Краски бытия

История первая. Путь в Оптину

Как прекрасны осенние краски, как щедро Творец дарит нам эту радость многоцветной прозрачной поры, богатой золотом и багрянцем, бередящим душу курлыканьем улетающих стай, шуршанием листвы под ногами, моросящим холодом затяжных дождей! Какую благодарность чувствуешь Создателю за эту незаметную смену времён и погод: за весеннее яркое солнце и звон капели, за душистый аромат летнего разнотравья, за запах берёзовых дров морозным белоснежным утром, за щемящую сердце осеннюю грусть листопада и шорох дождя по прелой листве!

Оптина пустынь. Фото: Михаил и Екатерина
Оптина пустынь. Фото: Михаил и Екатерина
Краски бытия - они не только в красоте природы, они - в жизни людей: в смехе счастливых влюблённых, в сияющей улыбке матери, в первом слове сынишки, в крепком рукопожатии друга...

Наша жизнь - она протекает в русле Промысла Божия, но она не безоблачна: скорби, болезни, потери. И, когда мы скорбим, мы утрачиваем радость бытия. События растянуты во времени, и нам бывает трудно понять, увидеть Божий замысел в непрерывно меняющихся обстоятельствах - как трудно увидеть рисунок прекрасного ковра в узелках и переплетениях разноцветных нитей.

Но стоит отойти в сторону, посмотреть на события сверху, спустя годы, - и, вместо непонятного переплетения цветов и оттенков, перед нами - яркий и чёткий ковёр бытия, узор красок которого не хаотичен, а наполнен Творцом глубоким смыслом и красотой.

Две истории, которые рассказали мне недавно, поразили меня этой красотой, чудесными совпадениями и случайностями, которые на самом деле никакие и не случайности вовсе, а знаки Промысла Божия.

История первая. Путь в Оптину

Преподобный Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский
В девяностые годы многие приходили к Богу, обильно изливалась благодать Божия на нашу страну, так долго скованную государственным мировоззрением научного атеизма. Люди осознавали себя верующими и меняли свою жизнь. А изменить жизнь в соответствии со своими убеждениями - трудно. Легче плыть по течению. Но призыв Божий и действие первоначальной призывающей благодати были так сильны, что бывшие атеисты возрождали храмы, меняли профессии, уходили в монастыри.

В 1991 году Казанский собор в Петербурге, бывший музей истории религии, снова становился действующим храмом. Из запасников музея передавали Церкви иконы, предметы богослужения, мощи святых. Тогда, в простой рогоже, среди гобеленов, обрели мощи преподобного Серафима Саровского. Эта радость обретения мощей великого заступника земли нашей всколыхнула много душ, и даже изменила судьбы некоторых людей.

Вот среди таких людей и оказалась Лена, героиня этой истории. Рассказывает Лена свою историю с юмором, человек она добрый, жизнерадостный. А я-то знаю, сколько скорбей и испытаний выпало на её долю. Но в каждом искушении, каждом испытании - Господь был рядом. О скорбях Лена рассказывать не любит, но она уверена в том, что путь её в Оптину был неслучайным. И не окажись она в Оптиной Пустыни, неизвестно, как сложилась бы её жизнь... Но всё по порядку.

В начале девяностых Лена и Андрей, тогда совсем ещё молодые люди, жили в Москве, в трёхкомнатной квартире. Лена преподавала химию, Андрей занимался ремонтом автомобилей. Обычная семья... О вере особенно и не задумывались - хлопоты семейные, запарка на работе, день за днём - суета. О душе подумать некогда... А Господь ждал.

И вот, случайно услышав о преподобном Серафиме Саровском, Андрей загорелся: очень ему захотелось приложиться к мощам святого. Сами люди совсем нецерковные, никогда не исповедались, а вот - захотелось отчего-то... Преподобный Серафим позвал... Молодые, на подъём лёгкие, собрались, сели в машину - поехали. Ни карты, ни представления, куда ехать. Лена говорит:

- Это вроде город такой - Саров - есть. Нужно туда ехать.

