Свято-Сергиевский монастырь в Алексеевке Базарно-Карабулакского района знают и любят многие, хотя он сравнительно молод: сестры готовятся отметить пятилетие присвоения статуса монастыря, а восстановление храма началось тремя годами ранее.
Местные жители лучше, чем кто-либо другой, могут оценить то, что сделано за короткий срок. Это сейчас - белоснежный храм, красивая кованая ограда, а за ней всё в цветах, прямо-таки райский уголок. А осенью 2004-го, когда сюда, в Алексеевку, нежданно-негаданно приехала монахиня, картина была совсем другая, и никто перемен не ждал.
Монахиня Ксения поселилась в домике старой доярки тети Раи Оглоблиной, и они с тетей Раей и с примкнувшими местными жителями принялись за работу, казавшуюся безнадежной: в старинном алексеевском храме полвека кряду было зернохранилище. На тот момент храм уже вернули Церкви, но он стоял черный, страшный, заваленный хламом. В районной администрации, куда матушка Ксения не замедлила наведаться, ей сразу объяснили, что реставрация алексеевской церкви требует миллионов, а таковых нет.
- И где же Вы взяли эти миллионы, матушка?
- Так вот сразу миллионов нам никто не давал. Понемногу помогали - то один человек, то другой. Кто деньгами, кто лесом, кирпичом, продуктами...
Монахиня Ксения в прошлом - журналист районной газеты. Мы коллеги и потому не могли не поговорить о журналистике как профессии. Матушка считает, что профессия эта одна из самых греховных, в падшем мире журналист вольно или невольно участвует во лжи, сколько бы ни меняла эта ложь свои обличья (в советские годы - одно, сейчас - другое). Я же полагаю, что для порядочного человека работа в СМИ может быть и прекрасной, и спасительной, но при этом она всегда являет собой и колоссальный соблазн тоже, и непомерное, непосильное для большинства из нас нравственное испытание и потому действительно духовно опасна. Но вот главное, что я почувствовала, беседуя с монахиней Ксенией: ее путь к постригу, путь в монашество - это действительно путь покаяния. Все правильно - каким еще он может быть? Извечный парадокс - не только монашества, но и христианства в целом: видение собственной греховности и греховности своей прежней жизни не подавляет, не ломает человека, но, напротив, дает ему силы на спасительный путь. Вот почему о своем постриге (а благословил ее на постриг приснопамятный владыка Александр, архиепископ Саратовский и Вольский) матушка Ксения до сих пор не может говорить без радостных слез.
...Ну а в Алексеевку ее отправил уже Владыка Лонгин, тогда еще епископ:
- Потом он приезжал сюда к нам, и я спросила его: «Владыка, как вы считаете, можно ли построить монастырь - только на любви? Чтоб все, что делают здесь люди, не по послушанию даже делалось, не по долгу, а только потому, что человек хочет это делать от любви к Богу и людям?». И он мне ответил, что сам мечтает об этом всю жизнь и что это возможно. Если видишь цель, надо браться за дело, и Бог поможет.
***
Да, сделано здесь немало, но сколько работы еще предстоит! Богослужение совершается пока лишь в части храма, - той части, которую удалось привести в надлежащий вид. Храм действительно огромен, потому что село при «царском режиме» было огромным и процветающим. Основано оно было в самом начале XVII века и называлось Дорофеевкой, а Алексеевка стояла по соседству, впоследствии села слились. В Алексеевке тоже была церковь. Но ее при Советах снесли. Дорофеевской, как вы уже поняли, повезло уцелеть в виде зерносклада.
В сегодняшней Алексеевке люди держатся натуральным хозяйством: козы, коровы, огороды, пчелы и еще одна немаловажная статья дохода - грибы. Есть несколько фермерских хозяйств. Но большинство мужчин ездят на заработки в Саратов или в Москву, в лучшем случае в Базарный Карабулак. Село не процветает, но оно живо. Две воскресные школы при монастырском храме - детская и для взрослых - действуют. Относительно детей у матушки Ксении очень большие планы: она надеется, что монастырю отдадут пустующее здание, в котором когда-то была приходская или, по иным сведениям, земская школа, - там можно будет делать много интересного.
Со священником Владимиром Мишагиным, который служит в монастырском храме, мы беседовали на колокольне. Забраться на нее непросто, деревянная лесенка коварна, лаз узок, как мышиная норка. Зато какой вид на лесные окрестности! Сам Бог велел украшать эту землю храмами.
Отец Владимир рассказывает, что по воскресеньям и праздникам в храме бывает до сотни прихожан. Приезжают местные уроженцы, живущие в Саратове, в Балакове. Алексеевка, как и соседние села, немного поддерживается еще и теми горожанами, которые покупают здесь себе дома, просто чтобы было куда выехать из города, побыть в тишине, пообщаться с природой. А что до того, как матушке с сестрами-послушницами все удается...
