Ростовский митрополит Димитрий, «русский Златоуст», великий угодник и святитель Христов, скончавшийся 303 года назад, поминаемый 10 ноября по новому стилю, известен всему православному миру прежде всего своим сочинением «Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней». Справедливо говорится, что «этот духовный плод напитал жаждавший святости русский народ высоким подвигом мучеников и праведников, возгрел веру православных». Книгу с житиями святых теперь можно купить в любом храме или книжном магазине. Самые полные собрания житий занимают не один десяток томов, а самые краткие легко умещаются в дамскую сумочку. И все эти издания объединены общим источником. О святых, которые жили до эпохи Возрождения, православный читатель знает благодаря уроженцу Киевщины Димитрию (Туптало), митрополиту Ростовскому.
Однако святитель Димитрий был не только крупнейшим русским систематизатором житий. Он вошел в историю и как ученый, богослов, полемист, проповедник, писатель и даже как театрал - до наших дней дошли две его религиозные пьесы, написанные в честь Рождества Христова и Успения Богородицы.
Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна, начало XVIII века
«Я, грешный иеромонах Димитрий, родился от родителей христианских, Саввы и Марии, законным браком сочетанных, во граде Макарове, в семи милях от Киева. Дано мне имя Даниил и крещением святым просвещен месяца декабря. Того (1651) году была война Радзивилова и Киев спасен» - так святитель Димитрий сообщал о своем происхождении в дневниковых записях, которые вел с 1668 года.
Родился святитель 15 (25) декабря. Его отец, Савва Григорьевич Туптало (1599-1703), происходивший из шляхетского рода, вступил в Макаровскую казацкую сотню, вскоре стал сотником, а в 1660-х переехал с семьей в Киев и поселился на Подоле. Даже в 80-летнем возрасте принимал участие в защите Киева от польских войск. Скончался в возрасте 104 лет и похоронен в Троицкой церкви киевского Кирилловского монастыря, старостой которой был. Мать будущего святителя Мария Михайловна была моложе своего супруга на 20 лет, отличалась религиозностью, которую привила детям: все три ее дочери стали монахинями Иорданского монастыря, расположенного рядом с Подолом, одна из них - игуменьей.
Обучение грамоте, начатое в доме родителей, Даниил продолжил в Киево-Могилянской академии, куда был определен на учебу в 1662 году во времена ректорства Иоанникия Галятовского, известного ритора и проповедника.
В 1668 году игумен Мелетий Дзик постриг Даниила в иноческий чин. Почти 7 лет прожил теперь уже инок Димитрий в Кирилловском монастыре, помимо иноческих трудов занимаясь науками: «в келлии писаше и сочиняше повеленная от игумена и от других высших начальников, прилежаше к чтению книг душеполезных».
Все эти обстоятельства позволили молодому иноку войти в круг наиболее образованных и передовых людей того времени, стоявших в центре общественно-культурной, политической и религиозной жизни Украины. 25 марта 1669 года он был посвящен в иеродиакона митрополитом Киевским Иосифом Тукальским, которого Иннокентий Гизель характеризовал, как «веры святыя, восточныя столб непоколебимый». Посвящение совершалось в одном из древних (ХІІ век) монастырей города Канева, находившегося под покровительством гетмана Дорошенко.
В 1675 году в Густыньском монастыре города Прилуки архиепископ Черниговский Лазарь Баранович посвятил Димитрия в иеромонаха и оставил проповедником в храмах города Чернигова. По его же благословению Димитрий составил тогда сборник сказаний о чудесах, исцелениях от иконы Пресвятой Богородицы, явленных в Троице-Ильинском монастыре от чудотворного образа Божией Матери, именуемого «Руно орошенное».
