Женская обитель в посёлке Стеблёв Черкасской области на Украине, вблизи живописных берегов реки Рось - молодой монастырь, учреждён уже в новом веке, в третьем тысячелетии от Рождества Христова.
«Нерушимая Стена»
Как возникали монастыри в старину? По воле Божией часто вокруг одного подвижника, истово ищущего спасения; порой, по прямому указанию: «Кириле, иди на Белоозеро...»; порой, вокруг иконы, чудом явленной. В живой реальности всегда сопрягалось несколько причин. Как и ныне.
В наше время на Святой Руси монастырь начинался так.
В 1988 году на приход в промышленный посёлок Стеблёв приехал молодой иерей Николай Прикотенко, ещё учившийся в ту пору в Московской духовной семинарии. Время было перестроечное. Как и повсюду, в церковной ограде шли брожения. Священник, служивший до о. Николая, родом с Западной Украины, отпросился у правившего тогда митрополита Филарета (Денисенко) и уехал на родину.
Когда-то в Стеблёве, в другом месте, прямо над Росью, стоял Спасо-Вознесенский храм. В нём служили в своё время отец и дед писателя Ивана Нечуй-Левицкого. Храм тот был сломан пламенными богоборцами в 1924-м. В поздние советские годы церковные службы в Стеблёве велись в старой кладбищенской сторожке. Иконостас и все иконы там были темны до черноты...
На о. Николая вид убогого храма-сторожки после храмов Троице-Сергиевой лавры, где всё в величественном золоте, произвёл тяжёлое впечатление, всё показались знаком ужасного запустения. Но молодого священника поддерживала и наставляла дивеевская старица, монахиня Митрофания (Мария Быкова, в схиме Манефа; 1927-2000). Когда-то, в начале 1980-х, она предсказал Николаю, что тот станет священником. Казалось это невероятным. У него было хорошее образование, профессия, работа в городе Смела, он воспитывал с женой трёх детей.
Но вот свершилось. Он - священник в глухом промышленном посёлке на Роси, в отдалённом Корсунь-Шевченковском районе.
В храме-сторожке, в ряду почерневших икон он обнаружил один образ, названия которого не знал. Икона словно бы влекла к себе. На тёмной доске угадывалась фигура Богородицы с воздетыми руками и по небесной сфере просматривалась надпись на греческом. Икона полюбилась. Перед нею он горячо молился.
Тем временем местная перестроечная власть откликнулась на ходатайство верующих и выделила участок под строительство приходского храма - на горке, где прежде был огород, а рядом заброшенный кирпичный завод. Первый взнос на строительство сделала матушка Манефа - 50 советских рублей. И с той поры, как здесь говорят, не оскудевает рука благотворящих.
Так случилось, что место под строительство освящали в день празднования иконы Божией Матери «Нерушимая Стена». Каково же было удивление, когда вдруг открылось название полюбившейся священнику иконы: «Нерушимая Стена».
Этот образ Оранты (Молящейся) почти тысячу лет Русь видела в своде горнего места, над алтарём Софии Киевской. Название взято из акафиста Богоматери («Радуйся, царствия Нерушимая стено») и соотносится с тем, что на протяжении всего существования Киевской Софии эта часть собора никогда не подвергалась разрушению. Надпись по сфере гласит (Пс. 45.5): «Бог посреде eго, и не подвижится: поможет eму Бог утро заутра» («Бог посреди него, и он не поколеблется, поможет ему Бог с раннего утра»). Речь - о городе Божием.
В наши дни «Нерушимая Стена» - одна из главных святынь Стеблёвского монастыря, одно время образ мироточил и благоухал, чудотворный образ ныне светится золотом и украшен многими пожертвованными по обету личными драгоценностями прихожан и паломников.
На переломе
В 1989 году, когда завершалась закладка фундамента, матушка Манефа приехала из Дивеева, обошла стройку и предсказала, что здесь будет монастырь. Это тоже казалось невероятным.
Строительство церкви шло быстро. В 1992 году матушка Манефа стала вдруг поторапливать о. Николая: освящай поскорее, освящай! Она предвидела, что митрополит Филарет уйдёт в раскол. Так и случилось. Вскоре тот отпал от Церкви. Архиерейский сан с него был снят. Этому он не подчинился. И сделался Денисенко лжепатриархом, губителем людских душ.
Храм был освящён в честь Преображения Господня.
Отец Николай, как и все без лукавства верующие, не поддался на политические резоны врага, остался в лоне канонической Русской Православной Церкви, главой которой на Украине стал митрополит Владимир (Сабодан).
Когда в Киеве на высшем уроне решался спор по поводу принадлежности Киево-Печерской лавры, известный старец схиархидиакон Иларион (Дзюбанин) имел продолжительную беседу с Леонидом Кучмой.
Филаретовская атака была отбита.
Однажды матушка Манефа повстречала старца Илариона. В ту пору она несла подвиг молчания. Иларион и Манефа встретились в Киево-Печерской лавре, поклонились друг другу. В записочке о. Николаю потом она написала: «Мы с ним одного духа». Иларион и Манефа - оба временами несли подвиг юродства.
За две недели до своей кончины, наступившей 5 июля 2000 года, старица вызвала к себе в Дивеево о. Николая и благословила строить монастырь; предсказала она и будущее обители. Первые насельницы в Стеблёве появились в марте 2001 года. К зиме 2002-го был возведён общежительный корпус.
Схиархидиакон Иларион, старец Афонский, Почаевской и Киево-Печерской лавр, воин Великой Отечественной и воин войны молитвенной, взял монастырь под свою духовную опеку. У него повсюду были духовные чада.
Фронтовой хлеб и 90-й псалом
Владимир Дзюбанин (в первом постриге Игнатий, в схиме Иларион) родился 5 марта 1924 года в г. Щигры Курской области; родился в тот год, когда в неблизком Стеблёве разрушили Воскресенский храм. Семена веры ему в душу посеяла его тётя - монахиня Нектария. В 1942 году Владимиру исполнилось 18 лет. Провожая его на войну, матушка Нектария вручила ему заветный поясок, на котором был напечатан 90-й псалом: «Живый в помощи вышнего...». Когда-то адмирал Фёдор Ушаков учил своих матросов: читайте 26-й, 50-й и 90-й псалмы и ничего не бойтесь. Старец Иларион всю жизнь почитал святого воина Фёдора Ушакова. В 19 лет Владимиру довелось участвовать в одном из самых крупных сражений Великой Отечественной - в Курской битве. Старец вспоминал:
«И когда в 1943 году на Курской дуге я, ефрейтор артиллерии, в жесточайших боях, казалось, был на дне ада, когда пулями и осколками снарядов убивало находившихся рядом товарищей, я вспоминал о благословении тети, читал этот псалом, и Господь не раз спасал меня от, казалось, неизбежной гибели».
Ещё он рассказывал, как однажды на фронте в буханке хлеба обнаружил записку, с 90-м псалмом и поучение: читать на войне. Неведомый православный хлебопёк-подвижник заботился о спасении душ русского воинства.
Мы знаем имена монахов, которые уверовали в Бога на войне. Таким был о. Руф (Василий Резвых), монах Киево-Печерской лавры, на войне - лётчик-истребитель. Таким был о. Иларион. Во время боя, находясь под сокрушительным огнём вражеской артиллерии, Владимир дал обет Божией Матери, если выживет, посвятит жизнь Богу.
Чудесный старец
В монастырь Владимир пришёл в 1950 году, постриг принял в 1957-м. В разные годы он жил в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, много лет служил в харьковском храме Озирянской иконы Божией Матери, год был на святом Афоне.
Николай Соколов из Новосибирска в своих паломнических записках рассказывает о встрече со схиархидиаконом Иларионом на Афоне. У Николая было поручение от местного священника передать старцу, если Господь сведёт, низкий поклон и пачку восковых свечей. Встреча состоялась.
