Эволюция миссионерства

0
242
Время на чтение 5 минут

Недавно в Интернете появилось объявление, тут же растиражированное антирелигиозными ресурсами: «Теория эволюции - это псевдонаучный миф, несостоятельная, никем и никогда не доказанная гипотеза. Абсолютно несовместима с православной догматикой... И это безобразие преподают нашим детям. Мы требуем перенести теорию эволюции из учебников биологии в учебник истории. С этим требованием мы будем пикетировать Министерство образования».

Означенное мероприятие затрагивает целый ряд проблем, которые стоит рассмотреть. Во-первых, это проблема миссионерства: в чем должна состоять православная проповедь, обращённая к миру? Во-вторых, проблема вероучительного авторитета: кто имеет власть ex cathedra провозглашать, что такое-то мнение является догматом, то есть обязательным для всех православных христиан, так, что тот, кто не разделяет его, тем самым ставит себя вне Церкви? В-третьих, о том, откуда у нас явилось мнение относительно конфликта теории эволюции и православной веры и стоит ли нам это мнение разделять.

Начнем с первого. В чем состоит цель православной миссии? Очевидно, в том, чтобы наши ближние обрели веру во Христа, присоединились к святой Церкви и сделались наследниками вечного спасения. Православная миссия есть свидетельство о Христе; как бы ни относиться к Дарвину, православная миссия не есть свидетельство о Дарвине. Можно сколько угодно считать теорию эволюции ложной и вредной; нельзя считать, что Христос послал апостолов (и их последователей) ниспровергать теорию эволюции. Он совсем другое дал поручение. Когда от людей, вроде бы подвизающихся за православную веру, вы узнаете много интересного про то, сколь нехороши эволюционисты и прочие нехорошие люди, но не узнаете, чем же, собственно, хороша православная вера, приходится признать, что имеет место некое непонимание великого поручения, которое Господь дает в Мф 28:19-20.

Вторая проблема - это заявление о том, что теория эволюции «абсолютно несовместима с православной догматикой». Заявление, что эта теория ошибочна или вредна, не создавало бы такой проблемы. Одно дело говорить, что мой собрат неправ, другое - что он погрешает против догматов. Видите ли, догматика - вещь серьезная. Догмат - это соборно принятое вероучительное положение, которое обязательно для всех членов Церкви, так что всякий, кто отвергает его, подпадает под анафему, находится вне Церкви. Если признавать теорию эволюции - значит отвергать догматику, то ряд известных мирян и клириков отвергли православную догматику и являются открытыми еретиками. При этом священноначалие отнюдь не отлучает их от Причастия, не лишает клириков сана - то есть Русская Православная Церковь в целом оказывается скомпрометированным с точки зрения догматики сообществом. Еще раз - одно дело считать теорию ложной и вредной. Тут нет проблемы. Другое дело - поставлять это свое мнение критерием догматической истины. Это весьма решительное притязание, которое не выглядит хорошо обоснованным.

Чрезвычайно важным этапом духовного роста христианина является постепенно формирующаяся способность отличать свои мнения от догматов. У меня может быть мое мнение и мое понимание Откровения, как Писания, так и Предания, к которому я пришел путем тщательного рассмотрения вопроса и в котором я глубоко убежден, но вот то, что другие православные христиане этих моих мнений и убеждений не разделяют, еще не делает их погрешающими против догматов.

Предположим, я считаю, что, поскольку преподобный Ефрем Сирин с предельной ясностью пишет о том, что небо - твердое, обязанность православного христианина состоит в том, чтобы верить святоотеческому учению в этом вопросе. Я могу считать небо твердым, это мнение отнюдь не делаем меня еретиком; однако я не имею права объявлять еретиками тех, кто не считает небо твердым. Я могу скорбеть о слабости их веры, но такого догмата: «небо твердое, не верующим тому - анафема» - у Церкви нет. Как нет и догмата об эволюции.