Икона «Руно орошенное»
В конце 1670-х святитель Димитрий за несколько лет побывал во многих уголках Речи Посполитой, видел трудное положение православных земляков-малороссов: польские короли Ян Казимир, Михаил Вишневецкий, Ян Собесский были покорными исполнителями воли магнатов и католического духовенства и жестко проводили политику окатоличивания. У православных отнимались храмы, монастыри, имущество; духовенство, не исключая иерархов, подвергалось насилиям и притеснениям.
В 1681 году архиепископ Лазарь Баранович произвел иеромонаха Димитрия во игумена Максаковского монастыря, а через пять месяцев перевел настоятелем Батуринского Николаевского монастыря. Однако имея от природы склонность к жизни созерцательной и богомыслию, святитель в 1684 году, оставив игуменство, с согласия нового Печерского архимандрита Варлаама Ясинского переселился в Киево-Печерскую лавру. Тут и принял на себя новое послушание, на все времена прославившее его: составление в качестве главного редактора Четьих-Миней. Труд этот был начат еще Петром Могилой, выписавшим с Афона греческие рукописные Жития Святых Симеона Метафраста, но не успевшим совершить задуманное.
Святитель Димитрий с интересом занялся составлением житий: часто он ложился отдыхать, не раздеваясь, за час до заутрени.
Первая четверть Миней была напечатана в 1688 году иждивением Печерской обители. Изданная книга была передана на рассмотрение собора старцев и митрополита, а затем отослана на одобрение патриарху.
Чтобы выразить преданность царевне Софье и князю Голицыну, новый гетман Иван Мазепа отправился в Москву. 10 августа 1689 года представители этого посольства, вместе с духовными лицами, в числе которых был и Димитрий, прибыли в Москву и уже 11 августа представились царевне Софье, а затем и патриарху Иоакиму. В Троице-Сергиевой лавре, по свидетельству святителя Димитрия, патриарх благословил его продолжать начатое дело составления житий праведников и подарил образ Пресвятой Богородицы в окладе.
В 1695 году святитель писал в своем диарии: «На самом початку месяца януария совершися книга Житий святых другая», т.е. на декабрь, январь, февраль. Одновременно с изданием этих книг в 1696 году печатается первый сборник святителя «Руно орошенное».
В 1697 году Димитрий был назначен игуменом Кирилловского монастыря, вскоре - архимандритом Черниговского Елецкого монастыря, а затем - главным в Новгород-Северской архимандрии.
По соизволению императора Петра архимандрит Димитрий назначался в Сибирские митрополиты, однако из-за длительной болезни так туда и не отправился. О его здоровье справлялся сам государь и лично навещал его. Удивительное дело: царь Петр отменил свой приказ.
Исполняя возложенные на него обязанности, святитель не оставлял и первого послушания: «Року 1700 в месяце январе третия книга Житий святых трудами богодухновенного мужа иеромонаха Дмитрия Савича Тупталенка составленная, на свет вышла и любопытствующих человеков книжных духовною радостью сердца наполнила».
Вскоре в жизни Димитрия начался новый период на поприще святительского служения - ростовский. 1 марта 1702 года святитель прибыл в Ростов Великий, на место почившего Иоасафа Лазаревича. Его встречала паства с иконой Божией Матери Боголюбской с предстоящими Ей чудотворцами Ростовскими. Вступив в Спасо-Яковлевский монастырь, под сенью храма святой Анны, он пророчески предрек и указал на место своего погребения: «Се покой мой, зде вселюся в век века».
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь сегодня
После совершения Литургии в кафедральном Успенском соборе святитель произнес приветственное слово, в котором определил цель и характер своей дальнейшей жизни и пастырской деятельности: «Аз приидох не да послужите ми, но да послужу вам... не себе угождати, но вразумляти безчинныя, утешати малодушныя, заступати немощныя... добрыя любити, злыя с милованием наказывати, о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися».
Святитель не расставался с пером: днем писал у тусклого слюдяного окна, ночью - при мерцании свечи. В одном из своих писем он писал: «Страх смерти нападе на мя, и страх сугубый убо, яко не вем дне и часа... а дело книгописное как останет, будет ли кто охотник приняться за то и вершить, а еще много надобно в том числе трудиться».