«- Николай... Какое замечательное имя ты носишь! - Какой у тебя чудесный небесный покровитель. Не забывай молиться ему всегда!» - приветствовал паломника старец. Оказывается, говорил это он о Царе-мученике. «Позже, - рассказывает Николай, - отец Иларион принёс тетрадь с именами всех царственных страстотерпцев, всего царского рода и приближенных к ним.
- Все, о ком мы молимся, чувствуют нашу молитвенную помощь и будут молиться о спасении и наших грешных душ,- благословил он на чтение...»
Бывал о. Иларион и во многих других обителях. Будущий схимник имел общение с великими Глинскими старцами - Серафимом (Романцевым; 1885-1975), Серафимом (Амелиным; 1874-1958), Андроником (Лукаш; 1889-1973), о них, людях, прошедших сквозь революции, войны, ссылки, лагеря он говорил со светлой радостью, говорил, что они были не люди, но ангелы.
Он был наделён даром рассуждения. В Почаевской лавре, а потом в Киево-Печерской он, помимо прочего, исполнял послушание экскурсовода. В Почаеве старец водил группы в пещеру к мощам преподобного Иова, в Киеве - к мощам Печерских святых.
Как человек, прошедший войну, он ничего не боялся. Говорил советским людям: «Я вас, деточки, научу Господу молиться, спасаться; о мытарствах расскажу, о Страшном суде...»
Спал он в своей келье на узенькой лежаночке, стоящей на пеньках, рядом, тут же, стоял и гроб - для памяти о смерти. Когда духовное чадо задерживалось допоздна, спрашивал: где ляжешь, на моей кровати или в гробу? Знаете, выбирали гроб.
Люди кроме наставлений, запомнили и его юмор.
Рассказывают, как в 1980-х в Почаевскую лавру приехала представительная группа офицеров во главе с генералом. Офицеры выстроились. Появился монах с огромной связкой ключей и бодрым шагом направляется к строю. Некоторые офицеры вообще видели монаха первый раз в жизни. Ситуация было нештатной. Генерал скомандовал «смирно», отдал честь и представился: «Начальник штаба Краснознамённого Прикарпатского военного округа генерал-лейтенант Грачёв».
Отец Иларион представился с не меньшей торжественностью: «Воин Царя Небесного, архидиакон Игнатий, монастыря Почаевского...»
Он спрашивал, приходивших к нему в келью: «Как ты спасаешься, деточка?» Так названа и книга воспоминаний о старце, вышедшая через год после его кончины, в 2008 году. А ещё через два года, в 2010-м, в церковных лавках Святой Руси появился диск с замечательным фильмом «Великий духовный подвижник схиархидиакон Иларион (Дзюбанин)». Автором сценария и режиссером выступила настоятельница Спасо-Преображенского монастыря игуменья Манефа (Валентина Герасименко).
Как и многих, так и её, в монастырь привёл старец Иларион. В тяжёлую минуту он посоветовал ехать в Стеблёв. Поначалу воспротивилась: замужем, до пенсии ещё год, дети... Но и муж, узнав о беседе, сказал: волю старца нужно исполнять. Валентина Герасименко оставила всё, уехала в Стеблёв. И она не одна такая. По слову старца люди бросали привычную жизнь, свои дома и перебирались в неведомый прежде посёлок.
Лично я знаю человека, назовём его С., который, заехав «случайно» в монастырь (в Стеблёве на реке стоит ГЭС, у С. была командировка) и, повстречав о. Илариона, переменил свою жизнь. Они даже не разговаривали, лишь посмотрели друг другу в глаза.
С. говорит, что это взгляд всё в нём перевернул. С. с тех пор стал ходить в церковь, ездить по монастырям, воцерковился.
Иерей Андрей Сыркин вспоминает о событии 2000 года, когда намеривался поступить в семинарию: «Решил просить у о. Илариона помолиться обо мне. Я тогда увидел, как он вышел из корпуса на Дальних пещерах, подошел к нему и попросил помолиться обо мне, рассказал ему про свое поступление. Он как-то так с улыбкой посмотрел на меня, расстегнул ворот рясы, достал нательный крестик, говорит: "На, целуй. Ты знаешь, я вот в семинарии не учился, и ничего, живу же, поэтому и ты не сильно расстраивайся. Поступишь, потом поступишь". Сказал, и пошел на службу. А я в том году так и не поступил, хоть и ответил на все вопросы экзаменаторов и даже одиннадцатую кафизму читал без заминочки. А через год поступил. Причем на экзамене не ответил ни на один из вопросов...»
