Отдельные нормы Основного закона России мешают ей духовно возродиться, считает лидер партии "Российский общенародный союз" Сергей Бабурин.
"Главным препятствием для избавления нашего Отечества от духовной и
социальной скверны, от новой великой Смуты является ряд норм действующих
на послесоветском пространстве Конституций, именно они препятствуют
реальному возвращению православия", - пишет С.Бабурин в статье "Православие должно прийти в Конституцию России",
опубликованной в ноябрьском номере православной газеты "Русь
державная". Он считает необходимым "принципиально исправить" статьи 13 и
14 Конституции России, "как и соответствующие статьи Конституций
Белоруссии и Украины".
Согласно 13-й статьи Конституции РФ, в России признается идеологическое
многообразие, и никакая идеология не может устанавливаться в качестве
государственной и обязательной. "Если кто-то скажет, что эта норма -
триумф плюрализма, то он серьезно ошибется. В качестве конституционного
принципа провозглашен нигилизм, в Конституциях уравняли добро и зло.
Объявлены равноправными лицемерие и искренность, идеология труда и
идеология жульничества. Идеологическое многообразие, как и отрицание
идеологии, - это тоже идеология, с безоговорочной обязательностью и
государственным принуждением отрицающая духовные и нравственные
ценности", - заключает автор.
Согласно 14-й статьи Конституции РФ, никакая религия не может
устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные
объединения отделены от государства и равны перед законом. С.Бабурин
отметил, что тот же принцип был отражен в Конституциях РСФСР и СССР. В
качестве противоположного примера С.Бабурин привел, в частности, Грузию,
в Конституции которой сказано: "Государство признает исключительную
роль Грузинской Православной Церкви в истории Грузии и вместе с тем
провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания,
независимость Церкви от государства".
"Согласитесь: юридически корректно и с уважением к памяти предков", - отметил политик.
Бабурин ссылается также на опыт Германии. Ст. 4 Основного закона ФРГ от
23 мая 1949 г. гласит: "Свобода вероисповедания, совести и свобода
религиозных убеждений и мировоззрения ненарушимы. Беспрепятственное
отправление религиозных обрядов гарантируется". А в ч. 3 ст. 7
добавлено: "Преподавание религии в государственных школах, за
исключением неконфессиональных, обязательно. Без ущерба для права
надзора со стороны государства религиозное обучение проводится в
соответствии с принципами религиозных общин. Ни один учитель не может
быть обязан против своей воли преподавать религию". «Как мы видим,
государство, во-первых, надзирает за обучением и ориентируется на
традиции и устои религиозных общин, их защищает; во-вторых, сохраняет
образование религиозным, в-третьих, не вмешивается во внутренние дела
Церквей и конфессий», - комментирует политик.
Он также считает особо значим для России опыт Греции, в Конституции
которой сказано: "Господствующей в Греции религией является религия
восточноправославной Церкви Христовой". " И не следует путать
независимость церкви от государства с их отделением друг от друга.
Обратите внимание: о независимости государства от церкви не говорится.
Клятва именем святой, единосущной и нераздельной Троицы входит, по
Конституции, в присягу и президента, и депутатов парламента Греции. И
это при том, что в Греции много граждан других вероисповеданий", -
отметил автор.
«Убеждён, что аналогичные нормы необходимы и для конституций Белоруссии,
Молдавии, России, Украины. Православие для нас - непременное условие
национальной самоидентификации. Все остальные религии равнодостойны, но
исторически для наших народов вторичны», - пишет Бабурин. -
«Нигилистический большевизм конституций пора изжить. Ради сохранения
Русской цивилизации Православие в России нуждается в конституционной
реабилитации. В Преамбуле, или в 1-й, либо во 2-й статье Конституции
следует провозгласить: "Господствующей в Российской Федерации религией
является Православие - религия восточноправославной Церкви Христовой"
(нельзя путать религию с религиозным объединением).
В конституционной реабилитации Православия заинтересованы в России все
мировые религии, ибо это означает возвращение государства к Богу, а Бог
един. Если мы не освободимся от нигилизма и русофобии в конституциях
собственных государств, то все разговоры о возвращении в нашу жизнь
духовности, нравственности и их основы - Православия останутся
самообманом или лукавством.
Для современной России должно стать очевидным: освободившись от
отравляющего влияния нигилистических заблуждений, восстановив свою
целостность, российское общество сможет не только возродить легитимность
власти, не только упрочить Российскую Федерацию, но и вернуть себе
цивилизационную привлекательность, а значит, и вновь стать надежной
скрепой Русского мира».
Regions.Ru попросили священнослужителей прокомментировать эту точку зрения.
