Память преподобного Иова Почаевского

10.11.2012

 
ИОВ

Фрагмент из статьи Т. 25 "Православной энциклопедии", С. 267-280

(Железо (Залезо) Иван Иванович, в схиме Иоанн; ок. 1551, мест. Отыния (совр. Коломыйский р-н Ивано-Франковской обл., Украина) - 28.10.1651, Почаевский мон-рь), прп. (пам. 6 мая, 28 авг., 28 окт., 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых), Почаевский, игум. почаевского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря.

Источники

В кон. XVIII в. (по данным Н. И. Петрова, ок. 1791, по мнению свящ. В. Левицкого, ок. 1773) в ожидании канонизации И. католич. Церковью почаевские василиане издали (без обозначения даты) Житие И. В издании сообщается, что Житие составил ученик И. иером. Досифей, к-рый воспитывался под духовным руководством преподобного. Одним из источников печатного ЖЖития была рукопись «Книга чудес, при образах чудотворных Матери Пречистой и других, также при мощах блаженного старца Иова Железо произошедших, присягой подтвержденных, как давних, так и тех, которые в прошлые годы по воле Божьей совершились». Впервые «Книга чудес...» упоминается в инструкции от 30 авг. 1695 г., данной нареченным на Луцкую кафедру еп. Дионисием (Жабокрицким), тогда еще православным, во время его приезда в Почаев настоятелю Почаевского монастыря Иосифу (Добромирскому). Дионисий (Жабокрицкий) настаивал на том, чтобы все вносимые в книгу чудотворения подтверждались под присягой. Последние события, отмеченные в сборнике, датированы 1726 г. (в кон. XIX в. списки «Книги чудес...» хранились в архиве правления Волынской ДС). Важнейшим источником биографии И. является анонимный униат. сб. «Гора Почаевская...» («Góra Poczajowska...»), посвященный гл. обр. истории чудотворной Почаевской иконы Божией Матери. Сборник, впервые опубликованный в 1742 г., переиздавался несколько раз с дополнениями и небольшими изменениями на церковнославянском и польск. языках, последнее издание вышло ок. 1815-1820 гг. В данной книге И. упоминается в связи с историей Почаевской иконы Божией Матери, а также в рассказе о ковчеге с мощами вмц. Варвары, пожертвованном в обитель Луцко-Острожским униат. еп. Иосифом Выговским (1712-1737) и помещенном рядом с пещерой И.

Материалы, относящиеся к управлению И. Почаевским мон-рем, содержатся в архиве Почаевской лавры (ИР НБУВ, ГА Тернопольской обл.). Документы, связанные с судебными тяжбами Почаевского мон-ря, когда обителью управлял И., находятся в архивах Луцкого и Кременецкого гродских судов (ЦГИАК. Ф. 22, 25, 26, 28), ряд судебных дел хранится в Тернопольском обл. архиве. Данный источник для изучения биографии И. первыми использовали архим. Амвросий (Лотоцкий) и прот. Андрей Хойнацкий. Ряд документов, связанных с жизнью и деятельностью И., опубликовали Н. И. Теодорович и свящ. В. Левицкий.

Биография

Прп. Иов Почаевский. Портрет. 1-я треть XIX в. (Почаевская лавра)Прп. Иов Почаевский. Портрет. 1-я треть XIX в. (Почаевская лавра)

Святой происходил из мелкопоместной шляхетской семьи. Из помянника Почаевского мон-ря известно, что отца И. звали Иваном, мать - Агафией, они жили недалеко от Коломыи (ЦГИАЛ. Ф. 201. Оп. 4б. Д. 271. Л. 1-2; запись рода И. в помяннике датируется 1641 г., составлена, вероятно, самим И.). По нек-рым свидетельствам, родители преподобного одно время проживали рядом с сел. Угорники (на месте совр. урочища Новосёлки; см.: Хавлюк.1996. С. 15). Общепринятым является мнение, что родиной И. было мест. Отыния (Отыня) близ Коломыи. В роду И. были лица духовного звания. Когда И. возглавлял Почаевский мон-рь, в приходской Рождество-Богородицкой (Пречистенской) ц. в Ст. Почаеве служил свящ. Иаков Железо, испытывавший притеснения от местных магнатов и к 1642 г. лишенный места.