Андрей отвечает:

- Не, я вот слышал: Оптину Пустынь возрождают, а там мощи святых - вот там преподобный Серафим и находится. Точно тебе говорю!

Приезжают в Оптину, спрашивают о Серафиме Саровском, а там - смеются над ними: здесь - старцы Оптинские! Эх, вы, темнота!

Но, видимо, неслучайно они в Оптиной оказались: так им здесь понравилось, что решили они обязательно ещё раз приехать. Замечали ли вы, как часто ошибки и оплошности обращает Господь в нашу пользу?

Подошло время отпуска. Собрались в этот раз, как следует, карту взяли, едут. Долго едут, скоро заправиться бы нужно.

- Лен, деньги приготовь!

- Какие деньги?! Ты разве не взял?!

А деньги приготовленные остались дома - на пианино лежат. Сколько раз ездили по делам, за покупками - никогда ничего не забывали. А тут, в такой дальний путь отправились, и такая незадача...

Отступая от повествования, хочу отметить, что так бывает очень часто: пойдут люди на дискотеку или на курорт поедут - всё в порядке. А вот стоит собраться на первую исповедь... Или на причастие... А если крещение предстоит, происходят такие вещи, которые иначе как искушением не назовёшь... Опытные ограждаются молитвой, благословением.

А младенцев духовных Сам Господь хранит. Искушения попускает, может, для проверки на прочность и серьёзность намерения, а потом мощно и властно устраняет все препятствия как пылинки, обращая скорбь искушений в духовную пользу. Творя чудеса и укрепляя нашу младенческую веру.

- Лен, бензина не хватит, никак хватить не может...

А машина всё едет... Как они доехали - чудо настоящее! Давно должен был бензин кончиться, а машина всё едет...

 

Дивеевский монастырь. Фото: И.Годунов / iigorgodunov.ru
Дивеевский монастырь. Фото: И.Годунов / iigorgodunov.ru
Искали Саров, а подъезжают - Дивеево. Раз - и из-за поворота - храм в ночной подсветке красоты удивительной. Какое сегодня число-то? З1 июля. Потом уже только узнали, что первого августа - праздник преподобного Серафима Саровского. Тут машина встала намертво. Вышли из автомобиля - то ли на земле, то ли на небе... В храм вошли. Ладно, завтра в Саров поедем, к Серафиму Саровскому, а сегодня в этом чудесном храме помолимся.

Смотрят: очередь стоит какая-то, подошли. Все прикладываются раке - и они приложились. Отошли - а душа поёт у обоих. Спрашивают у стоящих рядом:

- Простите, мы вот сейчас приложились к раке, а какой святой здесь лежит - не поняли...

- Да вы что?! Это же сам преподобный Серафим Саровский!

Оказывается, на всенощную успели - на праздник к преподобному. Потом только поражались, вспоминая: ведь так они стремились к святому, так хотели к нему приехать. И вот - Серафим Саровский - принял. Не попустил Господь по молитвам преподобного, чтобы ночевали они в поле чистом... По всем законам физическим, машина встать должна была, а она каким-то чудом всё ехала и ехала, и остановилась только у храма, где шла праздничная служба преподобному.

Отстояли службу, на следующее утро на праздничной литургии помолились. Да как сказать, помолились - первые робкие шаги сделали: ни молитв не знают, ни перекреститься толком не умеют. Служба заканчивается, смотрят: ходит монахиня по храму, собирает пожертвования на храм в какой-то Нуче. Просит приехать в эту самую Нучу, потрудиться немного во славу Божию. К Андрею с Леной подошла. Они объясняют, что пожертвовать - не получится: денег ни копейки. И потрудиться поехать тоже не получится - машина встала, бензин кончился. Монахиня им так спокойно отвечает:

- Ничего, не переживайте, Господь управит.

