Святитель Димитрий Ростовский - русский Златоуст из Киева

Ростовский митрополит Димитрий, «русский Златоуст», великий угодник и святитель Христов, скончавшийся 303 года назад, поминаемый 10 ноября по новому стилю, известен всему православному миру прежде всего своим сочинением «Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней». Справедливо говорится, что «этот духовный плод напитал жаждавший святости русский народ высоким подвигом мучеников и праведников, возгрел веру православных». Книгу с житиями святых теперь можно купить в любом храме или книжном магазине. Самые полные собрания житий занимают не один десяток томов, а самые краткие легко умещаются в дамскую сумочку. И все эти издания объединены общим источником. О святых, которые жили до эпохи Возрождения, православный читатель знает благодаря уроженцу Киевщины Димитрию (Туптало), митрополиту Ростовскому.

Однако святитель Димитрий был не только крупнейшим русским систематизатором житий. Он вошел в историю и как ученый, богослов, полемист, проповедник, писатель и даже как театрал - до наших дней дошли две его религиозные пьесы, написанные в честь Рождества Христова и Успения Богородицы. 

Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна, начало XVIII века

«Я, грешный иеромонах Димитрий, родился от родителей христианских, Саввы и Марии, законным браком сочетанных, во граде Макарове, в семи милях от Киева. Дано мне имя Даниил и крещением святым просвещен месяца декабря. Того (1651) году была война Радзивилова и Киев спасен» - так святитель Димитрий сообщал о своем происхождении в дневниковых записях, которые вел с 1668 года.

Родился святитель 15 (25) декабря. Его отец, Савва Григорьевич Туптало (1599-1703), происходивший из шляхетского рода, вступил в Макаровскую казацкую сотню, вскоре стал сотником, а в 1660-х переехал с семьей в Киев и поселился на Подоле. Даже в 80-летнем возрасте принимал участие в защите Киева от польских войск. Скончался в возрасте 104 лет и похоронен в Троицкой церкви киевского Кирилловского монастыря, старостой которой был. Мать будущего святителя Мария Михайловна была моложе своего супруга на 20 лет, отличалась религиозностью, которую привила детям: все три ее дочери стали монахинями Иорданского монастыря, расположенного рядом с Подолом, одна из них - игуменьей.

Обучение грамоте, начатое в доме родителей, Даниил продолжил в Киево-Могилянской академии, куда был определен на учебу в 1662 году во времена ректорства Иоанникия Галятовского, известного ритора и проповедника.

В 1668 году игумен Мелетий Дзик постриг Даниила в иноческий чин. Почти 7 лет прожил теперь уже инок Димитрий в Кирилловском монастыре, помимо иноческих трудов занимаясь науками: «в келлии писаше и сочиняше повеленная от игумена и от других высших начальников, прилежаше к чтению книг душеполезных».

Все эти обстоятельства позволили молодому иноку войти в круг наиболее образованных и передовых людей того времени, стоявших в центре общественно-культурной, политической и религиозной жизни Украины. 25 марта 1669 года он был посвящен в иеродиакона митрополитом Киевским Иосифом Тукальским, которого Иннокентий Гизель характеризовал, как «веры святыя, восточныя столб непоколебимый». Посвящение совершалось в одном из древних (ХІІ век) монастырей города Канева, находившегося под покровительством гетмана Дорошенко.

В 1675 году в Густыньском монастыре города Прилуки архиепископ Черниговский Лазарь Баранович посвятил Димитрия в иеромонаха и оставил проповедником в храмах города Чернигова. По его же благословению Димитрий составил тогда сборник сказаний о чудесах, исцелениях от иконы Пресвятой Богородицы, явленных в Троице-Ильинском монастыре от чудотворного образа Божией Матери, именуемого «Руно орошенное».

Икона «Руно орошенное»

В конце 1670-х святитель Димитрий за несколько лет побывал во многих уголках Речи Посполитой, видел трудное положение православных земляков-малороссов: польские короли Ян Казимир, Михаил Вишневецкий, Ян Собесский были покорными исполнителями воли магнатов и католического духовенства  и жестко проводили политику окатоличивания. У православных отнимались храмы, монастыри, имущество; духовенство, не исключая иерархов, подвергалось насилиям и притеснениям.