В 10 лет, т. е. ок. 1561 г., И. Железо поступил в Угорницкий Преображенский мон-рь. О местонахождении обители существуют различные мнения. Это не мог быть Угорницкий мон-рь в совр. с. Угорники (Коломыйский р-н), поскольку мон-рь во имя св. архистратига Михаила в селе был основан прп. Иовом (Княгиницким) в 1603 г. Версию о существовании в Угорниках обители в более раннее время полностью исключить нельзя, но о такой обители ничего не известно. В значительном удалении от Угорников, на границе Галичины и Буковины, на берегу р. Серет, между г. Теребовля и совр. с. Подгора (Теребовлянский р-н Тернопольской обл.), существовал Угорницкий (Подгорянский) Преображенский муж. мон-рь, к-рый на рубеже XVI и XVII вв. упоминался как ветхий. Историки относят его основание к сер. XVI в. В 1635-1639 гг. он был отстроен в камне (Яворський Г. Тернопiльський енциклопедичний словник. Тернопiль, 2004. Т. 4. С. 481-482). По всей видимости, начальный период служения И. (ок. 1561-1571) связан именно с этим мон-рем близ мест. Теребовля, центра отдельного староства. Известны еще 2 обители XVI-XVII вв. с похожими названиями: Угриновский Преображенский муж. мон-рь (упом. под 1611 г. в Житии прп. Иова (Княгиницкого), находился в совр. с. Ст. Угринов Калушского р-на Ивано-Франковской обл.) и Угорский Троицкий муж. мон-рь (находился в совр. с. Угорск Шумского р-на Тернопольской обл.). В XIX в. сохранялось предание о том, что И. какое-то время подвизался в Угорском Троицком мон-ре и собственноручно выкопал там пещеры (Дерманские горы, Антоновецкий лес и стожкообразные возвышенности Кременецких гор // Волынские ГВ. 1868. № 74/75).

Прп. Иов Почаевский. Икона. Ок. 1911 г. Мас-терская О. С. Чирикова (Троицкий собор Поча-евской лавры)

Прп. Иов Почаевский. Икона. Ок. 1911 г. Мас-терская О. С. Чирикова (Троицкий собор Поча-евской лавры)

Как сообщается в Житии И., настоятель Угорницкой обители с любовью принял Ивана и поручил экклисиарху научить его «церковному послушанию», т. е. богослужебному чтению и пению. Однако святой не довольствовался этим послушанием и старался «услужить каждому из наименьших монастырских работников», благодаря чему приобрел всеобщую любовь. На 2-й год жизни в Угорницком мон-ре 11-летний Иван «за его добрые нравы» был пострижен в монашество игуменом с согласия братии. По мнению прот. А. Хойнацкого, И. был рукоположен во иерея после достижения 30-летнего возраста, по распространенной в западнорус. мон-рях традиции. Со временем святой принял великую схиму с именем Иоанн. Слава о подвижнике распространялась по Галичине и Волыни, привлекая в Угорницкий мон-рь множество людей, желавших получить наставление от преподобного. Среди посетителей были простые и знатные, бедные и «нарочитые вельможи», обращавшиеся к преподобному «пользы ради душевной».