Смотрят, а она дальше по храму ходит и всё просит приехать к ним в Нучу, а кто про дорогу спрашивает, она - только рукой махнёт: по дороге ехать, свернуть туда, свернуть сюда, через поле - вот и храм. Лена спрашивает Андрея:

- Ты понял, как к ним ехать? Что-то уж очень непонятно она объясняет...

- Ничего не понял... Тут свернуть, там повернуть... поле какое-то... Так к ней никто не приедет - попробуй догадайся, как до её Нучи добраться.

 

Рака с мощами прп. Серафима Саровского
Рака с мощами прп. Серафима Саровского
Проходит время какое-то, возвращается к ним монахиня, заправляет им машину, и едут они до этой самой Нучи. Приезжают - а там уже толпа народу - все, кого она приглашала - приехали, ни один не заблудился.

Оказалось, что здесь возрождали храм старинный. Одно время храм этот служил прибежищем для схимонахини Маргариты - единственной дивеевской монахини, дожившей до возобновления монастыря.

Село это особенное: в начале девятнадцатого века часть его по наследству досталась юным сиротам-помещикам Михаилу и Елене Мантуровым. Михаил Васильевич, Мишенька, любимый ученик преподобного, принял на себя подвиг добровольной нищеты. По благословению Серафима Саровского продал имение и отпустил на свободу крепостных. На вырученные от продажи средства он построил в Дивеево два храма, а также купил земельный участок под Троицкий собор будущего монастыря, где ныне почивают мощи преподобного Серафима.

Хотели Андрей с Леной немного поработать, да и распрощаться, а прожили десять дней. И дни эти они теперь вспоминают как одни из самых счастливых в своей жизни: такое ощущение острой радости, полноты бытия подарил им совместный труд и молитва в маленьком селе Нуче, пристанище любимых чад преподобного Серафима.

А ведь не оставь они тот кошелёк с деньгами дома, на пианино, - кто знает: не поторопились бы уехать домой сразу после службы? Дождались бы монахиню или нет? Может, усомнились бы в том, найдут ли они дорогу, так непонятно объяснённую? И не было бы этого подарка, этой милости - счастливых дней в Нуче... Вот и ещё властный и умелый взмах кисти Творца на полотне жизни...

Назад в Москву поехали - и бензин есть, и денег дали, и овощей полную машину нагрузили в подарок. И такая эта Нуча им потом родная стала, что даже долгое время вынашивали они планы совсем сюда из Москвы перебраться. А им тут уже и домик приготовили и даже корову Зорьку в подарок.

Но Промысл Божий властно вмешался в их планы и привёл в Оптину. Свою первую поездку они не забыли и при первой возможности решили снова в Оптиной Пустыни побывать. Приехали. А в монастыре праздник. Служба праздничная идёт, во всех углах храма отцы исповедуют народ. Скоро уж и причастие будет. У Лены спрашивают:

- А вы исповедались?

Лена никогда в жизни не исповедалась. И отвечает нерешительно:

- Так ведь праздник... А у меня грехов - уйма... Что ж я буду людям праздник-то портить?!

- Это у вас неправильные помыслы - от лукавого такое бывает.

- Как от лукавого?!

И бегом на исповедь. Вот на этой первой исповеди и познакомилась Лена с будущим духовным отцом, игуменом Н., тогда, двадцать лет назад, молодым иеромонахом. Он участливо слушал её неумелую, сбивчивую исповедь и качал головой. Потом сказал задумчиво:

- Как же так - совсем мира в душе нет... Нужно вам задержаться, помолиться ещё немного в Оптиной.

Как происходит встреча духовного чада с духовным отцом? Отчего её будущий духовный отец предложил ей задержаться, а множество предыдущих исповедников отпустил с миром? Отчего сердце его расположилось к будущему чаду, а сердечко Лены затрепетало, почувствовав наставника? Тайна духовная... Промысл Божий... В этот момент жизни Лене с Андреем очень был нужен наставник, и Господь им его дал.

