Патриарх Тихон у памятника Александру III близ Храма Христа Спасителя
В 15 веке Русская Церковь оказалась в сложной ситуации. Под властью Великого княжества Литовского и Русского оказалась часть Киевской митрополии. В то же время, в 1439 году была заключена Ферраро-Флорентийская уния между Константинопольским патриархатом и Ватиканом. Унию на Руси безоговорочно не приняли. В1453 году Византия пала и православный мир лишился своего политического гаранта. Порядок поставления митрополита Московского меняется: теперь он уже не назначает Константинопольским патриархом, а избирается и поставляется Собором русских епископов и лишь получает от патриарха благословение. Все это шло параллельно со становлением единого централизованного Русского государства: свержением татаро-монгольского ига, обретением государственного суверенитета, борьбой за единство русских земель. Все это привело к тому, что автокефалия и симфония оказались в России сторонами единого исторического процесса.
В первой четверти 16 века инок псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей в послании к Великому Московскому князю Василию впервые озвучивает идею «Москва - третий Рим». Позднее об этом же он писал в своих посланиях к первому русскому царю Иоанну Грозному. Семя упало на подготовленную почву: окончательное объединение русских земель под властью Москвы, изменение политического статуса Руси в Европе - все говорило в пользу концепции Филофея. Московское царство принимало на себя и задачу быть защитником и оплотом Православия, вслед за Римом и , в особенности, за Византией. Особенно остро это ощущалось в свете того, что Второй Рим - Византия - пал именно за отпадение в «латинскую ересь».
Совокупность всех этих факторов делала учреждение патриаршества на Руси не только совершенно естественным, но и необходимым. Что и произошло в 1589 году согласия всех четырех восточных патриархов.
В 1700 году скончался патриарх Адриан, последний патриарх 17 века и последний патриарх старой Московской Руси. Царь Петр не допустил выборов нового патриарха, так как намеревался провести церковную реформу. В России власть церковная, по крайней мере, декларированно, всегда была независима от власти светской (реальная степень этой независимости в разные эпохи была разной) и новый патриарх мог стать для царя серьезным препятствием. Но и поставленный царем местоблюститель митр. Стефан (Яворский) оказался не меньшим противником каких-либо реформ в церковном управлении.
Целью церковной реформы царя было подчинение Церкви государству, встраивание Ее в государственную машину. Образцом для царя послужили протестантские государства Европы, в которых этот принцип выражался в краткой формуле «Чья власть, того и вера». Период местоблюстительства продолжался 20 лет. Пока 1721 году не был издан Манифест об учреждении Духовной коллегии, которая будет управлять Церковью вместо патриарха. Работу коллегии определял Духовный регламент, в котором провозглашалось, что отныне Русская Церковь управляется Святейшим Правительствующим Синодом. Во главе его находилось светское лицо, обер-прокурор, назначаемый царем. На последующие три столетия. Русская Церковь оставалась без Патриарха.
2 марта 1917 года царь Николай II отрекся от престола. Российская империя перестала существовать и власть перешла к Временному правительству. В Церкви давно чувствовалась необходимость серьезных перемен. Революция давала Ей такую возможность . Необходимо было созвать Поместный Собор, который начал работу 15 августа 1917 года. Он проходил в условиях нарастающей анархии и распада страны, над которой Временное правительство постепенно теряло контроль.
Важнейшим вопросом Собора 1917 года было восстановление Патриаршества. Между участниками шли жаркие дискуссии, но, в конце концов, сторонники восстановления патриаршества победили. Впервые за 300 лет состоялось избрание патриарха Московского и всея Руси. Им стал митрополит Московский Тихон.