В 1681 году архиепископ Лазарь Баранович произвел иеромонаха Димитрия во игумена Максаковского монастыря, а через пять месяцев перевел настоятелем Батуринского Николаевского монастыря. Однако имея от природы склонность к жизни созерцательной и богомыслию, святитель в 1684 году, оставив игуменство, с согласия нового Печерского архимандрита Варлаама Ясинского переселился в Киево-Печерскую лавру. Тут и принял на себя новое послушание, на все времена прославившее его: составление в качестве главного редактора Четьих-Миней. Труд этот был начат еще Петром Могилой, выписавшим с Афона греческие рукописные Жития Святых Симеона Метафраста, но не успевшим совершить задуманное.

Святитель Димитрий с интересом занялся составлением житий: часто он ложился отдыхать, не раздеваясь, за час до заутрени.

Первая четверть Миней была напечатана в 1688 году иждивением Печерской обители. Изданная книга была передана на рассмотрение собора старцев и митрополита, а затем отослана на одобрение патриарху.

Чтобы выразить преданность царевне Софье и князю Голицыну, новый гетман Иван Мазепа отправился в Москву. 10 августа 1689 года представители этого посольства, вместе с духовными лицами, в числе которых был и Димитрий, прибыли в Москву и уже 11 августа представились царевне Софье, а затем и патриарху Иоакиму. В Троице-Сергиевой лавре, по свидетельству святителя Димитрия, патриарх благословил его продолжать начатое дело составления житий праведников и подарил образ Пресвятой Богородицы в окладе.

В 1695 году святитель писал в своем диарии: «На самом початку месяца януария совершися книга Житий святых другая», т.е. на декабрь, январь, февраль. Одновременно с изданием этих книг в 1696 году печатается первый сборник святителя «Руно орошенное».

В 1697 году Димитрий был назначен игуменом Кирилловского монастыря, вскоре - архимандритом Черниговского Елецкого монастыря, а затем - главным в Новгород-Северской архимандрии.

По соизволению императора Петра архимандрит Димитрий назначался в Сибирские митрополиты, однако из-за длительной болезни так  туда и не отправился. О его здоровье справлялся сам государь и лично навещал его. Удивительное дело: царь Петр отменил свой приказ.

Исполняя возложенные на него обязанности, святитель не оставлял и первого послушания: «Року 1700 в месяце январе третия книга Житий святых трудами богодухновенного мужа иеромонаха Дмитрия Савича Тупталенка составленная, на свет вышла и любопытствующих человеков книжных духовною радостью сердца наполнила».

Вскоре в жизни Димитрия начался новый период на поприще святительского служения - ростовский. 1 марта 1702 года святитель прибыл в Ростов Великий, на место почившего Иоасафа Лазаревича. Его встречала паства с иконой Божией Матери Боголюбской с предстоящими Ей чудотворцами Ростовскими. Вступив в Спасо-Яковлевский монастырь, под сенью храма святой Анны, он пророчески предрек и указал на место своего погребения: «Се покой мой, зде вселюся в век века».

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь сегодня

После совершения Литургии в кафедральном Успенском соборе святитель произнес приветственное слово, в котором определил цель и характер своей дальнейшей жизни и пастырской деятельности: «Аз приидох не да послужите ми, но да послужу вам... не себе угождати, но вразумляти безчинныя, утешати малодушныя, заступати немощныя... добрыя любити, злыя с милованием наказывати, о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися».

Святитель не расставался с пером: днем писал у тусклого слюдяного окна, ночью - при мерцании свечи. В одном из своих писем он писал: «Страх смерти нападе на мя, и страх сугубый убо, яко не вем дне и часа... а дело книгописное как останет, будет ли кто охотник приняться за то и вершить, а еще много надобно в том числе трудиться».

