Наш собеседник - главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия» Анатолий СТЕПАНОВ
- Как вы относитесь к идеям, на которых построена концепция Стратегии?
-
Подходы авторов документа к решению межнациональных конфликтов рождены в
нашем либеральном прошлом. Люди, которые пытаются в теории решить
национальный вопрос, - в массе своей воспитанны на идеях учёного Валерия
Тишкова. Он долгое время убеждал нас в необходимости реализовать
американскую модель «плавильного котла» национальностей в России.
Но
ещё в XIX веке наши мыслители, славянофилы чётко сформулировали идею о
том, что Россия представляет собой особый тип цивилизации. Идеи учёного и
философа, основоположника цивилизационной концепции, Николая Яковлевича
Данилевского сегодня изучают интеллектуалы всего Запада. Но для нашей
современной политической элиты Данилевский, говоря церковным языком,
слишком твёрдая пища. Им нужна западноориентированная «кашица». В итоге
созданные современными экспертами концепции, как правило, стоят на том,
что Россия является частью Запада. Дескать, то, что хорошо работает в
Европе, должно работать и у нас. Но не получается. В лучшем случае
«европеизированные» стратегии оказываются малополезными, а в худшем -
приносят вред, как некие инородные тела.
У нас с 90-х годов слово
«империя» считается чуть ли не ругательным. Но Россия, по сути, и сейчас
остаётся империей, где проживает множество народов. А в империи
национальная система должна быть выстроена очень ветвисто. Наша страна
не может быть национальным государством русского народа. Неслучайно
Господь так устроил, что Россия практически пополам разделена тюркскими и
финно-угорскими народами Поволжья. Таким образом, формирование на
территории России мононационального государства невозможно.
Но это не
значит, что нам надо руководствоваться в выстраивании межнациональных
отношений пресловутым принципом толерантности и уравнивания неравного.
Внутренняя иерархия народов в имперском, по сути, государстве -
конструкция очень сложная. Интуитивно в советское время был
сформулирован образ семьи, где русский народ подавался в качестве
старшего брата. А все остальные народы - младшие братья. И аналогии
здесь были очень наглядными. Ведь старший брат может и подзатыльник
дать, его должны слушаться младшие. В то же время он не имеет никаких
особых прав по отношению к остальным. Они не его подчинённые, а братья. И
он, в свою очередь, их защищает в трудных ситуациях.
Вот такую
гармоничную систему отношений надо выстраивать заново. Необходимо, чтобы
русский народ снова де-факто стал первым среди равных. К сожалению,
ничто не говорит о том, что наши теоретики будут стараться воплотить эту
фундаментальную мысль на практике.
- На ваш взгляд, поможет ли
усиление контроля за экстремистами националистического толка разных
российских народов улучшить ситуацию?
- Сама по себе мера,
направленная на выявление потенциальных конфликтных зон, - правильная. В
отдельных случаях это поможет предотвратить вспышки каких-то тлеющих
конфликтов. Но проблема межнациональных отношений, на мой взгляд,
коренится даже не в противоречиях между русскими и представителями
других народов. Проблема - в бюрократии. Если бы не продажность
чиновников, большую часть проблем можно было бы решить на основании
закона. Практически каждый раз, когда имеет место громкий конфликт между
русскими и приезжими, выясняется, что просто-напросто местные чиновники
брали взятки и закрывали глаза на то, что инородцы понемногу начинали
чувствовать себя хозяевами и угнетали местное русское население. Ну а
русский мужик, как известно, долго терпит, а потом его трудно
остановить.
Но сами по себе меры мониторинга ничего не дадут, если,
повторяю, не будет выстроена чёткая имперская политика выстраивания
межнациональных отношений. Назвать эту политику можно по-другому, если
уж кто-то до сих пор напуган штампами СМИ образца 90-х годов. Например,
евразийской. Но, по сути, это должна быть имперская политика, которая
строится на двух принципах. Первый - доминирование русского народа среди
остальных российских народов. Второй - равенство народов между собой.
Надо в государственной политике совместить эти два лишь внешне
противоречащих друг другу принципа. Дореволюционная история наша
доказывает, что гармоничные отношения между народами выстроить возможно.
Сегодня,
к сожалению, чаще всего мы сталкиваемся с ущемлением национального
самосознания русских. К этому привела политика последних двух
десятилетий, когда потакали национальным меньшинствам и эксплуатировали
такие черты русского народа, как смирение и терпение. Но мы уже подошли к
какому-то рубежу. И даже власть понимает, что если не будет выстроена
система межнациональных отношений, устраивающая все российские народы,
может начаться серьёзный кризис государства.
Одновременно власть не
должна потакать русскому национализму. Потому что я глубоко убеждён, что
могильщиком России может стать именно русский национализм. Ни чеченский
национализм, ни татарский страну не разрушит.
- Можно ли решить проблему коррупции тем путём, который предлагается в проекте?
-
Здесь ситуация очень сложная. Просто введение закона об ответственности
чиновников ничего не решит. У южных народов гораздо более спокойное
отношение к взяткам, чем даже у нас. Дать бакшиш чиновнику - своего рода
элемент культуры. И здесь в Центральной России южане очень активно
стараются «подсадить» чиновников на взятки. А те, в свою очередь, не
сильно сопротивляются.
- И как решить эту проблему?
- У меня нет
готовых рецептов. Наша история показывает, что прежде она решалась
только карательными мерами. На примере трёх наших реформаторов - Ивана
Грозного, Петра Великого и Иосифа Сталина - можно проследить одну
закономерность. Каждый раз создавалась личная гвардия правителя -
опричнина, преображенцы, чекисты. И этот орган жёстко контролировал
бюрократию. Можно создать и сегодня такую гвардию в каких-то современных
формах? Решится ли на это руководство России? Если побоится, бюрократия
просто съест верховную власть.
Задача в том, чтобы поставить в
служилый класс лучших представителей России, которые отдавали бы себя
государству, получая при этом определённые привилегии, но не
господствовали бы над народом, не сосали из него соки.
Беседу вёл Алексей ВЕРХОЯНЦЕВ