- Это место стало местом постоянной молитвы. И значит, постоянной помощи Божией. Сколько раз матушка делилась со мной своими трудностями: рабочие заканчивают, а расплатиться с ними нечем, как быть? И что же - на следующий день подъезжает машина, появляется какой-то человек: «А где у вас тут мать Ксения? Помощь какая-нибудь нужна?..».
Самое интересное, что Свято-Сергиевская обитель понемножку способствует росту «обычного», немонастырского населения в селе. Вот, например, Ирина - певчая
и одна из первых помощниц матушки Ксении: они с мужем купили дом в Алексеевке, чтобы жить поближе к монастырю. Ирина говорит, что здесь - и в селе, и в обители - удивительные люди. И везет нас в гости к упомянутой выше тете Рае Оглоблиной. Тетя Рая рассказывает, что у нее восемь братьев и сестер (две ее сестры, кстати, трудятся в монастырской просфорне); что все были верующими, у отца не было ноги, но он на деревяшке ходил из Алексеевки в Озерки, где тоже не было церкви, но люди собирались и служили, как умели, на дому. Наша попытка уехать от тети Раи с пустыми руками тщетна: она догоняет машину и всовывает нам целый кувшинчик свежих деревенских яиц - не чета тем, что с птицефабрики...
Уже потом, в монастыре, матушка Ксения расскажет нам, сколько горя выпало на долю ясной, спокойной и доброй тети Раи: «Я бы никогда столько не вынесла, сколько Раиса. А она, сколько я ее знаю, все время кому-то помогает. Если бы не Рая, эти первые два года в Алексеевке были бы для меня слишком тяжелыми».
***
Хозяйства - кур, коровы и т. д. - в Сергиевском нет. Матушка с этим не торопится: без продуктов маленькая (шесть человек) община все равно не остается, люди приносят и привозят больше, чем необходимо. Потому максимум внимания - цветам: каких только нет! Послушница Александра готовит букеты для храма. Она еще молода, но в обители уже шестой год. В свое время окончила весьма престижное учебное заведение - Поволжскую академию государственной службы. Специальность - менеджер государственного и муниципального управления: - Жила, как все живут в миру - думала об образовании и карьере. А потом Господь коснулся сердца. Познакомилась с матушкой, узнала, что она здесь восстанавливает монастырь, стала ездить сюда по субботам и воскресеньям, а потом решила - и приехала сюда насовсем.
Игуменья Ксения - единственная на сей день монахиня в монастыре. Она считает, что с постригом не надо торопиться. Жизнь послушницы должна каждую из насельниц проверить и закалить, чтоб потом было легче.
***
Мы едем в Ивановку, где будет, возможно, подворье Свято-Сергиевского монастыря. Сегодня в это подворье поверит не всякий. До революции в Ивановке был великолепный храм во имя Иоанна Златоуста - даже название свое она получила, скорее всего, от храма, поскольку ранее называлась Матюшкино. Храм выстроили в 1829 году, это один из самых ранних храмов в области. Но сейчас он в состоянии, которое по науке именуется руинированным. На стенах внутри сохранились остатки росписи, сделанной явно профессиональными художниками.
Вы молились когда-нибудь в разрушенном храме? Это совершенно особое чувство. Ясно понимаешь, видишь, что с нами всеми сделали... Неужели здесь будет подворье? неужели удастся возродить и этот храм тоже? Вспоминаю слова игуменьи Ксении: «Надо быть в послушании у Бога. Господи, Ты дал мне это дело. Значит, я с радостью пойду и сделаю его». Невозможное - возможно.
Когда верстался номер
Начало благому делу - возрождению храма Иоанна Златоуста в Ивановке - уже положено. В селе прошел благотворительный марафон по сбору средств. Благочинный
Базарно-Карабулакского округа священник Николай Протасов, настоятель храма в честь Покрова Божией Матери в Новых Бурасах священник Иоанн Ковач и клирик храма во имя преподобного Сергия Радонежского Свято-Сергиевского женского монастыря в Алексеевке священник Владимир Мишагин отслужили молебен с акафистом святителю Иоанну. На молебне присутствовали жители Ивановки и близлежащих сел, сестры Свято-Сергиевской обители, воспитанники воскресной школы монастыря, активисты православного молодежного общества саратовского храма во имя священномученика Космы Саратовского.
Священник Николай Протасов рассказал собравшимся о жизни и трудах святителя Иоанна Златоуста. Дети из воскресной школы Свято-Сергиевского монастыря выступили с литературно-музыкальной композицией о христианских двунадесятых праздниках, ребята из молодежного общества исполнили духовные песни. Затем все вместе взялись за лопаты; каждый вложил свою лепту в укрепление фундамента храма. Сумма, которую удалось собрать, не так велика, однако на нее уже закупили первую партию кирпича. Будем помнить: Господь, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый (чинопоследование всенощного бдения), умножает наши искренние усилия.
Марина Бирюкова
Фото Артема Коренюка, Юлии Безверховой
Журнал "Православие и современность", №23 (39), 2012 г.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=61512&Itemid=3