Сюжеты:
Мнения священнослужителей
Протоиерей Андрей Спиридонов
клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве
31.10.2012 10:40
Эта идея вполне уместна, как один из возможных шагов. Потому что у государства должна быть какая-то идеология, в том числе отраженная в Конституции. У нас декларируется светское государство, но должна быть идейно-нравственная ориентация.Наше государство исторически формировалось как православное. И если бы в Конституции идейно было бы отражено христиански ориентированное общество, это не значило бы, что все должны быть принудительно православными. Но как идейная ориентация государства - это было бы вполне уместно и способствовало к мобилизации общества, особенно применительно к внешним вызовам, опасностям, кризисам, да и многие проблемы тогда рассосались бы сами собой.
Протоиерей Александр Кузин
клирик храма Космы и Дамиана в Шубине
31.10.2012 10:39
Мнение Сергея Бабурина мне очень по душе, - это мнение человека по своему стремящегося исполнения патриотического долга перед Россией, и человека, безусловно, православного. И я был бы рад, если бы среди чиновников, депутатов Госдумы такие настроения преобладали.Произойдет ли такое изменение в Конституции? Признаюсь, я сомневаюсь, что это может случиться при нынешнем, раздробленном и растрепанном, состоянии Госдумы, да и России в целом. Целостность и доминанта православия у нас сохранены, но эта доминанта не представлена в существующих органах. То есть это мнение не преобладает среди тех людей, которые представляют интересы России.
Может быть, такие люди, как Сергей Бабурин, станут центрами объединения здоровых сил в обществе, и тогда кое-что изменится. Но даже если эти слова не будут поддержаны, то хотя бы они услышаны, и это хорошо. Чем ближе государство будет к христианскому обществу, тем для нас и для наших детей лучше.
Протоиерей Александр Салтыков
настоятель храма Воскресения в Кадашах
31.10.2012 10:33
Очевидно, что конституция наша очень несовершенна, и в первую очередь даже не в тех статьях, на которые указывает С. Бабурин. Она вообще не является конституцией суверенного национального государства. По нашей конституции международные законы выше наших национальных. Это конституция фактически колониально зависимого государства. Это явная международная дискриминация. Почему С. Бабурин ничего об этом не говорит?Ведь мы не можем ничего изменить в своей собственной конституции без санкции каких-то международных жандармов. Американцы, Евросоюз запросто вмешиваются в наши дела, а мы и возразить ничего не можем. Без их одобрения мы ничего изменить не сможем. Такова реальность. Прежде всего нужно уйти от колониальной зависимости.
И Греция, и Грузия в полном смысле национальные государства, народы которых единодушно, по крайней мере, в подавляющем большинстве признают православие господствующей религией. Мы живем в другой стране. У нас вроде бы тоже 80% считают себя православными, но практикующими являются не более 10%, а остальные остаются религиозно безразличными. А потому такие поправки не сочтет нужными ни правящий слой, ни широкие массы. При этом активно антихристианские группы набирают силу.
Православие должно сначала реально распространиться и укрепиться в народе. Вот дело первоочередной важности. Без этого даже самые правильные предложения будут оставаться прекраснодушными фантазиями. Даже если мы сейчас пропишем в конституции, что Россия - православное государство, ничего не изменится, потому что не изменятся люди.
Протоиерей Александр Ильяшенко
настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской
31.10.2012 10:26
Я бы разделил понятия «актуальность» и «своевременность». Безусловно, эти предложения актуальны. Да, именно православие сформировало Россию и русский национальный характер. И, и всегда русский народ ощущал себя именно православным народом.Но своевременны ли эти предложения? Как на них отреагирует наше общество? Нужны исследования, разъяснительная работа, нужно доносить до наших соотечественников необходимость принятия таких поправок, чтобы это стало общим волеизъявлением. Готово ли наше общество на данном этапе принять такие поправки? Это и должны показать исследования.
Поэтому, поддерживая эти предложения, добавляю к ним и пожелание провести соответствующее исследование, а главное - просветительскую, разъяснительную работу, чтобы наши соотечественники в большинстве сами сознательно пришли к пониманию необходимости данных поправок.
Игумен Сергий (Рыбко)
Известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище
31.10.2012 10:22
С позицией С. Бабурина я согласен, но вносить предлагаемые изменения в конституцию сейчас было бы преждевременно. Даже объявлять референдум слишком рано. Народ просто не поймет, в чем дело.Предложения хорошие и правильные, но людям надо сначала объяснить самые элементарные вещи - провести серьезную просветительскую работу, подготовить почву. Ведь сейчас у людей даже считающих себя православными, о православии довольно странные представления.