Кн. Константин Константинович Острожский, много внимания уделявший мон-рям в своих владениях, обратился к игумену Угорницкой обители, чтобы тот направил «блаженного трудолюбца» И. в Дубенский Крестовоздвиженский мон-рь (одна из фамильных обителей князей Острожских, известна с 1547) «показати образ трудолюбного и богоугодного жития». Возможно, И. должен был ввести в Крестовоздвиженской обители общежительный устав. Вскоре по прибытии И. в Дубенский мон-рь, приблизительно в 90-х гг. XVI в., братия против воли преподобного избрала его игуменом. По свидетельству Жития, И. управлял Дубенской обителью более 20 лет, но его имя не значится в многочисленных сохранившихся монастырских документах рубежа XVI и XVII вв. Объяснение этому факту предложил прот. А. Хойнацкий. В 1582-1602 гг. титулярным игуменом Дубенской обители был престарелый инок Василий; в монастырских актах сообщается, что вместо него дела вели в тот период др. монахи (к-рых также могли называть игуменами): в 1598-1600 гг.- Глеб, в 1601-1602 гг.- «казнодей» (проповедник) Виталий, который в 1604-1608 гг. управлял монастырем как настоятель (при Виталии - авторе перевода соч. «Диоптра мирозрительная, или Зерцало известное, указующее суету мира» Дубенский мон-рь стал центром полемики православных с католиками). Вероятнее всего, И. возглавлял Дубенский монастырь ранее Глеба и Виталия - в 90-х гг. XVI в., был настоятелем менее 10 лет. В кон. XVI в. кн. Константин Острожский щедро помогал Дубенской обители. 15 июня 1599 г. князь передал мон-рю часть доходов от с. Студянка с сенокосом, «острова Иванского става» Горбачин и Пантелеимон-Климент на р. Иква «с почвами, полями и огородами, которые лежат на сеножатях круг болот Горбачинских», с. Выгнанка и десятину урожая из сел Иванье и Знесенье. Великий пост кн. Константин Острожский обычно проводил в одном из островных монастырей в Дубно (Крестовоздвиженском или Преображенском) в монашеской одежде и по монастырскому уставу. И. поучал братию Дубенского мон-ря, подкрепляя словесные наставления собственным примером. По примеру своего покровителя кн. Константина Острожского преподобный заботился о распространении духовных и богослужебных книг. Насельники Дубенского мон-ря осуществляли переводы святоотеческих творений на церковнослав. язык. Как отмечено в Житии И., в Дубно святой «писанием книг церковных упражняшеся».
Прп. Иов Почаевский в молении перед Почаев-ской иконой Божией Матери. Икона. Ок. сер. XIX в. (Почаевская лавра)
Прп. Иов Почаевский в молении перед Почаев-ской иконой Божией Матери. Икона. Ок. сер. XIX в. (Почаевская лавра)

По словам биографа И., все окрестные страны святому «стужаху... честию и похвалами». Тяготясь этим, преподобный решил искать новое место для подвигов. Кроме того, желанию И. покинуть Дубенский мон-рь могли способствовать действия кн. Константина Константиновича по примирению с униатами (см. Брестская уния 1596 г.). И. тайно оставил Дубенский мон-рь и поселился в расположенном неподалеку Почаевском мон-ре. По мнению прот. А. Хойнацкого, это произошло ок. 1600-1602 гг., по мнению свящ. В. Левицкого - не позднее 1607 г., в любом случае - при жизни кн. Константина Острожского, умершего в 1608 г. Примечательно, что в 1607 г. в Почаевском мон-ре значительно увеличилось число насельников, возможно вслед. перехода туда части монашествующих из Дубно.

Незадолго до прихода И. в Почаевский мон-рь в обители, основанной в 1597 г., был принят общежительный устав, в 1597-1617 гг. в мон-рь была перенесена чудотворная Почаевская икона Божией Матери. И. прибыл на Почаевскую гору в качестве простого инока, но и здесь прославился аскетическими подвигами, и братия между 1617 и 1623 гг. избрала его игуменом. И. стал 5-м настоятелем Почаевского мон-ря. Преподобный любил уединяться для молитвы в глубокую пещеру в Почаевской горе, где проводил по неск. суток. В 1641 г. И. поставил на уступе скалы, вдавшемся в пещеру, список чудотворной Почаевской иконы Божией Матери. Однажды, когда святой молился в пещере, ее озарил необычный свет, сохранявшийся более 2 ч. Свидетелем чудесного явления был также ученик святого Досифей, описавший чудо в Житии И. Под схимнической одеждой преподобный носил власяницу и вериги. Вслед. «плоти измождения» тело И. отделялось от костей, «о чем и до сего дне,- замечает Досифей,- свидетельствуют честныя мощи нетленныя, в раке лежащия». С братией настоятель обходился кротко и ласково.

