«Я вас, деточки, научу спасаться...»

Как старец Иларион монастырь под опеку взял

Женская обитель в посёлке Стеблёв Черкасской области на Украине, вблизи живописных берегов реки Рось - молодой монастырь, учреждён уже в новом веке, в третьем тысячелетии от Рождества Христова.

«Нерушимая Стена»

Как возникали монастыри в старину? По воле Божией часто вокруг одного подвижника, истово ищущего спасения; порой, по прямому указанию: «Кириле, иди на Белоозеро...»; порой, вокруг иконы, чудом явленной. В живой реальности всегда сопрягалось несколько причин. Как и ныне.

В наше время на Святой Руси монастырь начинался так.

В 1988 году на приход в промышленный посёлок Стеблёв приехал молодой иерей Николай Прикотенко, ещё учившийся в ту пору в Московской духовной семинарии. Время было перестроечное. Как и повсюду, в церковной ограде шли брожения. Священник, служивший до о. Николая, родом с Западной Украины, отпросился у правившего тогда митрополита Филарета (Денисенко) и уехал на родину.

Когда-то в Стеблёве, в другом месте, прямо над Росью, стоял Спасо-Вознесенский храм. В нём служили в своё время отец и дед писателя Ивана Нечуй-Левицкого. Храм тот был сломан пламенными богоборцами в 1924-м. В поздние советские годы церковные службы в Стеблёве велись в старой кладбищенской сторожке. Иконостас и все иконы там были темны до черноты...

На о. Николая вид убогого храма-сторожки после храмов Троице-Сергиевой лавры, где всё в величественном золоте, произвёл тяжёлое впечатление, всё показались знаком ужасного запустения. Но молодого священника поддерживала и наставляла дивеевская старица, монахиня Митрофания (Мария Быкова, в схиме Манефа; 1927-2000). Когда-то, в начале 1980-х, она предсказал Николаю, что тот станет священником. Казалось это невероятным. У него было хорошее образование, профессия, работа в городе Смела, он воспитывал с женой трёх детей.

Но вот свершилось. Он - священник в глухом промышленном посёлке на Роси, в отдалённом Корсунь-Шевченковском районе.

В храме-сторожке, в ряду почерневших икон он обнаружил один образ, названия которого не знал. Икона словно бы влекла к себе. На тёмной доске угадывалась фигура Богородицы с воздетыми руками и по небесной сфере просматривалась надпись на греческом. Икона полюбилась. Перед нею он горячо молился.

Тем временем местная перестроечная власть откликнулась на ходатайство верующих и выделила участок под строительство приходского храма - на горке, где прежде был огород, а рядом заброшенный кирпичный завод. Первый взнос на строительство сделала матушка Манефа - 50 советских рублей. И с той поры, как здесь говорят, не оскудевает рука благотворящих.

Так случилось, что место под строительство освящали в день празднования иконы Божией Матери «Нерушимая Стена». Каково же было удивление, когда вдруг открылось название полюбившейся священнику иконы: «Нерушимая Стена».

Этот образ Оранты (Молящейся) почти тысячу лет Русь видела в своде горнего места, над алтарём Софии Киевской. Название взято из акафиста Богоматери («Радуйся, царствия Нерушимая стено») и соотносится с тем, что на протяжении всего существования Киевской Софии эта часть собора никогда не подвергалась разрушению. Надпись по сфере гласит (Пс. 45.5): «Бог посреде eго, и не подвижится: поможет eму Бог утро заутра» («Бог посреди него, и он не поколеблется, поможет ему Бог с раннего утра»). Речь - о городе Божием.

В наши дни «Нерушимая Стена» - одна из главных святынь Стеблёвского монастыря, одно время образ мироточил и благоухал, чудотворный образ ныне светится золотом и украшен многими пожертвованными по обету личными драгоценностями прихожан и паломников.

На переломе

В 1989 году, когда завершалась закладка фундамента, матушка Манефа приехала из Дивеева, обошла стройку и предсказала, что здесь будет монастырь. Это тоже казалось невероятным.

