Дядя Сэм, ты не прав!
Фундаментальные политические права американцев в условиях современного общества не только не освобождаются от элементов архаики, но становятся ещё более уязвимыми, ими ещё больше манипулируют. Дядя Сэм (Uncle Sam - U.S., образ, персонифицирующий в глазах американцев государственную машину) всё сильнее довлеет над ними.
Больше всего нареканий вызывают выборы. Президент США до сих пор избирается не в ходе прямых общенародных выборов, а коллегией выборщиков. Многие справедливо считают эту систему устаревшей и недемократичной. При ней, в частности, голос жителя Делавэра или Северной Дакоты имеет математически гораздо больший вес (измеряется соотношением количества избирателей к числу выборщиков от штата), чем голос избирателя в более крупных штатах, например Калифорнии или Нью-Йорке. Благодаря данной системе трижды в истории США президентом избирался кандидат, набравший меньше голосов избирателей, чем его противник (в последний раз - Дж.Буш-младший в 2000 г.)... А Джеральд Форд вообще не избирался. Сначала он был кооптирован национальным комитетом республиканской партии на место проворовавшегося вице-президента Спиро Агню, а затем автоматически занял место ушедшего со своего поста из-за Уотергейтского скандала Р. Никсона.
Абсолютно прав председатель ЦИК России В. Чуров, заметивший: «Выборы Президента США - не прямые, не всеобщие, не равные, не обеспечивают тайну голосования избирателей». (1) Архаизм соответствующей американской практики эксперты объясняют тем, что в своих основных чертах она сложилась ещё в конце XVIII в. и не претерпела существенных изменений. Но ведь с тех пор прошло уже много времени, а, главное, американские политики не перестают поучать других, как они должны организовывать выборный процесс.
Крайне велико значение административного ресурса в США, поскольку значительный объем функций избирательных органов законодательно возложен на органы исполнительней власти штатов, а правовое регулирование проведения предвыборной агитации кандидатов практически отсутствует. Именно наличием у республиканцев 29 губернаторских постов против 20 у демократов, в том числе в 7 из 9 «колеблющихся» штатов, многие эксперты объясняют «финишный рывок» Ромни, ранее далеко отстававшего от Обамы.
Со своей стороны демократы обнаружили, что их избиратели более охотно голосуют досрочно, чем республиканцы. И вот действующий президент впервые в истории страны уже опустил свой бюллетень до официальной даты выборов, подавая этим соответствующий сигнал. Общепризнано, что при подобной практике открываются возможности для серьезных манипуляций, например в ходе голосования по почте. Так, согласно одному исследованию, в 16 округах штата Миссисипи на местных выборах, состоявшихся в 2011 году, где участвовали «досрочники», было зарегистрировано больше участников голосования, чем самих жителей, которые, по переписи населения 2010 года, достигли избирательного возраста. Демократы в целом лучше готовы к подобной форме голосования благодаря поддержке компаний, связанных с информационными технологиями, в то время как республиканцы опираются в основном на финансовые корпорации.
В политической системе США в целом сложился «бипартизм», т.е. абсолютная монополия двух партий, достаточно далекая от многопартийной демократии европейского типа. На слушаниях в Госдуме первый зампред Комитета по международным делам Вячеслав Никонов отметил, в частности, что в США очень ограничены возможности малых партий: для участия в выборах. "Партия должна пройти регистрацию в каждом штате, причем эта процедура гораздо сложнее, чем заклейменные у нас фильтры на выборах губернаторов". Кроме того, у небольших партий нет никакого доступа к СМИ. Никонов обратил внимание, что независимый электорат в США, не поддерживающий ни республиканцев, ни демократов, растёт. Однако это никак не сказывается на количестве независимых депутатов ни на местном уровне, ни в Конгрессе США. (2)
Согласно организации «Сентенсинг Проджект», более 5,8 млн. американцев (2,5% всех потенциальных избирателей) лишены избирательных прав из-за судимости. При этом если в целом права голоса лишен каждый 40-й американец, то среди афроамериканцев - каждый 13-й (7,7% от общего числа), а в отдельных штатах, таких как Кентукки, Вирджиния и Флорида, из электората вытеснены более 20% темнокожих американцев. По данным Бюро переписи населения, из 75 млн. имеющих право голоса граждан, которые не воспользовались этим правом в ходе президентских выборов 2008 г., 60 млн. не смогли этого сделать по причине отсутствия регистрации, которая связана с множеством обременительных процедур.
Серьезные вопросы вызывают и вопросы допуска международных наблюдателей к мониторингу за голосованием. В настоящее время только в штатах Миссури, Южная Дакота и Нью-Мексико, а также в федеральном округе Колумбия имеются законы, разрешающие доступ иностранных наблюдателей в ходе выборов. В других регионах вопрос о деятельности зарубежных наблюдателей находится в компетенции местных властей. Миссии БДИПЧ ОБСЕ, наблюдавшие за общенациональными выборами в США, из раза в раз рекомендовали решить проблему с чрезмерным и несоразмерным ограничением активного избирательного права целых категорий американских граждан. Изменений к лучшему не произошло. Так, в ответ на желание ОБСЕ расширить количество своих наблюдателей на нынешних президентских выборах власти Техаса пригрозили им уголовным преследованием. Прокурор этого штата Грег Эбботт направил послу Даану Эвертсу, главе миссии наблюдателей ОБСЕ в США, письмо, в котором назвал присутствие его команды на американских избирательных участках «юридически неуместным». Эбботт запретил наблюдателям приближаться к участкам штата ближе чем на 100 футов.