И. приходилось совмещать аскетические подвиги с обязанностями игумена. На время его управления Почаевским мон-рем пришелся острый и продолжительный конфликт обители с белзским каштеляном протестантом А. А. Фирлеем, наследником скончавшейся в 1617 г. фундаторши Почаевского мон-ря Анны Гойской, ставшим владельцем Почаева, Козина, с. Орля и др. селений. Фирлей отказался выполнять условия завещания Анны Гойской, внесенного 21 марта 1617 г. в кременецкие гродские книги, в котором ему предписывалось помогать Почаевскому мон-рю и правосл. приходской церкви в с. Орля. Фирлей отнял у обители часть имений, пожертвованных ей в 1597 г. Выступая против почитания чудотворной иконы Божией Матери и отпечатка стопы Пресв. Девы на Почаевской горе, Фирлей задумал разрушить мон-рь. Он запретил братии, не имевшей колодца, брать воду в соседнем с. Ст. Почаев. Тогда И., помолившись Пресв. Богородице, велел рыть колодец в горе, и на большой глубине была обнаружена вода, что было несомненным чудом, поскольку местность вокруг Почаева бедна водой. По приказу Фирлея урядник Г. Козинский с вооруженным отрядом 12 июля 1623 г. напал на Почаевский мон-рь, захватил монастырскую церковь, похитил чудотворный образ Божией Матери, богослужебные сосуды, облачения, драгоценные украшения икон. Награбленное было отвезено в родовой замок Фирлея в мест. Козин. В документах отмечается, что нападение произошло при игум. И. (Материалы по истории Почаевской лавры. 1911. С. 57),- это первое упоминание об И. как о настоятеле Почаевского мон-ря. В последующие годы Фирлей захватывал монастырских крестьян, нападал на иноков, отнимал монастырские угодья.

По мнению свящ. В. Левицкого, притеснения со стороны Фирлея пробудили у И. мысль о переселении из Польско-Литовского гос-ва в Москву. Такая мысль прослеживается в письме И. царю Михаилу Феодоровичу, написанном 1 мая 1626 г. и посланном через инока Почаевского монастыря Игнатия. И. пишет, что он хотел бы лично поклониться царю - покровителю православных. О благотворительности царя И. узнал от инока Игнатия, сопровождавшего Владимирского и Брестского еп. Иосифа (Курцевича) в Москву в 1625 г. И. писал об уменьшении на Волыни числа покровителей Православия и об умножении его врагов. В послании обрисовано бедственное положение Почаевского мон-ря, указывается на нехватку утвари (возможно, вслед. того, что мн. вещи взял с собой в Дубно в 1617 Софийский митр. Неофит, о чем свидетельствует «Регистр вещей Почаевского монастыря, отданных Неофиту, архиепископу Софийскому, 20 января 1617 г.» (НБУВ ИР. Ф. 231. № 31)).

19 июля 1640 г. по указанию Фирлея были разрушены столбы, обозначавшие границы имений Почаевского мон-ря, осуществлен очередной набег на монастырские земли. 9 марта 1641 г. И., в течение мн. лет безропотно переносивший притеснения, обратился с жалобой в Луцкий гродский суд и встретился с наместником (буркграфом) Луцкого староства Г. Коритинским. Такая же жалоба была подана в Кременецкий гродский суд 2 мая 1641 г. В ответ 14 июля 1641 г. по приказу Фирлея мон-рь был обстрелян, 19 июля захвачены монастырские поля. И. вместе с братией усилил молитвы к Пресв. Богородице, прося вразумить Фирлея. Просьба иноков была исполнена. Однажды Фирлей, «не ведая, что более делать», приказал своей жене надеть богослужебные облачения, дал ей в руки потир, и она вместе с присутствовавшими начала высмеивать Православие перед находившейся в доме Почаевской иконой Божией Матери. Женщиной сразу же овладел злой дух, к-рый «удручал ее долгое время». Ее мучения прекратились после того, как икона была возвращена Фирлеем в мон-рь, что произошло не позднее 14 нояб. 1641 г. (об этом событии рассказывается в сб. «Гора Почаевская...»).