Обратимся теперь к истории вопроса. Война между креационизмом и эволюционизмом разразилась отнюдь не в святоотеческую эпоху (тогда этой теории просто не было), и отнюдь не на территории Восточной Римской империи. Creation-evolution controversy началась после Первой мировой войны в США и с тех пор остатся характерно американским явлением. Происхождение младоземельного креационизма из среды американских протестантов, само по себе, конечно, не доказывает его ложности - я сейчас не об этом, но побуждает нас обратить внимание на то, что он обусловлен специфически американской религиозной и культурной ситуацией.

Но даже в этой среде эволюция вызывала мало возражений примерно до середины 1920-х годов, и многие консервативные протестанты видели в ней Божий способ творения. Ситуация начала меняться благодаря деятельности видного американского политика Вильяма Дженнингса Брайана (1860-1925). Этот политик обратил внимание на то, что теория эволюции активно использовалась для пропаганды войны, расизма и социал-дарвинизма. Предполагалось, что человеческие расы занимают разные эволюционные ступени, а поддержка бедняков препятствует «эволюции человечества». Сегодня эти взгляды полностью отвергнуты эволюционной биологией, но тогда они были достаточно популярны в определенных кругах. Брайан, искренне выступая против всего этого зла, полагал, что оно коренится в теории Дарвина самой по себе, и развернул решительную кампанию против нее, поддержанную многими американскими протестантами.

Эти усилия привели к запрету преподавания теории эволюции в ряде штатов и знаменитым «обезьяньим процессам». Антиэволюционное движение обрело свой интеллектуальный фундамент в 1961 году с выходом книги Джона Уиткомба и Генри Морриса «Библейский потоп» (The Genesis Flood: The Biblical Record and its Scientific Implications). В книге давалось истолкование имеющихся геологических данных с точки зрения во многом буквального прочтения библейских повествований о творении и потопе.

С тех пор точка зрения, изложенная в этой книге - мир создан несколько тысяч лет назад за буквальные шесть календарных суток - пользуется значительной популярностью в среде американских протестантов. В научных кругах, однако, эта точка зрения не получила признания, и верующие ученые (такие, как, например, выдающийся генетик Френсис Коллинз) принимают эволюцию как Божий путь творения.

Определяющее влияние на ситуацию оказали - и продолжают оказывать - так называемые «культурные войны», внутриамериканское противостояние между консерваторами и либералами, представленными Республиканской и Демократической партиями. Первые выступают за поддержание христианской идентичности Америки, против абортов, против насаждения извращений, но - увы, это идет одним пакетом - за жесткий капитализм в стиле лузер-сам-виноват, за отсутствие контроля над оружием, за довольно воинственную политику на международной арене. Митт Ромни, кандидат именно от этих сил на последних выборах, назвал Россию «противником номер один».

Вторые, либералы, - за смелые реформы, снижение влияния религии, расширение возможностей для абортов, однополые «браки» и тому подобное, но - и это опять же идет пакетом - за более социальное государство, помогающее беднякам, за несколько более миролюбивую политику, в частности за «перезагрузку» отношений с Россией. В один из пакетов (либеральный) входит теория эволюции, в другой (консервативный) - креационизм. Эволюция, увы, уже видится не научной теорией, которую можно спокойно рассматривать с научной точки зрения, а флагом, который гордо реет над рядами одной из воюющих сторон.

Такова логика войны. Но давайте обратим внимание на то, что это не наша война. Да, можно, осердясь на американцев, которые вечно лезут в чужие гражданские войны, в отместку залезть в их войну - но стоит ли?

А вот что стоит - так это потратить время на то, чтобы разобраться в вопросе. Что утверждает и чего не утверждает теория эволюции? Что утверждает и чего не утверждает православная догматика? Впрочем, если нет времени и желания в этом разбираться, можно просто свидетельствовать о Христе. Как бы ни относиться к Дарвину, вверенное нам послание - не о нем.

Автор: ХУДИЕВ Сергей

http://www.foma.ru/evolyucziya-missionerstva.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40