Про добрых матерей и прекрасных жен

Интервью с иереем Тимофеем Куропатовым

Отец Тимофей Куропатов, клирик храма иконы Казанской Божией Матери в Коломенском и фоторедактор журнала "Славянка" рассказал Religare о том, что такое "православный глянец", может к этому формату принадлежать консервативное издание, а также о женском вопросе в православии и о том, в чем состоит красота "малой Церкви".

- Каково сочетать иерейское служение с работой фоторедактора? Это тоже часть Вашей священнической проповеди?

Семья священника Тимофея Куропатова

- Первая задача священника, конечно, служить. А проповедовать в той или иной мере должен каждый христианин. А работа в журнале "Славянка" - в любом случае проповедь, но не обязательно священническая. Любое распространение Слова Божия уже есть миссия. И, надеюсь, читатели "Славянки" что-то потом передают другим людям, необязательно церковным. Главный редактор Сергей Владимирович Тимченко считает основой нашей деятельности именно миссию. Мы должны нести людям ценности, на которые указал нам Бог.

- Кто придумал "Славянку"?

- Эта идея пришла в голову именно главному редактору - Сергею Владимировичу. Ехал он однажды по какой-то трассе, и увидел рекламу: девушка оголяет ногу, а под этим всем надпись: "Каждый должен согрешить!" К сожалению, современный человек все чаще проповедует ценности, которые не соответствуют уже не только христианским заповедям, но и просто нравственным идеалам, это уже на каждом углу, на каждом телеканале. Надо что-то делать. И он принял решение создавать журнал, привлек к этому меня.

- Можно сказать, что "Славянка" - ответ на этот вызов?

- Да, многие СМИ пропагандируют иные ценности, но наша задача - это несение доброты, света, радости. Даже когда мы выбираем девушку на обложку, для нас самое главное - и я это говорю всем фотографам - чтобы она излучала счастье. Счастливое лицо - первая задача. Потому что если мы посмотрим на светские журналы, девушки там зачастую демонстрируют другие эмоции. Характерные скорее для тех, кого принято называть "стервами". А это угрюмые, холодные лица. Наша задача - показать, что в мире есть и свет, есть чистые, светлые, красивые люди. Нужно дать читателю лучик света. Но вместе с тем мы стараемся соответствовать основным медийным критериям. Не только обсуждать православные или семейные проблемы, но и на высоком уровне держать визуальный план: фотографии должны захватывать.

- В большинстве СМИ не любят размещать фотографии пожилых, инвалидов, больных - тех, кому в первую очередь нужно христианское милосердие. Предпочитают реальность, откорректированную "Фотошопом". "Славянке" удается быть объективной и не приглаженной?

- Мне кажется, да. Мы берем такие темы и оформляем их не очень приятными на взгляд обывателя картинками. И это вполне оправданно. Но есть случаи, когда такой подход не бесспорен.

- Например?

- Когда речь идет об алкоголизме, наркомании и других пороках. Хотя это бывает редко, и такие материалы, как правило, очень сложны для оформления.

- Почему?

- Православной публике эти темы надо подавать не так, как подал бы светский фоторедактор. Он взял бы алкоголика, положил куда-нибудь на лавочку и снял, а мы так не можем. Потому что если мы фиксируем человека в ужасном состоянии, мы невольно это пропагандируем. Ведь когда по ТВ показывают ЧП, убийства, тоже не говорят, что это хорошо. Но ежедневная фиксация на такого рода "натуре" приучает к мысли, что она вокруг нас, что это нормально. Такой подход нас не устраивает.

- И как выходите из положения?

- Приходится искать картинки, которые показывают явление, но не вызывают каких-то сильных чувств. Мой знакомый фоторедактор, который работает в "Русском репортере", говорил: "Да, сложная у вас задача. Я вам как профессиональный фоторедактор скажу: чернушных фотографий много, а счастливые и улыбающиеся я бы "выбрал" целиком за два дня. И дальше не знал бы, чем оформлять".

- Сегодня герой медиа - молодой, здоровый, успешный, звездный персонаж, говорящий слоганами. Утрачена культура беседы. Зато появился феномен колонки - своеобразного гетто, где дозволяется философствовать и эту самую культуру проявлять. У вас в журнале нет колонки, но во всех материалах происходит эта самая беседа с читателем. Как удалось сохранить живые интонации и смыслы?

- Это и минус и плюс. В какой-то мере мы действительно похожи на альманах. У нас нет сверхоперативных новостей: что-где-когда случилось. Конечно, мы реагируем на происходящее, на инициативы патриарха, например. Но в относительно свободном режиме. Приглашаем епископа, который обсуждает нравственные и социальные проблемы. Но следить за новостями - не наша задача. Знаете, убиенный отец Даниил Сысоев говорил: "У Церкви нет своего мнения, у нее есть мнение Бога". И мы стараемся передать голос Христовой правды, а не чье-то мнение или видение. В этом основное наше отличие от светских СМИ.

- Но женский журнал изначально сугубо светский, а теперь уже глянцевый формат. Вы - православное издание. "Православный глянец" тоже имеет право на существование?

