Рождественский пост: постить себя, а не других

0
548
Время на чтение 4 минуты

Рождественский пост - как его провести, чтобы он не прошел мимо? Об этом размышляет замечательный поэт и священник Сергий Круглов.

Вот приходит снова пост - отгрызем у репки хвост.

Рождественский пост - преддверие Рождества, время замечательное. Индустрия в наше время хорошо развита. Достаточно посмотреть, сколько много всего у нас: православные ярмарки, чуть ли не православные рестораны. Поэтому постная кухня у нас обширная зело. Пост - время хорошее. Перемена стола никогда не повредит.

Самое главное, не забыть, для чего нам все это надо?

Священник Сергий Круглов

Когда мы с вами приходим в храм, нам бы не забыть, что все, что мы там делаем, Богу в принципе не надо. Это надо нам.

Это очень простая мысль, совершенно банальная. Ее знают все, но все время про нее забывают.

Мы забываем про нее не потому, что у нас память дырявая, а просто в силу нашей детской природы. Бог - Отец, а мы у Него - дети. А дети - они всегда обычно полоротые: вот они заиграются и забудут что-нибудь.

Мать говорит: «Иди делай уроки!» - «Сейчас!» - «Делай уроки!!!» - «Сейчас, я еще не доиграл!» Бежит потом... Мать его изловит, конечно, надерет, за стол посадит и скажет: «Сиди, делай уроки! Сто лет мне твои пятерки не нужны! Тебе они нужны. Будешь балбесом - пойдешь дворником работать».

Вот примерно такие живые отношения - все, что делается в Церкви. И делается это для нас, тот же самый пост. Поэтому поститься всегда легко, приятно и весело, потому что мы от него получаем пользу. Ведь так?

Алкоголик, который любит выпить, от водки получает пользу и удовольствие до поры до времени.

Спортсмен, который занимается спортом, качая железо, получает удовольствие.

Парень с девушкой пошли на дискотеку, пляшут до утра до посинения, потому что им это нравится, им это в кайф!

А нам?

Надо, чтобы человеку нравилось поститься. Чтобы он понимал, для чего он это делает, получал удовольствие.

Но поскольку пост - это все-таки аскеза, аскетическое упражнение, то он все-таки ближе к спорту, чем к распитию водки или еще какому-то чистому кайфу. Он ближе к спорту, т. е. сопряжен с ломотой.

Люди, которые ходят в спортзал, прекрасно понимают, что боль (не резкая, острая, травматическая, а нормальная мышечная боль) - это хороший признак, признак того, что мышечные волокна расширяются, растут, нарастает масса. А как иначе? Так людям, которые качаться ходят, это нравится. Они понимают, что это на пользу, зато потом на пляж как выйдут!..

Вот так и человек, который постится, должен получать от этого пользу и удовольствие, пусть даже это сопряжено с какой-то болью и с неприятностью - с тугой, скажем так.

photosight.ru. Фото: Юрий Мельников

photosight.ru. Фото: Юрий Мельников

В аскетическом отношении надо больше заниматься собой. А мы часто занимаемся собой в каких-то других вопросах: когда нас просят по-христиански оказать действенную помощь ближнему.

Давайте поможем бедным и больным! Вон бомж под забором замерзает - давайте его куда-нибудь в теплое место перенесем хотя бы (я уж не говорю о том, чтобы привести домой в ванной помыть). Ах, нет, мы должны заниматься собой, своим богосозерцанием, богомыслием...

Нет. Этого не надо делать. Собой надо заниматься именно в аскетическом смысле. Себя постить, себя упражнять, себя бороть, томить томящего самого себя.

А вот других постить не надо. Тогда пост и принесет радость. Потому что о себе мы еще кое-как можем позаботиться, а если заботиться еще и об окружающем мире... За одним не доглядел, за вторым, один убежал тайком, перестал поститься, второй, третий... Детей насильно постишь, а они не хотят поститься: ты им втуляешь какую-нибудь кашу без сахара и без масла, а они тайком чипсов где-нибудь наедятся... Сплошные заботы. Сон потеряешь и последний аппетит.

Надо помнить, что пост дело радостное, что он нужен для нашего духовного здоровья, да и телесного тоже.

И поэтому, раз мы занимаемся во время поста больше собой - значит, меру поста больше всего определяет себе сам человек.

«Ой, какая страшная ересь! - сейчас скажут люди. - Как же так, ведь, конечно же, батюшка должен определять меру поста

Конечно. Разумеется. Если у человека есть духовник - само собой, с ним нужно это обговорить. Но тем не менее свою голову на плечах иметь полезно.

Вот у человека целый «букет Абхазии», набор: язва желудка, панкреатит, диабет. Такие люди приходят к батюшке (с которым, тем более, давно знакомы) и говорят: «Батюшка! Я согрешила! Благословите на молоко на пост!»

- Петровна! Я тебя сто лет знаю! Сколько раз можно с одним и тем же?!

photosight.ru. Фото: Владимир Грачев

photosight.ru. Фото: Владимир Грачев

Поэтому прежде всего надо решать самим, определять свою меру. Это значит, что человек не просто листает постный устав, а что он думает о себе, о своей душе, о своем духовном устроении и пытается разобраться, как пост поможет этому духовному устроению. Это значит, что человек вообще думает о своей христианской жизни.

Это очень хорошо.

А уже потом, уже с тем, что он надумал, он идет советоваться к духовнику или еще к кому-то. Ведь человек живет не один, а пост - вообще дело христианское.

Человек живет в Церкви, и  поэтому во всем советуется с Церковью, хотя бы в лице Ее представителя - приходского батюшки.

И всем, конечно, всемерно желаю веселого, замечательного, хорошего, легкого поста, который принесет одну только пользу и никакого вреда.

http://www.pravmir.ru/rozhdestvenskij-post-postit-sebya-a-ne-drugix-video/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Круглов
Победить смерть
В чем на самом деле суть христианства?
12.05.2013
Преждеосвященная
Что происходит на Литургии Преждеосвященных Даров? Нужно ли на ней причащаться? Размышляет священник Сергий Круглов
27.03.2013
Все статьи Священник Сергий Круглов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06