За год до смерти, в августе 2006 года, старец Иларион по благословению священноначалия, наместника Киево-Печерской лавры архиепископа Павла, переехал в Стеблёвскую обитель.
Насельницы поначалу его побаивались, зная, что тот видит их насквозь. Но вскоре все узнали, что он по-детски открыт и искренен, излучает чистую любовь.
Он говорил им: «Я приехал, детки, к вам умирать. И похороните меня в Стеблёве». Старец отошёл в мир иной в воскресение, после Литургии, 21 октября 2007 года. «Детки мои, не оставляйте меня никогда. И я вас не оставлю. Молитесь за меня, грешного. А я за всех молюсь», - завещал чудесный старец.
21 октября в монастыре - особый день, день кончины о. Илариона. В нынешнем году минуло пять лет.
У источника пророка Нафана
Монастырь утопает в яблоневых садах, монастырь благоукрашается, ширится...
На пятилетие кончины старца Илариона в Стеблёв приехали более трёхсот его духовных чад. Многие впервые попали в Стеблёв. До этого иные и не знали, где он. В интернете на некоторых епархиальных форумах можно увидеть вопросы, подобные такому: «Кто знает, куда пропал из Киево-Печерской лавры о. Иларион? Был там такой пожилой монах. Мои знакомые, муж с женой, ездили к нему за советом. А теперь пропал в неизвестном направлении!»
За поминальным обедом (монастырь в праздники угощает всех гостей) люди вспоминали старца. Кто-то по его молитве исцелился от страшной болезни, кто-то судьбу свою устроил, кому-то Бог ребёнка послал.
В монастыре не редкость увидеть женщин с детьми. Приезжают помолиться, потрудиться. Недавно в обители был выстроен большой гостиничный корпус, теперь завершается строительство часовни над источником, который освящён в честь святого пророка Нафана... Почему Нафана?
Ветхозаветный пророк Нафан, обличив царя Давида в двойном грехе, извлёк из его души вопль: «Согрешил я пред Господом!» Горе было столь велико, раскаяние столь глубоко, что у псалмопевца оно вылилось в молитвенный Покаянный 50-й псалом, который мы слышим и читаем во время всех служб: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое...» Нафан утешил царя Давида, в душе которого и у самого горел пророческий пламень, передал весть: «Господь снял с тебя грех твой: ты не умрешь». Псалмопевец Давид был прощён, но не остался ненаказанным... Название источника как бы уже само по себе призывает человека следить за движениями своей души, помнить о каре.
По рассказу архимандрита Глинской пустыни о. Антония, старец Иларион говорил: «Каждый из нас должен беречь свою душу, защищать, как пограничник стоит, охраняет Родину, следить за состоянием своей души»...
Так вот и явился на Святой Руси в ХХI веке новый монастырь.
Как встарь, так и ныне. Мы в равных условиях с теми, кто жил на Руси тысячу лет назад. А то, что враг становится подлей да хитрей, так никто и не говорил, что иначе будет.
26 ноября в Стеблёвском Спасо-Преображенском монастыре отмечается день ангела игумении Манефы (Герасименко), настоятельницы обители.
* * *
Для сведения: проезд в Стеблёв из Киева - от автостанции «Выдубичи» автобусом, рейс в 12.15, Киев-Городище и рейс в 17.05, Киев-Звенигородка. Из Черкасс - автобус Черкассы-Лысянка.
Адрес обители: Украина, 19451, Черкасская обл., Корсунь-Шевченковский район, п.г.т. Стеблёв, ул. 8 Мата, 9А.
Тел.: +38(04735)5-9876, моб. 0-98-539-54-53.
http://www.stoletie.ru/sozidateli/ja_vas_detochki_nauchu_spasatsa_292.htm