорошо умеет приспосабливаться - и к хорошему, и к плохому. Это универсальное качество порой является условием выживания как такового, неким замечательным механизмом самосохранения. Порой же, наоборот, - губит. Чувствует христианин, что не молится, а «выполняет правило», что не читает святых отцов, а «знакомится с материалом», не участвует в богослужении, не включается в него, а только телом в храме пребывает, умом же весь мир успевает в краткие мгновения обежать. И надо, чтобы честным с Богом и самим собой оставаться, либо понудить себя к вниманию, к участию сердца во всех этих спасительных по существу своему деланиях, либо вообще от них отказаться. Отказываться плохо... Понуждать себя трудно. И избирается все же этот средний вариант: делать все, что надо, но так, «на автомате». Хотя, может, и отказаться было бы лучше: увидел бы, как плохо душе, и назад бегом бы побежал. А тут - вроде все ничего, все на месте, никто не упрекнет, кроме совести. Ну а у нее голос зачастую совсем не громкий, и не разберешь, «чего она там», особенно если не вслушиваться.

И если надолго во всем этом замедлить, то не только свыкнуться и приспособиться риск есть, а вообще - увериться, что только так и можно, так и нужно, и вообще у всех так. А потом... Потом занесет снегом - и поминай, как звали. Звали-то христианином, конечно, но по сути или «по паспорту» - вопрос не однозначный.

Как же с этим замиранием-умиранием справиться? Как проснуться? Надо испугаться. И чтобы удалось это, помочь себе. Собрать нужно все, что способно растревожить, расшевелить душу.

Память о смерти. Не о том только, что люди умирают в принципе. Нет, надо приблизить ее к себе, да она и так близка. Вспомнить близких, дальних, кто ушел не так давно... Как ушли? Ведь зачастую неожиданно, вдруг. А сколько вокруг тех, кто жил-жил да и заболел. Рак, химиотерапия - и все: сгорел человек. А мне ведь уже не семнадцать, не девятнадцать и не тридцать, может быть, даже... И сердце иногда как-то колет, и давление повышается. Скоро... Скорей, чем кажется. Какие это будут часы, минуты - перед концом, когда будешь лежать и думать, как иначе можно было бы прожить жизнь, если бы?.. Если бы ты и правда жил, а не существовал только. А может, и не будет ни часов, ни минут, все произойдет быстро, без возможности хоть как-то приготовиться?

А как пред Господом предстать? Предстать и просто ждать Его решения о тебе, которого уже не изменить, не переиначить, не отсрочить. И только плакать - опять же о том, как иначе все могло быть.

Даже если не встрепенется сразу от таких мыслей душа, если не оживет тотчас, то что-то все же шевельнется в ней, отзовется - хоть в самой последней ее глубине. И с этим отозвавшимся уже можно работать. Потому что чуть оживет молитва, с чуть большим интересом читать будет человек, в храм с большей легкостью пойдет. И главное - будет отчего родиться молитве маленькой, несовершенной, но своей - о том, чтобы помог Господь от усыпления пробудиться, оживил душу, наполнил Своей жизнью - хотя бы и через потрясения какие-то, страдания, боль, как Сам один Он знает. Мучая себя этой молитвой, тревожа ею свое сердце, не давая себе забыться, успокоиться, увидит человек, что жизнь возвращается, что действует в ней Господь. Только бы была эта готовность - мучить себя и тревожить. Потому что чаще всего именно ее недостает, ее отсутствие мешает. Здесь, наверное, и проходит линия выбора: на что ты готов и на что не готов ради своего спасения. Так-то все и определяется.


http://www.pravoslavie.ru/put/57722.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06