Никто, кроме Христа, Сына Человеческого и Сына Божия, распятого и воскресшего из мёртвых, никто, кроме Божией Матери, до конца приобщившейся Его смерти у Креста и в святом Успении, и кроме тех, кто Христов, не имеет ни силы, ни власти ответить с предельной ясностью и полнотой на самый главный вопрос.
На вопрос: «Есть ли что после смерти?» Христос отвечает: да, воистину. За пределами смерти - другая жизнь, жизнь вечная. Там - другой мир, не такой, как наш. Мир, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, ни ненависти, ни несправедливости, ни обмана. Там мир Божий - мир радости и любви. Там рай, где все, сподобившиеся его, наслаждаются блаженством, ничем не омрачаемым. Господь говорит: Воля Отца Моего, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Воины православные, жизнь свою на поле брани за нас положившие, память которых Церковь совершает в Димитровскую субботу, засвидетельствовали не одними устами о своей вере. Пусть исполнится над ними слово Господне. Пусть совершится воля Отчая. Да будет дарована им жизнь вечная. Они во Христа крестились сугубым крещением, водою и кровью, да сподобятся они во Христа облечься. А нам, воспевающим им «вечную память», преподают они перед лицом вечности память о том, для чего даётся нам жизнь.
Не будем никогда забывать, что Христос, восходя ко Кресту, много говорил о смерти, но также много говорил о нашей земной жизни, о том, каким должно быть восхождение к Нему. О том, что определяет качество жизни. Очень ясно и понятно говорил. Это не деньги. Не то, чем человек обладает. И даже не то, что он производит. Не известность, которую он, может быть, приобрёл. Не власть, которою он облечён. Качество жизни определяет любовь. Прежде всего любовь. Если любви нет, всё остальное не много весит, на самом деле не имеет никакой цены.
Постараемся это услышать. Любовь, о которой говорит Господь, совсем не то, о чём столь часто везде говорят. Это не эгоистическая любовь обладания. Это любовь самоотдачи, способная забывать о себе, способная прощать, способная жертвовать собой. Это любовь, которая думает о других, ищет счастья другим. Нет больше той любви, чем кто душу свою положит за друзей своих, - говорит Христос.
Молясь о наших усопших, будем учиться такой любви. Любить ближних и Бога такой любовью. Жить не для себя, а для других и для Бога. Только это в глазах Христовых составляет качество, красоту и богатство жизни. Только это даст нам силы устоять в час наших великих испытаний. Кто учится жить любовью, кто любит Бога и ближних своих, тот может с совершенным доверием предать себя Богу в час смерти. И можно надеяться, что над ним исполнится обещание Господа о переходе от смерти к жизни небесной.
«Мы знаем, что мы перешли от смерти в жизнь, - говорит апостол Иоанн Богослов, - потому что любим братьев своих». Это от Господа, от Его Креста и Воскресения, от Божией Матери, Которая никогда не перестаёт молиться за всех людей - тех, кто здесь, на земле, и тех, кто перешёл в вечность. Уже теперь любовь даёт нам жизнь, которой не будет конца, уже теперь она направляет нас к жизни вечной.
На пороге смерти мы будем о многом жалеть: о том, что слишком крепко сжимали в своих руках блага мира сего, о том, что слишком много времени посвящали тому, что этого не стоит, о том, что прельщались всяким хламом. Но мы никогда не будем жалеть, что слишком любили Бога, что слишком любили братьев своих.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