Задержалась Лена в Оптиной. А дежурная гостиничная, видимо, перепутав неприметную паломницу с какой-то почётной гостьей, поселила её в лучшую келью. И послушания никакого не дала: молись да отдыхай. И вот Лена день ходит на службы и отдыхает, второй ходит и отдыхает, смотрит: все трудятся после службы-то. Послушание называется. А у неё нет никакого послушания. Очень ей захотелось потрудиться. Вот бы в храме поработать! Пошла к старшей по уборке храма на послушание проситься. А та, такая же новоначальная, на полгода постарше, только услышав просьбу, сразу же и отвечает:

- Ты чего это сама себе послушание выбираешь?! Это монастырь, здесь так нельзя! Смиряться нужно! Куда пошлют - туда и пойдёшь!

- Так у меня вообще никакого...

- Я тебе уже всё объяснила, разве ты не поняла?!

Лена отошла в сторонку и заплакала: у всех послушания, а она, видимо, недостойна... Стоит - плачет. Проходит мимо послушник и говорит ей тихонько:

- Сестра, вы не расстраивайтесь! Вот - храм - рядом! Сходите к преподобному Амвросию, всё расскажите, батюшка вам тут же и поможет!

Пошла Лена к мощам преподобного, а сама думает:

- Разве можно из-за таких пустяков святого беспокоить?

Всё же приложилась к мощам и тихонько рассказала обо всём.

Выходит из храма, возвращается в гостиницу, только в келью зашла, а за ней уже бегут:

- Лен, храм убирать нужно, а людей сегодня не хватает. Пойдёшь в храм на послушание?

Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни
Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни
С тех пор Лена уже сама о всех своих проблемах рассказывала преподобному. Вот как-то проголодалась сильно. До ужина далеко. Чай-то можно вскипятить, а к чаю - ничегошеньки...

- Батюшка, есть так хочется, а к чаю нет ничего!

Только отошла от мощей, слышит:

- Сестрица, вот пряники, угощайтесь, пожалуйста!

А то священник, который благословил ей задержаться, пропал куда-то. Она его на всех службах высматривает - нет нигде. День нет, два, три...

- Батюшка, отец Амвросий, помоги мне найти отца Н.!

Вышла из храма - отец Н. навстречу... В лазарете лежал, только что отпустили.

Да... Порой удивляешься, как бережно, как нежно Господь и святые угодники пестуют духовных младенцев, как быстро откликаются на их неумелые, но такие искренние молитвы. Подобно матери, которая услышав плач младенца, тут же бросается к нему и утешает и качает нежно крошку.

А когда дитя подрастает, мать уже не торопится к нему по первому требовательному крику. Внимательно наблюдает за подрастающим дитятей, но малыш уже и сам должен потрудиться: теперь давай сам, вставай, делай шажок, ещё шаг! Так и Господь нежно опекает новоначальных, и ждёт труда от тех, кто уже повзрослел духовно.

Лена вспоминает свои первые шаги духовного младенца, как поток чудес, быстрых ответов на молитву, милость Божию:

- Как близко святые! Как быстро слышат они молитву! Приехала я из Оптиной домой. А у нас с Андреем был очень хороший друг, Михаил. Сколько раз он нас выручал! Такой парень золотой: и умный, и красивый, и добрый! Но вот случилась у него скорбь в жизни - и запил. Да так запил, что очень быстро почти в бомжа превратился.

Лена с Андреем его пытались остановить, и навещали, и помогали, и уговаривали. Да у него новые друзья появились - собутыльники. И вот Лена встретила его - а он уже совсем дошёл, уже пьёт всякую гадость.