9 февраля 1705 года был завершен великий 20-летний труд святителя, отмеченный им молитвой святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...» До этого за такой огромный труд не брался никто. В Житиях святых Димитрий Ростовский собрал жития Вселенской Церкви - жития пророков, апостолов, первых христианских мучеников, некоторых святых западной церкви, русских преподобных отцов. Расположены жития по месяцам, в пределах месяца по дням памяти святых.
Собор в честь Святителя Дмитрия Ростовского в Спасо-Яковлевском Дмитриевом монастыре в Ростове Великом
Заботясь о повышении образовательного уровня духовенства, он начал составлять новую книгу «Летописец» как руководство по Священной истории, боролся с раскольниками, в частности, в сочинениях «Рассуждение о образе Божии и подобии в человеце» и проповедях, а затем в трактате «Розыск о раскольнической брынской вере».
Наряду с архиерейскими и писательскими трудами святитель совершал и аскетический подвиг. Нередко, невзирая на свой сан, совершал пешие переходы из Ростова в Ярославль и обратно.
Свидетельствуют: белокурый с проседью, худенький, казавшийся невзрачным человек, небольшого роста, сгорбленный, с маленькой клинообразной бородкой, в очках, ходивший обыкновенно в шерстяной ряске любимого темно-зеленого цвета, скрывал в себе удивительно могучий дух.
Святитель и сам терпел с народом скудость, ограничивая себя и в малом. В одном из писем он просил благодетелей прислать ему «чаю невеликое», потому что «в Ростове несть где взять». Или сообщал: «Чуть ли не пешком брожу, ни коня, ни всадника. Оскудеша овцы от пищи и лошадей нет».
Еще в 1707 году он оставил завещание на случай смерти. В начале июля 1709 года пришло известие о победе русских войск «над супостатом, над шведами под Полтавою». Святитель сам совершил торжественное молебствие и отметил это событие в своем дневнике.
Осенью пришло известие о прибытии в Ростов царицы Прасковии Федоровны для поклонения чудотворной иконе Божией Матери в Толгском монастыре. Чтобы не утруждать высокую гостью утомительной дорогой, было велено принести икону в Ростов. Святитель настолько ослабел здоровьем, что и не надеялся дожить до того времени: «Вот идут две гостьи, - говорил он казначею Филарету, - Царица Небесная и царица земная. Только я уже видеть их не сподоблюсь, а надлежит тебе, казначею, быть готовым принять их».
26 октября, в день своего Ангела, он изнемогал от приступов кашля, но сам совершил литургию в соборе. Проповеди уже не произносил. Поучение за него прочитал певчий, а святитель сидел у царских врат.
Перед смертью он долго беседовал со своим писарем Саввой Яковлевым, рассказывал ему о детстве, вспоминал родную Малороссию, родителей, друзей и наставников, которые дали ему такой большой духовный опыт. Утром 28 октября (10 ноября по новому стилю) 1709 года его и нашли в келии на полу, почившим в коленопреклоненном молитвенном положении.
Святителю Димитрию было тогда 58 лет. Тело было погребено, согласно завещанию святителя, в Спасо-Яковлевском монастыре. Отпевание совершил его друг митрополит Стефан Яворский, повторявший в надгробном слове: «Свят Димитрий, свят!»
4 октября 1752 года, спустя 43 года, во время ремонтных работ было обнаружено, что останки святого нетленны.
Рака с честными мощами святителя Димитрия Ростовского в Спасо-Яковлевском монастыре
И уже 22 апреля 1757 года совершилось причисление его к лику святых, к великому собору угодников Божиих, славу которых он запечатлел в своих трудах.
