Возможность невозможного

0
494
Время на чтение 7 минут

Свято-Сергиевский монастырь в Алексеевке Базарно-Карабулакского района знают и любят многие, хотя он сравнительно молод: сестры готовятся отметить пятилетие присвоения статуса монастыря, а восстановление храма началось тремя годами ранее.

Местные жители лучше, чем кто-либо другой, могут оценить то, что сделано за короткий срок. Это сейчас - белоснежный храм, красивая кованая ограда, а за ней всё в цветах, прямо-таки райский уголок. А осенью 2004-го, когда сюда, в Алексеевку, нежданно-негаданно приехала монахиня, картина была совсем другая, и никто перемен не ждал.

Монахиня Ксения поселилась в домике старой доярки тети Раи Оглоблиной, и они с тетей Раей и с примкнувшими местными жителями принялись за работу, казавшуюся безнадежной: в старинном алексеевском храме полвека кряду было зернохранилище. На тот момент храм уже вернули Церкви, но он стоял черный, страшный, заваленный хламом. В районной администрации, куда матушка Ксения не замедлила наведаться, ей сразу объяснили, что реставрация алексеевской церкви требует миллионов, а таковых нет.

- И где же Вы взяли эти миллионы, матушка?

- Так вот сразу миллионов нам никто не давал. Понемногу помогали - то один человек, то другой. Кто деньгами, кто лесом, кирпичом, продуктами...

Монахиня Ксения в прошлом - журналист районной газеты. Мы коллеги и потому не могли не поговорить о журналистике как профессии. Матушка считает, что профессия эта одна из самых греховных, в падшем мире журналист вольно или невольно участвует во лжи, сколько бы ни меняла эта ложь свои обличья (в советские годы - одно, сейчас - другое). Я же полагаю, что для порядочного человека работа в СМИ может быть и прекрасной, и спасительной, но при этом она всегда являет собой и колоссальный соблазн тоже, и непомерное, непосильное для большинства из нас нравственное испытание и потому действительно духовно опасна. Но вот главное, что я почувствовала, беседуя с монахиней Ксенией: ее путь к постригу, путь в монашество - это действительно путь покаяния. Все правильно - каким еще он может быть? Извечный парадокс - не только монашества, но и христианства в целом: видение собственной греховности и греховности своей прежней жизни не подавляет, не ломает человека, но, напротив, дает ему силы на спасительный путь. Вот почему о своем постриге (а благословил ее на постриг приснопамятный владыка Александр, архиепископ Саратовский и Вольский) матушка Ксения до сих пор не может говорить без радостных слез.

...Ну а в Алексеевку ее отправил уже Владыка Лонгин, тогда еще епископ:

- Потом он приезжал сюда к нам, и я спросила его: «Владыка, как вы считаете, можно ли построить монастырь - только на любви? Чтоб все, что делают здесь люди, не по послушанию даже делалось, не по долгу, а только потому, что человек хочет это делать от любви к Богу и людям?». И он мне ответил, что сам мечтает об этом всю жизнь и что это возможно. Если видишь цель, надо браться за дело, и Бог поможет.

***

Да, сделано здесь немало, но сколько работы еще предстоит! Богослужение совершается пока лишь в части храма, - той части, которую удалось привести в надлежащий вид. Храм действительно огромен, потому что село при «царском режиме» было огромным и процветающим. Основано оно было в самом начале XVII века и называлось Дорофеевкой, а Алексеевка стояла по соседству, впоследствии села слились. В Алексеевке тоже была церковь. Но ее при Советах снесли. Дорофеевской, как вы уже поняли, повезло уцелеть в виде зерносклада.

В сегодняшней Алексеевке люди держатся натуральным хозяйством: козы, коровы, огороды, пчелы и еще одна немаловажная статья дохода - грибы. Есть несколько фермерских хозяйств. Но большинство мужчин ездят на заработки в Саратов или в Москву, в лучшем случае в Базарный Карабулак. Село не процветает, но оно живо. Две воскресные школы при монастырском храме - детская и для взрослых - действуют. Относительно детей у матушки Ксении очень большие планы: она надеется, что монастырю отдадут пустующее здание, в котором когда-то была приходская или, по иным сведениям, земская школа, - там можно будет делать много интересного.

Со священником Владимиром Мишагиным, который служит в монастырском храме, мы беседовали на колокольне. Забраться на нее непросто, деревянная лесенка коварна, лаз узок, как мышиная норка. Зато какой вид на лесные окрестности! Сам Бог велел украшать эту землю храмами.

Отец Владимир рассказывает, что по воскресеньям и праздникам в храме бывает до сотни прихожан. Приезжают местные уроженцы, живущие в Саратове, в Балакове. Алексеевка, как и соседние села, немного поддерживается еще и теми горожанами, которые покупают здесь себе дома, просто чтобы было куда выехать из города, побыть в тишине, пообщаться с природой. А что до того, как матушке с сестрами-послушницами все удается...