18 марта 1642 г. Кременецкий земский суд принял декрет об установлении границ монастырских земель в пользу И. и братии. 10 апр. того же года Кременецкий гродский суд также удовлетворил иск И. к Фирлею. Однако последний заявил о невозможности выполнить решения суда и подал апелляцию в высшую судебную инстанцию Польши - Люблинский трибунал, при этом Фирлей говорил, что И. не имел права вести судебный процесс без участия епископа. В ответ на эти претензии на 1-е заседание Люблинского трибунала 7 авг. 1642 г. вместе с И. прибыл Луцкий и Острожский еп. Афанасий (Пузына), а также бывш. почаевский свящ. Иаков Железо, к-рый также имел претензии к Фирлею в связи с нанесенными священнику побоями. Еп. Афанасий и его ближайшие сподвижники - правосл. луцкие дворяне А. Еловицкий и М. Гулевич старались примирить враждующие стороны, очевидно ради недопущения конфликта между православными и протестантами в условиях притеснения обеих конфессий католиками. Еп. Афанасий настоял на решении спора в третейском суде, о чем подписали соответствующий акт. Третейским судьей был назначен «суперарбитр» С. Лащ, галичанин, к-рый уже в янв. 1643 г. начал следствие. Однако судья, будучи протестантом, принял сторону Фирлея, из-за чего 18 июня 1643 г. по инициативе И. дело было возвращено в Люблинский трибунал. Декретом от 17 нояб. 1643 г. трибунальный сейм Волынского воеводства предписал Фирлею возместить обители убытки. Фирлей опротестовал декрет, и дело вернулось в Люблинский трибунал, по решению которого 5-6 сент. 1644 г. тяжбу обители с Фирлеем рассматривал смешанный третейский суд, что, впрочем, не принесло результатов. 27 июня 1646 г. Фирлей принес присягу в Люблинском трибунале, что взятые им из Почаевского мон-ря вещи сгорели в его Козинском замке. По решению трибунала 28 февр. 1647 г. И. и Фирлей заключили мировую сделку. В марте того же года Фирлей подписал «акт примирения» и в знак своей готовности компенсировать обители убытки выдал на имя И. расписку, будто он взял у него в долг 2 тыс. злотых. Так завершилась тяжба по поводу движимого имущества обители, ее итогом стало частичное возвращение похищенного. И. не мог настаивать на пересмотре дела, поскольку Фирлею благоволил польск. кор. Владислав IV,, пожаловавший в 1645 г. шляхтичу с. Смидин (в совр. Старовыжевском р-не Волынской обл.) (ЦГИАК. Ф. 28. Оп. 1. Д. 78. Л. 231-232). По поводу нерешенного земельного спора между И. и Фирлеем 10 дек. 1647 г. собрался назначенный Люблинским трибуналом третейский суд.

Прп. Иов Почаевский с братией в молении перед Почаевской иконой Божией Матери. Роспись Успенского собора Почаевской лавры. 70-е гг. XIX в.

Прп. Иов Почаевский с братией в молении перед Почаевской иконой Божией Матери. Роспись Успенского собора Почаевской лавры. 70-е гг. XIX в.

Судебное разбирательство было остановлено в связи с началом в мае 1648 г. освободительной войны украинского народа под предводительством Б. Хмельницкого, в значительной степени охватившей Волынь. В авг. 1648 г. отряды казаков и татар заняли Кременец, город был разрушен. Здание Кременецкого гродского суда и канцелярии, где хранились судебные акты, в т. ч. относившиеся к земельным тяжбам Почаевского мон-ря, было разорено, большинство документов уничтожено. В окт. 1648 г. пострадал и Почаевский монастырь: казаки забрали часть продовольствия, было разграблено имущество, на время войны переданное окрестными владельцами на хранение в мон-рь. В июне-авг. 1649 г. Фирлей, в то время занимавший должность сандомирского воеводы, был осажден казаками в Збаражской крепости. Освободившись после завершения осады, Фирлей приехал в Почаевский мон-рь и просил у И. прощения за причиненные обиды, обещая в скором времени возместить нанесенный обители ущерб. Обещание не было исполнено из-за смерти Фирлея в 1649 г. Почаевский мон-рь был вновь разорен в июне 1651 г., во время «Берестечской экспедиции». Казаки и татары забрали монастырский скот, зерно, уничтожили пасеки, в обители начался голод, и «немало отцов умерло голодной смертью». Опасаясь новых набегов, 20 июня 1651 г. (накануне неудачной для казаков Берестечской битвы) И. с делегацией монахов прибыл к одному из командующих польск. войском - кн. Иеремии Вишневецкому с просьбой о защите мон-ря. Кн. Вишневецкий издал универсал к коронному войску о сохранении обители.

Во время войны 1648-1651 гг. в Почаевском мон-ре нашли прибежище мн. окрестные жители. Одним из них был правосл. шляхтич И. Жабокрицкий, имение к-рого с. Жабокрики (ныне с. Довгалёвка Радивиловского р-на Ровненской обл.) разорили казаки. В завещании (1648) Жабокрицкий рассказал о приеме, оказанном ему в Почаевском мон-ре: в то время Жабокрицкий «не мог иметь при себе не только приятеля, но и собственных деток, разбежавшихся по разным местам... Отец Иоанн (Железо), игумен почаевский, принять изволил как его, так и сына его младшего» и «достаточками своими содержал». В конце завещания Жабокрицкий просит похоронить его в Почаевской обители и жертвует ей 200 злотых. Во время разгрома Кременца в 1648 г. в Почаевском мон-ре получил прибежище униат. протопоп Феодор Дубницкий (Довбищенко М. Волинська шляхта у релiгiйних рухах. К., 2008. С. 218).

