Когда стало известно, что каждый пятый голосующий киевлянин симпатизирует партии украинских нацистов, меня позвали на радио, обсудить ситуацию.
Ведущий радиопрограммы, симпатичный молодой человек «со взором горящим», в течение часа задавал трём гостям (были ещё политик и журналист) простые детские вопросы. И задавал так искренне, так наивно, словно маленький принц, свалившийся с Луны в нашу усталую от собственного волеизъявления Украину.
С недоумением и жарким негодованием он спрашивал: «Как же это могло случиться, Киев - мать городов русских - и вдруг за фашистов?! Ведь Киев всегда был русским городом! Да и теперь это столица, где проживает элита страны. Где киевская интеллигенция?! Почему она не выскажется?» Ну и совсем риторическое: «Отчего лучшие люди Киева, члены русских организаций не соберутся вместе и не выступят единым фронтом против украинского неонацизма?»
Мои коллеги по программе, а позднее и другие эксперты, дали и продолжают давать объяснения этому «удивительному явлению» - Киеву, голосующему за фашистов.
Одни утверждают, мол, во всём виновато отсутствие графы «проти всіх». Протестные настроения зашкалили, и это вылилось в массовое проставление «галочек» в пользу Тягныбока и Фарион.
Другие, предполагая за киевлянами какую-то фантастическую хитрость, утверждают, что жители столицы просчитали - только неподкупная «Свобода» не отдаст своих людей всё скупающим ненавистным регионалам. А ведь это так важно - сделать регионалам больно.
Есть и более глубокомысленные версии...
Теперь, когда аналитики всё прояснили, хочется высказаться и мне, рядовому киевлянину, не поддержавшему, несмотря на все видимые и невидимые резоны, партию доморощенных нацистов. Выскажу то, что не успел сказать на столичном радио. Симпатичному ведущему кое-что будет неприятно. Не хотелось бы его огорчать. Однако и ему, и еще ряду недоумевающих граждан пора услышать правду, о которой у нас не принято говорить вслух.
В том, что столица поддержала патологический национализм, в том, что всё русское в ней составляет с трудом различимое меньшинство, нет ничего неожиданного. Киев и его жители давно отказались от своего русского имени, как некогда Исав от первородства. Видимо, как и в библейской истории, у отказавшихся имелись свои чисто практические мотивы.
Не хочу показаться нескромным. Но я давно знал об этом отказе. Чувствовал его. И тогда, семь лет назад на родительском собрании сына-первоклассника, когда на робкое предложение учительницы вести русский язык хотя бы факультативно собрание ответило глухим, раздраженным молчанием. И сейчас чувствую и вижу это новое демонстративно нерусское настроение, когда бываю среди студентов и слышу их натужную украинскую речь (пусть суржик, но только не по-русски). И совсем недавно очень даже восчувствовал, когда подписал коллективное обращение в поддержку восстановления в Киеве памятника П.А. Столыпину. Что тут началось! Какая истерическая злоба захлестнула социальные сети. «Пусть сначала поставят памятник Бандере в Москве!» - вопили «свидомые» блогеры. Смех, визг, улюлюкание. А ведь ничего не знают о Столыпине, кроме пропагандистских басен. И главное, категорически не желают знать - чужой, русский, аристократ. И никогда не носил шаровар.
В массе своей большинство обитателей Киева вообще не знает, в каком городе живёт. Киевская земля для них просто место проживання. Русское происхождение города киевлянам неведомо. Чтобы открыть его для себя, нужно напрягаться, читать какие-то книги. А ведь еще неизвестно, что в этих книгах написано. Вдруг что-то неправильное про нас.
А тут государственная идеология, простая как рисунок дикаря, даёт чёткие пояснения: Киев - столица древней Украины, которая веками боролась известно с кем за независимость и теперь, обретя её, наслаждается желанным суверенитетом. Коротко и понятно. Дальше можно не думать. Много думать вообще вредно.
Ничто русское в их городе нынешнем киевлянам не дорого. Именно как русское. Больше того, для многих нежелательно, чтобы их заподозрили в симпатиях к русскому. А для иных слышать о том, что Киев русский город (хотя бы и в прошлом) просто невыносимо.
«Киевская интеллигенция» - термин для словаря в разделе архаизмов. Если под интеллигентностью понимать не наличие диплома или ученой степени, а боль за свой народ, готовность жертвовать собственым благополучием ради его просвещения, стремление делать добро и учить этому ближних.
Однако подобные устремления практически не наблюдаются. Одни представители киевской интеллигенции уехали, иные умерли. Третьи пребывают в духовном обмороке и, напоминая жестокую карикатуру Ильфа и Петрова, лепечут устами Вассисуалия Лоханкина: «А может быть, так надо... Может, именно в этом искупление?» Мне, действительно, приходилось слышать, мол, всё и так пропало, пусть они строят свой придуманный украинский мир и учат своих детей, что террорист Бандера был добрым дедушкой.
И вот ещё о русских организациях. Собираясь небольшим количеством своих членов, они говорят много правильного, дискутируют, выясняют, кто предал интересы русского дела, а кто сохранил идею в чистоте и на этом основании больше достоин спонсорской помощи. Еще любят поспорить о формах борьбы, привлекать ли к ней Россию или опираться на собственные силы, чтобы никто не упрекнул в заангажированности. Ведь это так важно, чтобы никто в цивилизованном мире не мог нас упрекнуть. Итоги дискуссий и борьбы пока не слишком грандиозны. Впрочем, ликующий Тягныбок это тоже свого рода итог.
Пишут сегодня, что за «Свободу» проголосовало много «украинской интеллигенции». Не будем спорить. Возможно. Однако украинская интеллигенция, так голосовавшая, - это особый человеческий вид. И к той интеллигенции, о которой говорилось выше, не относится. Может ли интеллигенция поддерживать зарвавшихся параноиков, у которых, судя по их рекламному ролику, «рука не здригнеться»? Интересно, в каких ситуациях не здригнеться - при затягивании петли на шее агентов Москвы (термин Тягныбока) или при спускании курка по тем, кто не читал Яворивского?
По поводу элиты Киева и вообще элитности столицы. Снова огорчу моего радиознакомого. Киев не является городом элиты. В массе своей это город искателей сытой жизни, необразованных (и упорных в своём невежестве) провинциалов, в глубине души неуверенных в себе и поэтому часто озлобленных. А если Киев и элитный, так лишь в том смысле, что живут в нём пока сытнее, чем в какой-нибудь деревне Черниговщины или Житомирщины, где по две коровы на деревню.
Теперь попробуем дополнить мнения экпертов и назвать неназванные причины вспышки тягныбокофилии в Киеве.
Для православного христианина очевидно: всё, что присходит с нами, есть проявление Промысла Божия. Бог зла не творит. Зло - лишь проявление воли разумных существ (человеков и падших ангелов), отступивших от Бога. Зло попускается за грехи, для вразумления и покаяння. За что же нам нынешняя напасть? Проникнуть в тайну Промысла невозможно. Но есть факты, позволяющие предполагать.
Помрачение Киева и его жителей попущено за отказ от православной веры. За фактический отказ от Христа и жизни в Нем ради иных, внушенных не Богом, целей - европейской вседозволенности и национальной гордыни.
Вера Владимира Святого, благодаря которой Русь возникла и существовала тысячу лет, предана киевлянами, отброшена за ненадобностью. Вера того самого князя Владимира, который после крещения не хотел казнить преступников, а на вопрос почему, смиренно отвечал: «Боюсь греха».
Ныне в Киеве греха никто не боится. Само понятие греха перед Богом утрачено, осмеяно, вытравлено западной, либеральной, а по сути дьвольской идеологией. Взамен киевлянам дана идея земного личного преуспеяния в шароварно-вышиваночном антураже, и эта ничтожная идейка пришлась им по вкусу. Жить для себя, для своего личного корыта, оказывается, «очень по-европейски». И это - наша новая цель, новая религия. А если нам будут напоминать о Русском мире, о триедином русском народе, найдутся деятели, у которых рука не дрогнет. Не боясь греха, киевляне ради обещанного сытого «украинского рая» внутренне согласились на зло (ничего, что фашист, зато свой, понятный, настоящий украинец, а если и поставит кого-то к стенке, так не нас же).
Фото: Новый Регион