9 февраля 1705 года был завершен великий 20-летний труд святителя, отмеченный им молитвой святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...» До этого за такой огромный труд не брался никто. В Житиях святых Димитрий Ростовский собрал жития Вселенской Церкви - жития пророков, апостолов, первых христианских мучеников, некоторых святых западной церкви, русских преподобных отцов. Расположены жития по месяцам, в пределах месяца по дням памяти святых.

Собор в честь Святителя Дмитрия Ростовского в Спасо-Яковлевском Дмитриевом монастыре в Ростове Великом 

Заботясь о повышении образовательного уровня духовенства, он начал составлять новую книгу «Летописец» как руководство по Священной истории, боролся с раскольниками, в частности, в сочинениях «Рассуждение о образе Божии и подобии в человеце» и проповедях, а затем в трактате «Розыск о раскольнической брынской вере».

Наряду с архиерейскими и писательскими трудами святитель совершал и аскетический подвиг. Нередко, невзирая на свой сан, совершал пешие переходы из Ростова в Ярославль и обратно.

Свидетельствуют: белокурый с проседью, худенький, казавшийся невзрачным человек, небольшого роста, сгорбленный, с маленькой клинообразной бородкой, в очках, ходивший обыкновенно в шерстяной ряске любимого темно-зеленого цвета, скрывал в себе удивительно могучий дух.

Святитель и сам терпел с народом скудость, ограничивая себя и в малом. В одном из писем он просил благодетелей прислать ему «чаю невеликое», потому что «в Ростове несть где взять». Или сообщал: «Чуть ли не пешком брожу, ни коня, ни всадника. Оскудеша овцы от пищи и лошадей нет».

Еще в 1707 году он оставил завещание на случай смерти. В начале июля 1709 года пришло известие о победе русских войск «над супостатом, над шведами под Полтавою». Святитель сам совершил торжественное молебствие и отметил это событие в своем дневнике.

Осенью пришло известие о прибытии в Ростов царицы Прасковии Федоровны для поклонения чудотворной иконе Божией Матери в Толгском монастыре. Чтобы не утруждать высокую гостью утомительной дорогой, было велено принести икону в Ростов. Святитель настолько ослабел здоровьем, что и не надеялся дожить до того времени: «Вот идут две гостьи, - говорил он казначею Филарету, - Царица Небесная и царица земная. Только я уже видеть их не сподоблюсь, а надлежит тебе, казначею, быть готовым принять их».

26 октября, в день своего Ангела, он изнемогал от приступов кашля, но сам совершил литургию в соборе. Проповеди уже не произносил. Поучение за него прочитал певчий, а святитель сидел у царских врат.

Перед смертью он долго беседовал со своим писарем Саввой Яковлевым, рассказывал ему о детстве, вспоминал родную Малороссию, родителей, друзей и наставников, которые дали ему такой большой духовный опыт. Утром 28 октября (10 ноября по новому стилю) 1709 года его и нашли в келии на полу, почившим в коленопреклоненном молитвенном положении.

Святителю Димитрию было тогда 58 лет. Тело было погребено, согласно завещанию святителя, в Спасо-Яковлевском монастыре. Отпевание совершил его друг митрополит Стефан Яворский, повторявший в надгробном слове: «Свят Димитрий, свят!»

4 октября 1752 года, спустя 43 года, во время ремонтных работ было обнаружено, что останки святого нетленны.

Рака с честными мощами святителя Димитрия Ростовского в Спасо-Яковлевском монастыре

 И уже 22 апреля 1757 года совершилось причисление его к лику святых, к великому собору угодников Божиих, славу которых он запечатлел в своих трудах.

25 сентября 2009 года освящена новая рака святителя. Ее изготовили в дар монастырю ростовские мастера фирмы «Карат плюс»

По мнению исследователей, творческое наследие святителя Димитрия составляет до 20 томов сочинений и трудов, свидетельствующих о нем как о неутомимом труженике, подвижнике науки, церковном энциклопедисте. Его личная библиотека насчитывала свыше 300 томов, и он ее непрестанно пополнял.