Преподобные Иов и Амфилохий Почаевские с Почаевской иконой Божией Матери с видом Лавры. Икона. Нач. XXI в. (Почаевская лавра)

Преподобные Иов и Амфилохий Почаевские с Почаевской иконой Божией Матери с видом Лавры. Икона. Нач. XXI в. (Почаевская лавра)

В 1649 г. владельцы соседних с Почаевом селений Ф. Грицкович-Домашевский и Е. Домашевская передали Почаевскому мон-рю 16,5 тыс. польск. злотых, о чем сохранилась запись в кременецких гродских книгах от 20 мая 1649 г. (Три подлинные завещания дворян Феодора и Евы Домашевских Почаевскому мон-рю от 1649 г., 1659 г. и 1665 г. // Волынские ЕВ. 1895. № 17. С. 572-578). По сообщению сб. «Гора Почаевская...», Домашевские построили над отпечатком стопы Божией Матери храм во имя Св. Троицы с приделами Благовещения и св. Феодора. Строительство закончилось не позднее 1650 г., т. к. церковь была освящена по благословению Луцкого еп. Афанасия (Пузыны; 1632-1650). Известны и др. вклады в Почаевский мон-рь в игуменство И.: в 1627 г. Маруша Окорская вложила 10 злотых, в 1630 г. Лаврентий Древинскийпожертвовал 10 коп литов. грошей, Екатерина Ледоховская - 100 злотых, в 1631 г. Адам Урсул-Рудецкий - 50 злотых, в 1633 г. Григорий Ледоховский - 150 злотых, в 1635 г. Екатерина Трокевичева - 100 злотых, в 1638 г. Иван Хренницкий - 100 злотых, в 1640 г. Стефан и Анна Ушако-Куликовские - 100 злотых, в 1646 г. Александр Еловицкий - 30 злотых, в 1647 г. Феодора Карачевская - 60 злотых, в 1649 г. Кристина Зободлевская - 100 злотых. Не позднее 1650 г. был заново отстроен скит неподалеку от Почаевского мон-ря, в урочище Скитец (близ совр. с. Борщовка), в скиту возвели ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (скит был основан, по преданию, в XIII-XIV вв., часть иноков скита в 1597 перешла в новосозданный Почаевский мон-рь).

В кон. XIX - нач. XX в. с именем И. связывали начало книгопечатания в Почаевском мон-ре. По благословению Волынского и Житомирского архиеп. Антония (Храповицкого) в 1903 г. при Почаевской лавре было образовано Типографское братство им. И. во главе с заведующим лаврской типографией архим. Виталием (Максименко), в которое входила приблизительно треть насельников лавры (Евфимий (Логвинов), иером. О почаевской традиции в русском зарубежье // ЕжБК. 2007. Т. 1. С. 290). Традицию Типографского братства, прекратившего существование в 1918 г. в связи с изъятием отрядами С. Петлюры типографии, продолжило издательство, основанное Виталием (Максименко) в 1923 г. в с. Ладомирова в Словакии при Иова Почаевского преподобного мон-ре, по офиц. формулировке, для продолжения того послушания, к-рое нес И. в почаевской типографии. Однако свидетельств участия И. в книгопечатании нет. В 1618 г. в Почаевском монастыре при поддержке («во притяжании») А. Фирлея действовала передвижная типография иером. Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого), в к-рой 12 марта 1618 г. было издано соч. последнего «Зерцало богословия». В 1618 г. И. являлся насельником Почаевского мон-ря, но нельзя утверждать, что в этом году он был игуменом и имел отношение к деятельности типографии и изданию названной книги. Кроме того, богословские взгляды И.- ревнителя аскетизма и Кирилла - близкого к униатству деятеля существенно различались.