Беременность

- Нет единого православного канона для СМИ. Да, нас можно назвать "глянцем", но это для нас допустимая мера. Нам надо было соединить современный облик журнала и православное ощущение мира, и мы эту задачу решили. Хотя было нелегко. Во время создания макета журнала мы отсмотрели более тридцати вариантов от разных дизайнеров. Они не чувствовали точку соединения, не понимали, как можно совместить, например, стиль светского глянца с древним шрифтом. Опытнейшие люди предлагали совершенно неудачные решения. Наконец мы нашли то, что искали. Когда появилась "Славянка", уже существовал "Фома" и многие другие православные журналы, но, по факту, православная журналистика находилась в зачаточном состоянии, потому что 70 лет не было никакой православной журналистики вообще. Думаю, ей еще предстоит серьезно меняться, и "Славянка", не побоюсь это сказать, дала серьезный толчок православным СМИ. После нас многие "подтянулись" по изобразительному ряду. Материалы у них были и остаются хорошими, но оформлению они до поры до времени уделяли меньше внимания.

- О православной журналистике всегда спорили. Всегда задавали вопрос: живет ли она по собственным законам или как все другие медиа.

- Сейчас православная журналистика довольно разнообразна. Есть, скажем, "Правмир", а есть ваш портал, есть "Фома" и "Наследник". "Славянка" ориентирована на консервативные взгляды, но не в журналистике, а в самом православии. Этот проект с самого начала был сделан не столько журналистами, сколько православными людьми. И для нас не очень-то важно отвечать стандартам журналистики как науки. Потому что мы отталкиваемся не от журналистики, а от жизни. Я слышал от некоторых журналистов, что "Славянка" не совсем "медийный" продукт. Но я считаю: если хотите что-то делать лучше - делайте то, что считаете нужным. А "Славянка" живет уже семь лет, мы постоянно увеличиваем тираж и получаем благодарности.

- Почему журнал направлен в первую очередь именно на женскую аудиторию?

- Мы прекрасно знаем из Житий, что многие святые были воспитаны своими благочестивыми матерями. Если не останется целомудренных, порядочных и богобоязненных женщин, то наше общество, скорее всего, умрет. Задача мужчины - обеспечить семью, а женщина занимается в основном воспитанием детей. От матерей, можно сказать, зависит наше будущее и будущее наших детей. Именно поэтому наш журнал направлен на женскую аудиторию, поддержку нравственности и всего того, что ждет от нас Господь.

- Но работа в православном женском журнале, наверное, требует ответов на непростые вопросы.

- Например?

- Насколько я знаю, не одно поколение новоначальных "феминисток" обижалось на известную фразу "жены ваши в церквях да молчат" (ап. Павел) .

- Я никогда с этой проблемой не сталкивался. Вот скажите сами, кто считается "Честнейшей Херувим и Славнейшей Без Сравнения Серафим"?

- Божья Матерь.

- А это высший ранг в ряду святых. И не через мужчину, а через женщину Христос пришел в мир. Конечно, есть разные правила поведения мужчин и женщин в церкви, обусловленные традицией, но вряд ли это что-то меняет по существу. Вот, например, в исламе женщина не может попасть в рай, если туда не попадает мужчина, а муж может дать развод без определенных условий, просто сказав "разведена" три раза, и все. В христианстве женщина выступает равноправным участником в жизни семьи, и путь к Богу мужчины и женщины один и тот же. В древней Церкви - и это осталось у католиков - были диакониссы, которые занимались социально-хозяйственными делами наравне с дьяконами. А в русской Церкви огромное количество женщин-святых. Когда мы заходим в храм, мы всегда видим, что женщин там больше, чем мужчин. Я бы сказал, что православие - самая демократичная в этом плане религия.

- Вам 31 год, и у Вас уже четверо достаточно взрослых детей. Что дал Вам собственный опыт семейной жизни?

- Я много думал о том, когда лучше создавать семью. По-моему, раньше все-таки лучше. В молодости люди легче притираются друг к другу, многие проблемы решаются проще. И наоборот, когда затягивают с выбором второй половинки, потом бывает труднее принять верное решение. Конечно, в браке есть и радости, и трудности... Но если спросить: "Хочешь ли иметь семью, детей?", почти любой двадцатилетний уже ответит: "Хочу". И тогда возникает вопрос: а зачем затягивать?

- Иногда говорят: я поднакоплю немного денег, заработаю квартиру, машину, дачу, а уж потом семью заводить стану.

- Первый ребенок у меня родился в 21, когда я и сам еще был не сильно взрослый. А вот смотришь - рядом уже маленький человек, которого ты понимаешь даже больше, наверное, чем если бы тебе было 40. Жизнь - она диктует свои условия, конечно. Но чем жестче условия, тем быстрее учишься преодолевать трудности. Если отодвигать семью на неопределенное время, этого стимула нет. С годами человек становится консервативнее, у него складываются житейские привычки, их потом куда труднее ломать, нежели приобретать. В общем, утверждение, что "семья - это малая Церковь" - не просто красивые слова. Думаю, любой православный человек чувствует это на себе. И вполне возможно, что наибольшая в том заслуга - нашей прекрасной половины.

- Что-нибудь хотели бы сказать напоследок?

Апостол Павел писал: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите, сия бо есть воля Божия в Вас!" Мне кажется, что эти слова должны быть девизом каждого христианина.

Помощи всем Божией!

http://www.religare.ru/2_98069.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий