Отчего был грустен президент Обама?
Телевидение подметило резкий контраст между только что ликовавшим в связи с победой на выборах Бараком Обамой и довольно понурым новым-старым главой Белого дома, возвращающимся в свою резиденцию. Он даже отказался сказать что-либо толпившимся у ее ворот журналистам, что для Обамы вообще не характерно. Хотя чему удивляться: торжество позади, впереди - всё те же не решенные за время первого мандата проблемы. Кто-то из аналитиков даже предположил, что республиканцы уже вторые президентские выборы подряд лишь имитируют борьбу, чтобы сохранить своё системообразующее положение в политической жизни страны, и умышленно выставляют кандидатов, заведомо обреченных на проигрыш. Демократам же они оставляют сомнительную славу принятия крайне болезненных мер, необходимых для оздоровления экономики, в надежде, что сами они смогут надолго вернуться к власти в «тоге спасителей» потом, когда основная чёрная работа по преодолению кризиса будет проделана.
Грустить было отчего. Например, после президентских выборов в США биржевые котировки акций обычно растут в среднем на 7-8%. Причина понятна - закончилась неопределенность, наступила стабильность. Сейчас же основные показатели Dow Jones и Nasdaq опустились на 2,5% - очень тревожный признак. Это значит, что капитал изначально не поверил в способность Обамы справиться с кризисом. Европейские биржи сначала отреагировали некоторым подъемом после объявления результатов выборов, но закрылись при отрицательных результатах. Рейтинговое агентство Fitch предупредило: президент Обама и Конгресс должны справиться с проблемами, связанными с налогами и бюджетными расходами, иначе в 2013 году стране грозит понижение рейтинга.
При кажущейся убедительной победе Б.Обамы им было набрано лишь 50 % голосов всех избирателей - на 3% меньше, чем на предыдущих выборах в 2008 г. Ситуация, когда действующий президент получает на вторых выборах меньше голосов, чем на первых, в Америке не встречалась со времен Второй мировой войны. Страна к тому же раскололась между предпочтениями англосаксонского ядра населения, проголосовавшего в основном за Ромни, и поголовным голосованием меньшинств за Обаму. «Конфликт цивилизаций», предрекавшийся С. Хантингтоном человечеству, может разразиться в Америке...
Какие бы команде Обамы ни пришли в головы неожиданно смелые идеи по преодолению экономического кризиса, непробиваемой стеной перед ними будет стоять республиканское большинство Палаты представителей Конгресса. Т.н. разделенное правление в США (когда президент принадлежит к одной партии, а в Конгрессе доминирует другая) никогда не было подходящей основой для проведения серьезных реформ. Хотя спикер Палаты представителей, конгрессмен-республиканец от Огайо Джон Бонэр (John A. Boehner) и высказывается о готовности к сотрудничеству с президентом в преодолении «бюджетного обрыва», но в это верится с трудом, ведь есть еще партийные интересы. А они говорят - надо дать демократам «ощутить всю тяжесть провала».
Ведущий эксперт влиятельного Института Брукингса Томас Манн полагает в связи с этим, что в послевыборный период межпартийная поляризация в США сохранится и никаких новых коалиций по отдельным вопросам не предвидится. (1) Его коллега по институту Исабель Соухилл обратила также внимание на то, что, по всей видимости, сохранится раскол и внутри республиканской партии, которая все еще «ищет свою душу». Роберт Каган отметил крайнюю серьезность стоящих перед президентом Обамой вызовов, указав особо, что, прежде чем приступить к секвестированию бюджета, главе Белого дома следовало бы тщательно взвесить, как это отразится на внешней политике страны.
Самой насущной экономической проблемой для президента США, о которой говорят все, будет так называемый бюджетный обрыв. Если до нового года Конгресс не утвердит новые параметры бюджета и не поднимет порог госдолга, то уже 3 января 2013 года из-за нависающего огромного дефицита будут автоматически сокращены некоторые бюджетные программы и отменены льготы по налогам на общую сумму в 600 млрд. долл. А это - около 4% ВВП Америки. О каком-либо выходе из рецессии в ближайшие годы говорить не придется. В августе 2011 демократы и республиканцы в Конгрессе пришли к временному соглашению, но теперь вопрос придется решать в режиме цейтнота.
Между тем «бюджетный обрыв» станет шоком не только для Америки. На саммите «Большой двадцатки» в Мехико глава МВФ Кристин Лагард назвала эту перспективу одной из основных угроз для мировой экономики.
Ведущие инвесторы также считают «бюджетный обрыв» в США главной опасностью для мировой экономики - страшнее, чем проблемы Греции и Испании, вместе взятые. Согласно опросу управляющих активами, который провели в Bank of America, 42% инвесторов уверены, что самый большой риск для них - это именно указанный обрыв. Еврокризис идёт лишь на втором месте.
Для финансовых рынков это проблема номер один. Эксперты обсуждают два пути. Конгресс снова поднимает лимит госдолга, но это может подорвать доверие к Америке как к заемщику, ведь долг уже приближается к 100% ВВП. Или политики не договорятся - и произойдет "обрыв". За него страна - и не она одна - заплатит рецессией.