25 сентября 2009 года освящена новая рака святителя. Ее изготовили в дар монастырю ростовские мастера фирмы «Карат плюс»
По мнению исследователей, творческое наследие святителя Димитрия составляет до 20 томов сочинений и трудов, свидетельствующих о нем как о неутомимом труженике, подвижнике науки, церковном энциклопедисте. Его личная библиотека насчитывала свыше 300 томов, и он ее непрестанно пополнял.
Все сочинения святителя Димитрия можно разделить на четыре вида: догматические («Розыск о раскольнической Брынской вере» и «Зерцало Православного исповедания»); духовно-нравственные (поучения «Внутренний человек в клети сердца своего уединен поучающся и молящся в тайне», «Апология в утешение печали», «Исповедание грехов генеральное», «Поклоненье Господу нашему Иисусу Христу», «Алфавит духовный», 120 дошедших до нас проповедей); исторические (12 томов Житий святых, «Летопись», «Руно Орошенное», «Диарий»), поэтические (духовные драмы «Рождество Христово», «Грешник кающийся», «Есфирь» и «Агасфер», стихи (или канты) - «Иисусе мой Прелюбезный» и другие).
Труды святителя, прежде всего Жития святых, и сегодня издаются огромными тиражами по всей Руси. Библиотеки - хранят раритеты.
Первое издание 4-томной «Книги житий святых» вышло в типографии Киево-Печерской лавры: первая четверть (сентябрь-ноябрь) - в 1689 году; вторая четверть (декабрь-февраль) - в 1695 году; третья четверть (март-май) - 1700 году и четвертая четверть (июнь-август) - в 1705 году.
Второе издание выходило там же с 1711 по 1718 год.
Третье, московское, переиздание знаменитого труда (1764 год) святителя имеется, в частности, в Херсонской областной универсальной научной библиотеке имени Гончара. Заведующая отделом рукописей и редких изданий Ольга Сак рассказывает: «Книга Житий святых митрополита Димитрия Ростовского была подарена нашей библиотеке настоятелем одного из херсонских храмов протоиереем Виктором Анипко. Позднее она неоднократно переиздавалась в Москве». Это издание мы видим на снимке:
Минеи Димитрия Ростовского на октябрь и июль
Свято чтит сегодня память о святителе и «второй Ростов», южный. При въезде в город Ростов-на-Дону через реку Дон видны купола кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы, перед собором теперь установлен памятник небесному покровителю города Димитрию Ростовскому.
Скульптор В.Г. Беляков. Памятник Димитрию, митрополиту Ростовскому в Ростове-на-Дону
Память о святителе находим мы и на Украине.
Один, но яркий пример: Городская Дума Одессы 20 февраля 1884 года постановила соорудить на городские средства церковь на Новом кладбище во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Храм был построен по проекту архитектора Ю.М. Дмитренко и освящен в 1888 году архиепископом Никанором. Он стал одним из красивейших в Одессе и является единственным одесским православным храмом, который никогда не закрывался, даже в советские времена.
Церковь святителя Дмитрия Ростовского на 2-м Христианском кладбище в Одессе
Завершим наше повествование отрывком из одного из наиболее известных обращений святителя к пастве, произнесенных им по окончании его первой литургии в Ростовском Успенском соборе: «Молю же и должен умолять Пастыреначальника, Владыку Христа, да соблюдет сие Свое стадо целым и невредимым от волков видимых и невидимых, да ни одна овца от этой Христовой и Богородичной ограды не впадет в заблуждение и погибель, да ни одна овца не будет похищена адским зверем, да ни одна овца не превратится в козлище, но пусть лучше из козлищ превратятся в овцы, и все с благословенными овцами деснаго стояния да сподобятся во время пришествия Господа... Если Дух Святый поставил меня пастырем вам, то будьте мне истинными овцами, овцами слушающими, а не преслушающими гласа пастыря своего... Когда увижу вас истинными овцами Христовыми, идущими на десно, буду радоваться; когда же увижу вас уклоняющимися на сторону козлищ, буду воздыхать...»