Строительство церкви шло быстро. В 1992 году матушка Манефа стала вдруг поторапливать о. Николая: освящай поскорее, освящай! Она предвидела, что митрополит Филарет уйдёт в раскол. Так и случилось. Вскоре тот отпал от Церкви. Архиерейский сан с него был снят. Этому он не подчинился. И сделался Денисенко лжепатриархом, губителем людских душ.

Храм был освящён в честь Преображения Господня.

Отец Николай, как и все без лукавства верующие, не поддался на политические резоны врага, остался в лоне канонической Русской Православной Церкви, главой которой на Украине стал митрополит Владимир (Сабодан).

Когда в Киеве на высшем уроне решался спор по поводу принадлежности Киево-Печерской лавры, известный старец схиархидиакон Иларион (Дзюбанин) имел продолжительную беседу с Леонидом Кучмой.

Филаретовская атака была отбита.

Однажды матушка Манефа повстречала старца Илариона. В ту пору она несла подвиг молчания. Иларион и Манефа встретились в Киево-Печерской лавре, поклонились друг другу. В записочке о. Николаю потом она написала: «Мы с ним одного духа». Иларион и Манефа - оба временами несли подвиг юродства.

За две недели до своей кончины, наступившей 5 июля 2000 года, старица вызвала к себе в Дивеево о. Николая и благословила строить монастырь; предсказала она и будущее обители. Первые насельницы в Стеблёве появились в марте 2001 года. К зиме 2002-го был возведён общежительный корпус.

Схиархидиакон Иларион, старец Афонский, Почаевской и Киево-Печерской лавр, воин Великой Отечественной и воин войны молитвенной, взял монастырь под свою духовную опеку. У него повсюду были духовные чада.

Фронтовой хлеб и 90-й псалом

Владимир Дзюбанин (в первом постриге Игнатий, в схиме Иларион) родился 5 марта 1924 года в г. Щигры Курской области; родился в тот год, когда в неблизком Стеблёве разрушили Воскресенский храм. Семена веры ему в душу посеяла его тётя - монахиня Нектария. В 1942 году Владимиру исполнилось 18 лет. Провожая его на войну, матушка Нектария вручила ему заветный поясок, на котором был напечатан 90-й псалом: «Живый в помощи вышнего...». Когда-то адмирал Фёдор Ушаков учил своих матросов: читайте 26-й, 50-й и 90-й псалмы и ничего не бойтесь. Старец Иларион всю жизнь почитал святого воина Фёдора Ушакова. В 19 лет Владимиру довелось участвовать в одном из самых крупных сражений Великой Отечественной - в Курской битве. Старец вспоминал:

«И когда в 1943 году на Курской дуге я, ефрейтор артиллерии, в жесточайших боях, казалось, был на дне ада, когда пулями и осколками снарядов убивало находившихся рядом товарищей, я вспоминал о благословении тети, читал этот псалом, и Господь не раз спасал меня от, казалось, неизбежной гибели».

Ещё он рассказывал, как однажды на фронте в буханке хлеба обнаружил записку, с 90-м псалмом и поучение: читать на войне. Неведомый православный хлебопёк-подвижник заботился о спасении душ русского воинства.

Мы знаем имена монахов, которые уверовали в Бога на войне. Таким был о. Руф (Василий Резвых), монах Киево-Печерской лавры, на войне - лётчик-истребитель. Таким был о. Иларион. Во время боя, находясь под сокрушительным огнём вражеской артиллерии, Владимир дал обет Божией Матери, если выживет, посвятит жизнь Богу.

Чудесный старец

В монастырь Владимир пришёл в 1950 году, постриг принял в 1957-м. В разные годы он жил в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, много лет служил в харьковском храме Озирянской иконы Божией Матери, год был на святом Афоне.

Николай Соколов из Новосибирска в своих паломнических записках рассказывает о встрече со схиархидиаконом Иларионом на Афоне. У Николая было поручение от местного священника передать старцу, если Господь сведёт, низкий поклон и пачку восковых свечей. Встреча состоялась.

«- Николай... Какое замечательное имя ты носишь! - Какой у тебя чудесный небесный покровитель. Не забывай молиться ему всегда!» - приветствовал паломника старец. Оказывается, говорил это он о Царе-мученике. «Позже, - рассказывает Николай, - отец Иларион принёс тетрадь с именами всех царственных страстотерпцев, всего царского рода и приближенных к ним.