Обама, как считают эксперты, будет пытаться это предотвратить и попробует добиться чего-то вроде «большой сделки», которую он в прошлом году безуспешно пытался заключить со спикером Палаты представителей Джоном Бонэром. Это будет означать, что республиканцам из Конгресса придется смириться с некоторым повышением налогов, а демократам - с новыми ограничениями на большие правительственные программы социальной защиты, такие как Medicare.
Президент заявил о своих планах по повышению налогов с целью сокращения дефицита бюджета. «Если мы всерьез намерены сократить дефицит, мы должны учитывать как сокращение расходов, так и размер доходов, а это значит, что состоятельным американцам придется платить немного больше налогов», - заявил Обама. Он готов пойти на компромисс в некоторых деталях плана по сокращению дефицита, но подчеркнул, что категорически не согласен с планами республиканцев, которые выступают против любых повышений налогов.
При этом Обама отметил, что Конгресс США должен утвердить законопроект, который позволил бы сохранить для среднего класса налоговые льготы «эпохи Буша» (льготы, введенные в период президентства Джорджа Буша-младшего, действие которых заканчивается в декабре 2012 года).
Президент уже сообщил, что на заседании в Белом доме, которое пройдет 16 ноября, он планирует обсудить с республиканскими и демократическими лидерами Конгресса проблему «бюджетного обрыва». Помимо этого, по-видимому, будет обсуждаться и вопрос допустимости повышения лимита государственных займов, ныне составляющего 16 триллионов долларов; этот вопрос также должен быть решен в начале 2013 г.
В Институте Гувера Стэнфордского университета высказывают мнение, что все предпринятые Обамой до сих пор меры по преодолению финансового кризиса, связанные с дополнительной накачкой необеспеченных денег в экономику, «взрывоопасно усугубили» проблему долгового наследия новой администрации. (2) Ведущий эксперт института М. Боскин констатирует, что размеры бюджетного дефицита и рост национального долга Америки в период первого мандата Обамы беспрецедентны со времен Второй мировой войны. Так, соотношение госдолга и ВВП за это время выросло вдвое - с 40,5 до 80% в ближайшее время. Вполне вероятное и обсуждаемое ныне дальнейшее повышение потолка госдолга может привести к преодолению им психологически важной границы в 100% от ВВП, что скорее приличествует развивающейся, а не первой экономике мира. Излишне говорить, что это неизбежно затронет кредитные рейтинги страны. М.Боскин указывает, что Барак Обама первый американский президент вообще, который не ставит целью полное сбалансирование бюджета даже в долгосрочной перспективе, ограничиваясь лишь задачей сохранения соотношения долга и ВВП, на уровне, который будет достигнут в 2016 году. Справедливости ради надо сказать, что никакого конкретного плана, кроме общих деклараций, по решению проблемы госдолга нет и у республиканцев, вот почему они продолжают дистанцироваться от исполнительной власти. Вице-президент американского фонда Глобальной экономики и развития К. Дервиш полагает, что Обама столкнется с ситуацией, когда США будут просто не в состоянии в одиночку определять будущее мировой экономики, но проводимый ими курс будет иметь глобальное значение. (3) Мир стоит на пороге новой технологической революции, и совокупные ресурсы ведущих держав мира достаточны для ее успешного проведения. Как считает К. Дервиш, важнейшей задачей для всех является более равномерное и справедливое распределение доходов, например, в США 90% доходов от прироста ВВП в 2011 году отошли 1% населения. Эта проблема является не только социальной, но и макроэкономической, поскольку при таком неравенстве отсутствуют стимулы для широкомасштабного восстановления производства, а долговые и ипотечные «пузыри» только растут. К.Дервиш обращает также внимание на то, что профицит внешней торговли Китая сокращается, а у Северной Европы - увеличивается. Ее профицит составил уже 500 млрд. долл., в то время как у США дефицит достиг также 500 млрд. долл. Значит дело не только в демпинге Китая, но и в общей неэффективности американской экономики.
В Центре стратегических и международных исследований (CSIS) полагают, что президенту Обаме придется всерьез подумать об улучшении внешнеторгового баланса страны. (4) Во время избирательной кампании он практически ничего не говорил о принятой в 2010 году его собственной Национальной экспортной инициативе (NEI), согласно которой вывоз товаров из США к 2014 году должен был бы возрасти вдвое. С тех пор небольшой прирост в экспорте наметился, но о двукратном увеличении американского экспорта в ближайшие годы говорить не приходится, как и об устранении на этой основе внешнеторгового дисбаланса. Президенту предстоит всерьез «засучить рукава», чтобы совместно с Конгрессом провести в жизнь обширную повестку программы создания зон свободной торговли, необходимых для восстановления экономического роста и в стране, и в мире.
(1) http://www.brookings.edu/events/2012/11/07-election-day (2) http://www.hoover.org/publications/defining-ideas (3) http://www.brookings.edu/research/opinions/2012/11/07-barack-obama-dervis (4) http://csis.org/publication/election-2012-us-trade-policy-and-what-expect(Окончание следует)
http://www.fondsk.ru/news/2012/11/14/obama-versia-2-0-i.html