И. принимал участие в общецерковных событиях своего времени. Он присутствовал на проходившем 13-16 авг. 1628 г. в Киеве Соборе, созванном митр. Иовом (Борецким), на к-ром были осуждены униат. воззрения Полоцкого еп. Мелетия (Смотрицкого). 16 авг. было обнародовано соборное определение, в к-ром отцы Собора оповещали, что они твердо придерживаются Православия, обещают бороться с унией и призывают к тому всех православных. Соборное определение среди других подписал «иеромонах Иоанн Железо, игумен почаевский, власною рукою». Среди подписей имеется также автограф любартовского игум. Кирилла, прота мон-рей Киевского, Волынского и Брацлавского воеводств. Очевидно, в период игуменства И. Почаевский мон-рь имел особый статус и не подчинялся проту Волынского воеводства. Кроме Почаевского такой же статус имели Тригорский (в с. Тригорье близ Житомира) и Бережанский мон-ри, настоятели к-рых также значатся в списке участников Собора (Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1888. Т. 1. Прил. С. 313). П. А. Кулиш, имевший доступ к документам Киевского Собора 1628 г., отмечал, что И. неоднократно упоминается в протоколах суда над Мелетием (Смотрицким). Исследователь сделал вывод, что И. был приглашен в Киев митр. Иовом (Борецким) специально для участия в суде (Кулиш. 1876. С. 15).

И. являлся благочинным («дозорцею») мон-рей и храмов в Кременецком повете. Преподобный добивался через суд восстановления фундуша для Троицкой и Преображенской церквей в селах Куликов и Орля. На эти храмы в 1640 г. Анна Ушако-Куликовская завещала 300 злотых, но ее потомки не выполнили условия завещания, и 15 окт. 1641 г. И. начал с ними процесс, завершившийся после смерти И. По совету преподобного его духовная дочь, владелица с. Загайцы Кременецкого повета Ирина Ярмолинская основала в своем поместье Иоанна Милостивого свт. Загаецкий муж. мон-рь, строительство к-рого началось ок. 1627 г. В завещании, составленном 23 февр. 1646 г., Ярмолинская пожертвовала обители значительную сумму. Свидетелем при составлении и заверении завещания в Кременецком гродском суде выступил И., специально приехавший в Кременец из Почаевского мон-ря. Вероятно, под опекой И. находился также упоминаемый в 1619 и 1633 гг. стожокский Свято-Троицкий муж. мон-рь (в совр. с. Стожок Шумского р-на Тернопольской обл.); известно предание об участии И. в обустройстве данной обители.

В 1649 г., когда И. было ок. 98 лет, он решил оставить управление монастырем и избрал себе преемника (последнее было сделано с целью удержать обитель от перехода в унию). «Через особый лист» преподобный передал «право игуменское» иером. Самуилу (Добрянскому). 13 марта 1649 г. 10 иноков подтвердили согласие братии на поставление иером. Самуила настоятелем Почаевского мон-ря. В последние годы игуменства И. помощь в управлении обителью ему оказывал мон. Арсений (Ортосовский), состоявший в должности наместника. После 1649 г. И. продолжал вести нек-рые судебные дела обители. 18 марта 1650 г. он добился внесения в кременецкие гродские книги завещания И. Жабокрицкого, условия к-рого не исполнили наследники, и в данном документе подписался как «игумен почаевский». По преданию, незадолго до смерти И. организовал строительство монастырских стен. 21 окт. 1651 г. И. имел откровение о том, что он скончается через 7 дней, о чем он тогда же рассказал братии. Святой был погребен на братском кладбище возле подножия Почаевской горы.

«Пчела почаевская»