Все сочинения святителя Димитрия можно разделить на четыре вида: догматические («Розыск о раскольнической Брынской вере» и «Зерцало Православного исповедания»); духовно-нравственные (поучения «Внутренний человек в клети сердца своего уединен поучающся и молящся в тайне», «Апология в утешение печали», «Исповедание грехов генеральное», «Поклоненье Господу нашему Иисусу Христу», «Алфавит духовный», 120 дошедших до нас проповедей); исторические (12 томов Житий святых, «Летопись», «Руно Орошенное», «Диарий»), поэтические (духовные драмы «Рождество Христово», «Грешник кающийся», «Есфирь» и «Агасфер», стихи (или канты) - «Иисусе мой Прелюбезный» и другие).

Труды святителя, прежде всего Жития святых, и сегодня издаются огромными тиражами по всей Руси. Библиотеки - хранят раритеты.

Первое издание 4-томной «Книги житий святых» вышло в типографии Киево-Печерской лавры: первая четверть (сентябрь-ноябрь) - в 1689 году; вторая четверть (декабрь-февраль) - в 1695 году; третья четверть (март-май) -  1700 году и четвертая четверть (июнь-август) - в 1705 году.

Второе издание выходило там же с 1711 по 1718 год.

Третье, московское, переиздание знаменитого труда (1764 год) святителя имеется, в частности, в Херсонской областной универсальной научной библиотеке имени Гончара. Заведующая отделом рукописей и редких изданий Ольга Сак рассказывает: «Книга Житий святых митрополита Димитрия Ростовского была подарена нашей библиотеке настоятелем одного из херсонских храмов протоиереем Виктором Анипко. Позднее она неоднократно переиздавалась в Москве». Это издание мы видим на снимке:

 

 

Минеи Димитрия Ростовского на октябрь и июль

Свято чтит сегодня память о святителе и «второй Ростов», южный. При въезде в город Ростов-на-Дону через реку Дон видны купола кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы, перед собором теперь установлен памятник небесному покровителю города Димитрию Ростовскому.

 

 

Скульптор В.Г. Беляков. Памятник Димитрию, митрополиту Ростовскому в Ростове-на-Дону

Память о святителе находим мы и на Украине.

Один, но яркий пример: Городская Дума Одессы 20 февраля 1884 года постановила соорудить на городские средства церковь на Новом кладбище во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Храм был построен по проекту архитектора Ю.М. Дмитренко и освящен в 1888 году архиепископом Никанором. Он стал одним из красивейших в Одессе и является единственным одесским православным храмом, который никогда не закрывался, даже в советские времена.

 

 

Церковь святителя Дмитрия Ростовского на 2-м Христианском кладбище в Одессе

Завершим наше повествование отрывком из одного из наиболее известных обращений святителя к пастве, произнесенных им по окончании его первой литургии в Ростовском Успенском соборе: «Молю же и должен умолять Пастыреначальника, Владыку Христа, да соблюдет сие Свое стадо целым и невредимым от волков видимых и невидимых, да ни одна овца от этой Христовой и Богородичной ограды не впадет в заблуждение и погибель, да ни одна овца не будет похищена адским зверем, да ни одна овца не превратится в козлище, но пусть лучше из козлищ превратятся в овцы, и все с благословенными овцами деснаго стояния да сподобятся во время пришествия Господа... Если Дух Святый поставил меня пастырем вам, то будьте мне истинными овцами, овцами слушающими, а не преслушающими гласа пастыря своего... Когда увижу вас истинными овцами Христовыми, идущими на десно, буду радоваться; когда же увижу вас уклоняющимися на сторону козлищ, буду воздыхать...»

http://odnarodyna.com.ua/node/10910

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Матвей Славко:
Первый в открытом космосе
На кончину легендарного космонавта Алексея Леонова
16.10.2019
Когда Ангел-хранитель плачет
Может, оттого, что мы все молчим, мат теперь везде?
01.09.2019
Пять лет Блаженнейшего митрополита Онуфрия
В Киево-Печерской лавре прошли церковные торжества
21.08.2019
Схватка негодяев
Раскольник «Филарет» выступил против руководства ПЦУ
25.06.2019
Новый храм на Петроградской стороне
Чудеса блаженной Ксении Петербургской сделали ее особенной близкой многим людям
13.06.2019
Все статьи автора