Усиливается негласный контроль за населением. В феврале 2011 г. Б.Обама подписал закон о продлении еще на 4 года срока действия положений принятого после терактов 11 сентября 2001 г. «Патриотического акта». Речь идет о разделах закона, позволяющих правоохранительным органам и спецслужбам следить за подозрительными лицами (даже без подтверждения их связи с террористическими организациями), производить досмотр коммерческой отчетной документации и прослушивать телефонные разговоры подозрительных абонентов с любого номера по действующему на всей территории страны "ордеру-вездеходу".
Нынешнее законодательство США, по сути, разрешает разведсообществу осуществлять тотальную перлюстрацию всех электронных коммуникаций иностранных и американских граждан без судебного ордера. Оно также обязывает телекоммуникационные компании оказывать правительству содействие в сборе разведданных об иностранных объектах и сохранять в тайне собранную информацию, предоставляя им иммунитет от исков, связанных как с их текущим, так и потенциальным сотрудничеством с федеральными правоохранительными органами в рамках Программы наблюдения за террористами (Terrorist Surveillance Program).
В соответствии с поправками, внесенными в закон от 1994 г. «О предоставлении коммуникационным компаниям помощи правоохранительным органам» («Communications Assistance for Law Enforcement Act»), компании-операторы обязаны обеспечивать совместимость своих технологий с возможностью спецслужб по электронной слежке. В период с 2004 по 2007 гг. количество электронных сообщений, просмотренных спецслужбами США по этому закону, выросло на 3000 %.
Рассматриваемый в настоящее время в Конгрессе законопроект «Об обмене и защите развединформации о киберугрозах» («Cyber Intelligence Sharing and Protection Act - CISPA»), по мнению правозащитников, практически не ограничивает возможности американского правительства по мониторингу просмотра веб-страниц частных лиц.
Ограничивается свобода слова. За атаки на журналистов, освещающих акции движения «Захвати Уолл-стрит», НПО «Репортеры без границ» в январе 2012 г. понизила рейтинг США в своем ежегодном глобальном индексе свободы прессы сразу на 27 позиций и поместила США на 47-е место (57-е с учетом территорий, на которых Вашингтон осуществляет экстерриториальную юрисдикцию). По данным этой организации, от чрезмерного применения силы полицией во время освещения акций протеста пострадали более 80 журналистов. Согласно расследованию Коалиции независимых юристов (Protest and Assembly Rights Project), в одном только Нью-Йорке с сентября 2011 г. по июль 2012 г. было арестовано не менее 18 аккредитованных репортеров.
В последние четыре года побит рекорд по количеству открытых уголовных дел в связи с утечками секретной информации в СМИ. В частности, обвинения в нарушении закона «О шпионаже» были предъявлены 6 лицам, включая рядового Б.Мэннинга, передавшего информацию сетевому ресурсу «Викиликс».
Сайт «Викиликс» стал предметом травли со стороны Администрации США в отместку за публикацию дипломатических донесений. Доступ к сайту «Викиликс» неоднократно блокировался по решению окружного суда и требованиям некоторых сенаторов. Сотрудникам Белого дома, Библиотеки Конгресса, Пентагона, Госдепартамента и других американских учреждений запрещено заходить на сайт «Викиликс».
Согласно последнему отчету «Гугл» (3) о доступности сервисов данной компании, в период с июля по декабрь 2011 г. количество поступивших к ней от государственных органов США запросов на удаление контента увеличилось на 103 % по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Правоохранительные органы США запрашивали удаления с видеохостинга «Ютьюб» 1,4 тыс. видеороликов, которые «содержали оскорбления». 6,3 тыс. запросов требовали раскрытия данных о более 12,2 тыс. пользователей этой компании. 93 % таких требований было удовлетворено.
Американские власти также обязывают регистраторов доменных имен закрывать доступ к иностранным веб-сайтам, нарушающим санкционное законодательство США. В 2008 г. без предупреждений, в соответствии с распоряжением Министерства финансов США, были закрыты около 80 интернет-сайтов, рекламировавших европейцам туристические поездки на Кубу, входящую в «черный список» государств, с которыми американцам не разрешается вести бизнес на основании закона 1917 г. «О торговле с вражескими государствами» (Tradind with the enemy Act).
Согласно совместному исследованию Национальной ассоциации религиозных вещательных станций и «Американского центра за право и правосудие» глобальные интернет-компании, такие как «Эппл», «Гугл», «Яху», «Фейсбук» и «Майспейс», активно фильтруют информацию, в частности, религиозного характера. Делается это под предлогом борьбы с экстремизмом и нетерпимостью. В результате верующим весьма непросто опубликовать в Интернете свои взгляды, например, по поводу греховности содомии, лесбиянства и других извращений. «Защита от экстремизма» оборачивается ограничением прав людей вполне традиционной сексуальной ориентации (их, говорят, пока ещё большинство).
(Продолжение следует)
(1) http://www.rg.ru/2012/10/30/vibori-site.html(2) http://ria.ru/n_america/20121022/905470341.htm
l (3) www.google.com/transparencyreport/
http://www.fondsk.ru/news/2012/11/02/demokratia-v-amerike-segodnja-ii.html