- Все, о ком мы молимся, чувствуют нашу молитвенную помощь и будут молиться о спасении и наших грешных душ,- благословил он на чтение...»

Бывал о. Иларион и во многих других обителях. Будущий схимник имел общение с великими Глинскими старцами - Серафимом (Романцевым; 1885-1975), Серафимом (Амелиным; 1874-1958), Андроником (Лукаш; 1889-1973), о них, людях, прошедших сквозь революции, войны, ссылки, лагеря он говорил со светлой радостью, говорил, что они были не люди, но ангелы.

Он был наделён даром рассуждения. В Почаевской лавре, а потом в Киево-Печерской он, помимо прочего, исполнял послушание экскурсовода. В Почаеве старец водил группы в пещеру к мощам преподобного Иова, в Киеве - к мощам Печерских святых.

Как человек, прошедший войну, он ничего не боялся. Говорил советским людям: «Я вас, деточки, научу Господу молиться, спасаться; о мытарствах расскажу, о Страшном суде...»

Спал он в своей келье на узенькой лежаночке, стоящей на пеньках, рядом, тут же, стоял и гроб - для памяти о смерти. Когда духовное чадо задерживалось допоздна, спрашивал: где ляжешь, на моей кровати или в гробу? Знаете, выбирали гроб.

Люди кроме наставлений, запомнили и его юмор.

Рассказывают, как в 1980-х в Почаевскую лавру приехала представительная группа офицеров во главе с генералом. Офицеры выстроились. Появился монах с огромной связкой ключей и бодрым шагом направляется к строю. Некоторые офицеры вообще видели монаха первый раз в жизни. Ситуация было нештатной. Генерал скомандовал «смирно», отдал честь и представился: «Начальник штаба Краснознамённого Прикарпатского военного округа генерал-лейтенант Грачёв».

Отец Иларион представился с не меньшей торжественностью: «Воин Царя Небесного, архидиакон Игнатий, монастыря Почаевского...»

Он спрашивал, приходивших к нему в келью: «Как ты спасаешься, деточка?» Так названа и книга воспоминаний о старце, вышедшая через год после его кончины, в 2008 году. А ещё через два года, в 2010-м, в церковных лавках Святой Руси появился диск с замечательным фильмом «Великий духовный подвижник схиархидиакон Иларион (Дзюбанин)». Автором сценария и режиссером выступила настоятельница Спасо-Преображенского монастыря игуменья Манефа (Валентина Герасименко).

Как и многих, так и её, в монастырь привёл старец Иларион. В тяжёлую минуту он посоветовал ехать в Стеблёв. Поначалу воспротивилась: замужем, до пенсии ещё год, дети... Но и муж, узнав о беседе, сказал: волю старца нужно исполнять. Валентина Герасименко оставила всё, уехала в Стеблёв. И она не одна такая. По слову старца люди бросали привычную жизнь, свои дома и перебирались в неведомый прежде посёлок.

Лично я знаю человека, назовём его С., который, заехав «случайно» в монастырь (в Стеблёве на реке стоит ГЭС, у С. была командировка) и, повстречав о. Илариона, переменил свою жизнь. Они даже не разговаривали, лишь посмотрели друг другу в глаза.

С. говорит, что это взгляд всё в нём перевернул. С. с тех пор стал ходить в церковь, ездить по монастырям, воцерковился.

Иерей Андрей Сыркин вспоминает о событии 2000 года, когда намеривался поступить в семинарию: «Решил просить у о. Илариона помолиться обо мне. Я тогда увидел, как он вышел из корпуса на Дальних пещерах, подошел к нему и попросил помолиться обо мне, рассказал ему про свое поступление. Он как-то так с улыбкой посмотрел на меня, расстегнул ворот рясы, достал нательный крестик, говорит: "На, целуй. Ты знаешь, я вот в семинарии не учился, и ничего, живу же, поэтому и ты не сильно расстраивайся. Поступишь, потом поступишь". Сказал, и пошел на службу. А я в том году так и не поступил, хоть и ответил на все вопросы экзаменаторов и даже одиннадцатую кафизму читал без заминочки. А через год поступил. Причем на экзамене не ответил ни на один из вопросов...»