В собрании рукописей Почаевской лавры хранился написанный уставом и полууставом сб. «Книга блаженнаго Иова (Железо), игумена почаевскаго, собственной рукой его писанная» (рукопись утрачена). В 1884 г. сборник в переводе на рус. язык под названием «Пчела почаевская» опубликовал его 1-й исследователь проф. КДА Петров (переизд.: Житомир, 2000). К этому времени из предполагаемых 900 л. рукописи сохранилось 123. В 1932 г. рукопись была взята Варшавским митр. Дионисием (Валединским) в митрополичий архив в Варшаву и там затерялась, в сохранившемся архиве Варшавской митрополии сборник не значится. На рубеже XIX и XX вв. велась дискуссия о том, действительно ли рукопись из собрания Почаевской лавры принадлежала перу И. Т. зр. Петрова, отвечавшего на данный вопрос положительно, оспаривали С. Т. Голубев и свящ. В. Левицкий. Отмечалось, что в документах, содержащих перечисление имущества Почаевского мон-ря: в акте от 30 авг. 1695 г., подписанном правосл. нареченным Луцким еп. Дионисием (Жабокрицким), и в акте от 1 июня 1714 г., составленном Луцким униат. еп. Иосифом Выговским, сборник с таким названием не значится. При этом в описи от 1 июня 1714 г. упоминается кн. «Пчела» (ГА Тернопольской обл. Ф. 258. Оп. 3. Д. 1178. Л. 1-6 об.), которую Петров отождествил с «Книгой блаженнаго Иова...». Кроме того, в обеих описях Почаевского мон-ря названо соч. «Żywot Pana Jezusa: Klassis po polsku, taż y po russku, jest pisana ręką blażennaho oyca Żeliza» (Жизнь Господа Иисуса. Собрание по-польски и по-русски, написано рукой блаженного отца Железо). Современные исследователи истории Почаевской лавры (прот. Владимир Зелинский, митр. Онуфрий (Березовский) и др.) считают возможным атрибутировать И. сб. «Пчела почаевская», опубликованный Петровым.

В «Пчеле...» приведены отрывки из святоотеческих творений о Православии, поучения, направленные против римо-католиков, униатов и протестантов, иудеев, а также надписанные именем И. неск. бесед на нравственные темы. Сборник носит апологетический и полемический характер, направлен в первую очередь против протестантских движений, распространившихся в то время в Юго-Зап. Руси, в основном против социниан (которых современники называли арианами). Хотя прямых выпадов против социнианства книга не содержит, но именно в рамках борьбы против этой доктрины в книге излагается учение православной Церкви о Св. Троице и о Божестве Иисуса Христа, которое заканчивается наставлениями об иконопочитании, о храмах, о монашестве, о борьбе со страстями и т. п.

Прп. Иов Почаевский. Фрагмент иконы. 60-80-е гг. XIX в. (иконостас пещерной ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской лавре)

Прп. Иов Почаевский. Фрагмент иконы. 60-80-е гг. XIX в. (иконостас пещерной ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской лавре)

Петров разделил материал «Книги блаженнаго Иова...» на 4 части: «Слова и беседы на воскресные дни и подвижные праздники и нарочитые дни церковного года», «Жития, сказания и Слова на неподвижные праздники и нарочитые дни церковного года», «Выписки из патериков и особенно из Лествицы преподобного Иоанна Синайского», «Беседы и поучения преподобного и богоносного отца нашего Иова, игумена и чудотворца святой лавры Почаевской». Последний раздел включает 10 поучений И.: проповедь в Неделю ваий, наставление об отречении от мира и о духовном совершенстве, поучение о Каине и Авеле и о зависти и злобе, проповедь против пьянства, беседу о семени и сеятеле и о слушании Слова Божия, поучение о богаче и Лазаре, поучение о терпении и благопохвалении, о поминовении умерших, наставление о Божестве Иисуса Христа, а также беседу о Божестве и человечестве Иисуса Христа, о Его воплощении и о Богоматери. Примечательно наставление И. об отречении от мира и о духовном совершенстве, содержащее апологию монашества. Данное поучение основано на 2-м толковании свт. Иоанна Златоуста на Апостольские послания и на письмах свт. Василия Великого. И. критикует современников, осуждающих иноков, по-видимому в первую очередь имея в виду католич. и протестант. полемистов, к-рым возражал в то время также Иоанн (Вишенский). И. подчеркивает, что учение Христа дано не только монахам, но и мирянам. И. указывает на то, что мирянин отличается от монаха только правом иметь семью, в остальном же «все наравне с иноком предписано ему делать» (Пчела почаевская. 1884. Ч. 1. С. 300-301).

По мнению Петрова, сб. «Пчела почаевская» может быть поставлен в один ряд с фундаментальными полемическими трудами того времени: с «Истины показанием...» Зиновия Отенского, с посланиями старца Артемия и с «Книгой о вере». Полемическая манера И. своим миролюбивым характером выделяется среди полемических трудов его современников, в частности представителей острожского кружка. В отличие от последних И. избегает суждений от 1-го лица и резких обвинений в адрес противников.

http://www.sedmitza.ru/text/853246.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019