При малейшей попытке что-то изменить в конституции сразу же поднимется крик о том, что православие стремится к господству и притесняет остальные религии. Хотя понятно, что признание ведущей роли православия не должно ущемлять ничью религиозную свободу. Все это нужно терпеливо объяснять.
Когда просветительская работа начнет приносить реальные плоды, тогда уже можно будет думать и о референдуме.
Священник Димитрий Арзуманов
настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине
31.10.2012 10:14
Главная проблема в правопреемстве. Между современной Россией и императорской Россией - пропасть. Чьи мы на самом деле преемники - большевиков или дореволюционной России? В этом все дело.Сейчас не та ситуация, чтобы можно было говорить о главенстве какой-либо одной религии, и никакого преимущества у нас нет.
Конечно, было бы хорошо сделать так, как предлагает Бабурин. Но он сам прекрасно понимает, что это нереально. Ведь мы на самом деле - на грани этнических и религиозных войн. Слава Богу, за то, что у нас сейчас есть. Это бы сохранить.
В императорскую Россию вернуться невозможно. Это утопия. Тогда надо уж каждого конкретно спрашивать, преемником какой России он себя считает, чьи мы наследники. Но никто толком и не ответит.
Шафиг Пшихачев
Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии
31.10.2012 10:07
Я считаю, у нас в Конституции достаточно ясно прописана роль Русской православной церкви, роль исторического наследия, формирования русской культуры на основании христианства в России. Но если Сергею Бабурину не нравится, что традиционными религиями в России признаются мусульманская и иудейская, это его трудности, потому что Россия изначально формировалась как поликонфессиональное государство. Так что лучше следовать предписаниям современной Конституции, которая достаточно отражает и способствует тому, чтобы мы все работали сообща.Конечно, в обществе необходимо укреплять авторитет Русской Православной Церкви, повышать духовность. И все наши традиционные религии с глубоким взаимопониманием работают над тем, чтобы поднять уровень культуры в нашем обществе.
Мы ничего не делили даже при распаде СССР, и очень быстро сориентировались в том, что нам нужно сообща поднять уровень духовности, и работать дальше для возрождения культуры, традиции. Поэтому у нас есть Межрелигиозный совет России, мы даже пошли дальше, и создали Межрелигиозный совет СНГ, чтобы наши соотечественники чувствовали поддержку своих единоверцев.
Ришат-хазрат Давыдов
Имам Тульской области
31.10.2012 10:06
Я думаю, пока вообще не стоит касаться религиозных вопросов, они сейчас более-менее отрегулированы, и каждая конфессия идет своим путем. Поэтому никакие поправки в Конституцию лучше не вносить. Я даже не думаю, что наши духовные лидеры пойдут на такое решение, потому что сейчас очень непростая ситуация в мире. В Россию рвутся многие силы, которые хотят взбаламутить наше общество.Если в центральной части страны у нас в основном все православные, то на Кавказе идею Бабурина могут понять неправильно, начнутся противоречия, ведь каждому не объяснишь, хорошо это или плохо. Тут надо быть очень осторожным, потому что люди разных конфессий могут не так понять всего лишь одно высказывание человека, и начнутся споры и хаос.
У нас сегодня и так сложная ситуация. Например, мы никогда не думали, что Казань окажется такой взрывоопасной. В православии тоже есть проблемы - с теми же Pussy Riot. И если сейчас мы начнем менять Конституцию по религиозной теме, то будет много популизма, кто-то на этом начнет зарабатывать себе очки, и трудно будет все обуздать и остановить.
Зиновий Коган
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин
31.10.2012 10:01
Любое предложение об изменении Конституции имеет право на существование, но оно должно быть реализовано через общенародный референдум. И принять эти изменения можно лишь тогда, когда они являются высшей волей нашей сограждан и соотечественников. Думаю, если в случае референдума народ проголосует за предложение Бабурина, то Русская Православная Церковь, конечно, не будет притеснять, скажем, иудаизм. Практически ничего не изменится в жизни традиционных религий.Но беда наша в чиновниках: они такие у нас ретивые, и как бы не получилось так, чтобы ради угождения власть имущим пострадало наше правовое поле. Поэтому, думаю, рано говорить о таких переменах в Конституции. Для начала надо добиться того, чтобы исполнялся нынешний основной закон государства. Да, православие объединяет Россию, я и сам не раз это говорил. Но необходимо ли для этого внесение изменений в Конституцию? Что за этим последует?
Израиль, Греция, Грузия - это маленькие государства. Не хочу сказать, что нам с кого-то надо брать пример, но такие страны как Россия, США, Индия - это государства-цивилизации, где есть мощные религиозные объединения разных конфессий, и где религия отделена от самого государства, и никто не опасается, что государство из-за этого распадется.
http://regions.ru/news/2431534/