За год до смерти, в августе 2006 года, старец Иларион по благословению священноначалия, наместника Киево-Печерской лавры архиепископа Павла, переехал в Стеблёвскую обитель.

Насельницы поначалу его побаивались, зная, что тот видит их насквозь. Но вскоре все узнали, что он по-детски открыт и искренен, излучает чистую любовь.

Он говорил им: «Я приехал, детки, к вам умирать. И похороните меня в Стеблёве». Старец отошёл в мир иной в воскресение, после Литургии, 21 октября 2007 года. «Детки мои, не оставляйте меня никогда. И я вас не оставлю. Молитесь за меня, грешного. А я за всех молюсь», - завещал чудесный старец.

21 октября в монастыре - особый день, день кончины о. Илариона. В нынешнем году минуло пять лет.

У источника пророка Нафана

Монастырь утопает в яблоневых садах, монастырь благоукрашается, ширится...

На пятилетие кончины старца Илариона в Стеблёв приехали более трёхсот его духовных чад. Многие впервые попали в Стеблёв. До этого иные и не знали, где он. В интернете на некоторых епархиальных форумах можно увидеть вопросы, подобные такому: «Кто знает, куда пропал из Киево-Печерской лавры о. Иларион? Был там такой пожилой монах. Мои знакомые, муж с женой, ездили к нему за советом. А теперь пропал в неизвестном направлении!»

За поминальным обедом (монастырь в праздники угощает всех гостей) люди вспоминали старца. Кто-то по его молитве исцелился от страшной болезни, кто-то судьбу свою устроил, кому-то Бог ребёнка послал.

В монастыре не редкость увидеть женщин с детьми. Приезжают помолиться, потрудиться. Недавно в обители был выстроен большой гостиничный корпус, теперь завершается строительство часовни над источником, который освящён в честь святого пророка Нафана... Почему Нафана?

Ветхозаветный пророк Нафан, обличив царя Давида в двойном грехе, извлёк из его души вопль: «Согрешил я пред Господом!» Горе было столь велико, раскаяние столь глубоко, что у псалмопевца оно вылилось в молитвенный Покаянный 50-й псалом, который мы слышим и читаем во время всех служб: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое...» Нафан утешил царя Давида, в душе которого и у самого горел пророческий пламень, передал весть: «Господь снял с тебя грех твой: ты не умрешь». Псалмопевец Давид был прощён, но не остался ненаказанным... Название источника как бы уже само по себе призывает человека следить за движениями своей души, помнить о каре.

По рассказу архимандрита Глинской пустыни о. Антония, старец Иларион говорил: «Каждый из нас должен беречь свою душу, защищать, как пограничник стоит, охраняет Родину, следить за состоянием своей души»...

Так вот и явился на Святой Руси в ХХI веке новый монастырь.

Как встарь, так и ныне. Мы в равных условиях с теми, кто жил на Руси тысячу лет назад. А то, что враг становится подлей да хитрей, так никто и не говорил, что иначе будет.

26 ноября в Стеблёвском Спасо-Преображенском монастыре отмечается день ангела игумении Манефы (Герасименко), настоятельницы обители.

* * *

Для сведения: проезд в Стеблёв из Киева - от автостанции «Выдубичи» автобусом, рейс в 12.15, Киев-Городище и рейс в 17.05, Киев-Звенигородка. Из Черкасс - автобус Черкассы-Лысянка.

Адрес обители: Украина, 19451, Черкасская обл., Корсунь-Шевченковский район, п.г.т. Стеблёв, ул. 8 Мата, 9А.

Тел.: +38(04735)5-9876, моб. 0-98-539-54-53.

http://www.stoletie.ru/sozidateli/ja_vas_detochki_nauchu_spasatsa_292.htm

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Олег Слепынин:
Хождение по искушениям за благодатью
Посвящается 125-летию присяги Николая II
31.10.2019
Царские дни 2018-го
Хождение по искушениям за благодатью. Записки паломника
19.03.2019
Все статьи автора