- Это место стало местом постоянной молитвы. И значит, постоянной помощи Божией. Сколько раз матушка делилась со мной своими трудностями: рабочие заканчивают, а расплатиться с ними нечем, как быть? И что же - на следующий день подъезжает машина, появляется какой-то человек: «А где у вас тут мать Ксения? Помощь какая-нибудь нужна?..».

Самое интересное, что Свято-Сергиевская обитель понемножку способствует росту «обычного», немонастырского населения в селе. Вот, например, Ирина - певчая

и одна из первых помощниц матушки Ксении: они с мужем купили дом в Алексеевке, чтобы жить поближе к монастырю. Ирина говорит, что здесь - и в селе, и в обители - удивительные люди. И везет нас в гости к упомянутой выше тете Рае Оглоблиной. Тетя Рая рассказывает, что у нее восемь братьев и сестер (две ее сестры, кстати, трудятся в монастырской просфорне); что все были верующими, у отца не было ноги, но он на деревяшке ходил из Алексеевки в Озерки, где тоже не было церкви, но люди собирались и служили, как умели, на дому. Наша попытка уехать от тети Раи с пустыми руками тщетна: она догоняет машину и всовывает нам целый кувшинчик свежих деревенских яиц - не чета тем, что с птицефабрики...

Уже потом, в монастыре, матушка Ксения расскажет нам, сколько горя выпало на долю ясной, спокойной и доброй тети Раи: «Я бы никогда столько не вынесла, сколько Раиса. А она, сколько я ее знаю, все время кому-то помогает. Если бы не Рая, эти первые два года в Алексеевке были бы для меня слишком тяжелыми».

***

Хозяйства - кур, коровы и т. д. - в Сергиевском нет. Матушка с этим не торопится: без продуктов маленькая (шесть человек) община все равно не остается, люди приносят и привозят больше, чем необходимо. Потому максимум внимания - цветам: каких только нет! Послушница Александра готовит букеты для храма. Она еще молода, но в обители уже шестой год. В свое время окончила весьма престижное учебное заведение - Поволжскую академию государственной службы. Специальность - менеджер государственного и муниципального управления: - Жила, как все живут в миру - думала об образовании и карьере. А потом Господь коснулся сердца. Познакомилась с матушкой, узнала, что она здесь восстанавливает монастырь, стала ездить сюда по субботам и воскресеньям, а потом решила - и приехала сюда насовсем.

Игуменья Ксения - единственная на сей день монахиня в монастыре. Она считает, что с постригом не надо торопиться. Жизнь послушницы должна каждую из насельниц проверить и закалить, чтоб потом было легче.

***

Мы едем в Ивановку, где будет, возможно, подворье Свято-Сергиевского монастыря. Сегодня в это подворье поверит не всякий. До революции в Ивановке был великолепный храм во имя Иоанна Златоуста - даже название свое она получила, скорее всего, от храма, поскольку ранее называлась Матюшкино. Храм выстроили в 1829 году, это один из самых ранних храмов в области. Но сейчас он в состоянии, которое по науке именуется руинированным. На стенах внутри сохранились остатки росписи, сделанной явно профессиональными художниками.

Вы молились когда-нибудь в разрушенном храме? Это совершенно особое чувство. Ясно понимаешь, видишь, что с нами всеми сделали... Неужели здесь будет подворье? неужели удастся возродить и этот храм тоже? Вспоминаю слова игуменьи Ксении: «Надо быть в послушании у Бога. Господи, Ты дал мне это дело. Значит, я с радостью пойду и сделаю его». Невозможное - возможно.

Когда верстался номер

Начало благому делу - возрождению храма Иоанна Златоуста в Ивановке - уже положено. В селе прошел благотворительный марафон по сбору средств. Благочинный

Базарно-Карабулакского округа священник Николай Протасов, настоятель храма в честь Покрова Божией Матери в Новых Бурасах священник Иоанн Ковач и клирик храма во имя преподобного Сергия Радонежского Свято-Сергиевского женского монастыря в Алексеевке священник Владимир Мишагин отслужили молебен с акафистом святителю Иоанну. На молебне присутствовали жители Ивановки и близлежащих сел, сестры Свято-Сергиевской обители, воспитанники воскресной школы монастыря, активисты православного молодежного общества саратовского храма во имя священномученика Космы Саратовского.

Священник Николай Протасов рассказал собравшимся о жизни и трудах святителя Иоанна Златоуста. Дети из воскресной школы Свято-Сергиевского монастыря выступили с литературно-музыкальной композицией о христианских двунадесятых праздниках, ребята из молодежного общества исполнили духовные песни. Затем все вместе взялись за лопаты; каждый вложил свою лепту в укрепление фундамента храма. Сумма, которую удалось собрать, не так велика, однако на нее уже закупили первую партию кирпича. Будем помнить: Господь, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый (чинопоследование всенощного бдения), умножает наши искренние усилия.

Марина Бирюкова

Фото Артема Коренюка, Юлии Безверховой

Журнал "Православие и современность", №23 (39), 2012 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=61512&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22