Пошла Лена в храм, только входит - а там икона большая архангела Михаила. Припала Лена к иконе, стала за друга молиться. Со слезами помолилась. Возвращается домой, и идут они с Андреем навестить Мишу. Заходят, а он с собутыльником. Сидят за столом, на столе бутылка спирта Роял, тогда везде такой спирт продавали. И вот сидят они перед откупоренной бутылкой. И так её повернут, и эдак понюхают, а выпить - не получается. Страх какой-то напал:

- Не, этот спирт нельзя пить, он палёный...

- Да какой палёный, мы с тобой такой сколько раз пили! Мы с тобой даже одеколон пили! И стеклоочиститель пили!

- Не, у меня прям сердце чует - эта бутылка палёная!

Так они вокруг неё кругами ходили, и выпить не смогли. Три дня Миша не пил, а до этого его трезвым и не видели давно... Потом, правда, собутыльники опять споили.

Лена вздыхает:

- Если б я могла за него так каждый день молиться... А я не смогла... Тяжело это - молиться за кого-то. Но тогда я испытала на себе, как это - небо близко совсем. И Господь близко... И святые - они совсем рядом, всё слышат...

И вот появился у Лены с Андреем духовный отец. В Москве у них в это время начались тяжёлые испытания, скорби, о них Лена вспоминать не любит. В одном уверена: если бы не послал Господь своевременно духовника, то неизвестно, какой бедой всё могло закончиться... А так - держались, но с трудом. И стали они всё чаще в Оптину наезжать. А потом мечта у них появилась - совсем сюда перебраться. Своей мечтой поделились с духовным отцом.

Пошли они как-то после службы гулять по окрестностям. Идут: красота, тишина, сосны вековые шумят, река Жиздра на солнце играет, птицы поют... Выходят к посёлку, а там домики один другого краше. Стали Лена с Андреем загадывать:

- Вот бы хорошо в этом домике нам жить! Да... Лес рядом, река рядом, до Оптиной недалеко. А вот в этом доме - ещё бы лучше!

Выбирали-выбирали себе домик играючи - выбрали. Всем дом хорош! Вот в таком бы жить! Вздохнули - и обратно в Оптину пошли. Приходят, а навстречу отец духовный:

- Где вы ходите?! Я тут вам дом нашёл! Поедем смотреть!

И что вы думаете?! Приезжают - а это тот самый дом и есть! И купили они его мгновенно. Люди делились, сколько времени и сил на покупку и оформление документов обычно тратится, а Лена с Андреем за день обернулись! Сами удивляются: как это всё так удачно сложилось-то?! Стали смотреть в календаре вечером, какой же праздник, кто из святых им так помог? Смотрят, а это праздник преподобного Тихона Калужского. Сам хозяин земли Калужской, видимо, походатайствовал...

Вот так и оказались Лена с Андреем в Оптиной. И живут здесь уже около пятнадцати лет...

- Лен, а не жалко с Москвой прощаться было? Вы же коренные москвичи, и квартира трёхкомнатная...

- Нет, нисколько не жалко! В Москву мы можем в любой момент поехать. Только Андрюшка шутит: машина у него - прямо живая, всё понимает. Как в Москву поедем, а там пробки, суета, толкотня, так автомобиль - пыхтит, кряхтит, заводиться не хочет. А уж из Москвы назад в Оптину - тут же заведётся, и радостно скорость набирает.

Вот такая история...

Ольга Рожнёва

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/57193.htm

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ольга Рожнева:
Для души: первое, второе и десерт
Беседа с протоиереем Виктором Цешковским
01.11.2019
О монашестве без прикрас
Истории старшей сестры Успенского Шаровкина монастыря монахини Елисаветы
27.10.2019
«Тебя как благословить: как я считаю правильным или как тебе хочется?»
Беседа с протоиереем Александром Ториком. Часть 2
09.10.2019
«Либо диссертация, либо апостольник»
Игумения Николая (Ильина) о своем пути к Богу и в обитель
29.08.2019
Чудеса «Троеручицы»
Главная жемчужина старинного собора
24.07.2019
Все статьи автора