О. Игумен, в свете предстоящих торжественных годовщин, связанных с историей и присутствием Подворья Московской Патриархии в Софии, просим Вас рассказать нашим читателям о русском храме Св. Николая Чудотворца, чей столетний юбилей нам предстоит отметить через два года.
Согласно архивным документам и историческим исследованиям (напр. брошюре О. Н. Решетниковой "Русский храм в Софии") великое освящение храма в честь св. Николая в Софии состоялось 11/24 септември 1914 года. Таким образом, в сентябре 2014 г. исполнится 100 лет этому историческому событию.
В Православной Церкви преемственность и традиция очень важны. Преподобному Симеону Новому Богослову принадлежит мысль о том, что святым можно стать только, если войти в общение с человеком святой жизни. Здесь очень тонко раскрывается смысл слов Псалмопевца: "С преподобным преподобным будешь, с избранным мужем - избранным, а с непокорным развратишься".
Можно с уверенностью сказать, что послевоенное поколение священнослужителей во главе с архиепископом Серафимом (Соболевым), служившим в нашем Подворье, жаждало святости и жило по евангельским заповедям. То, что эти духовники сумели создать живую православную общину в сложнейших исторических условиях, сохраняя традиции русского благочестия, русской литургической традиции, традицию богословской науки - абсолютно актуально и важно для нашего современного поколения. Следует сказать и о народном почитании владыки Серафима; и о духовном наследии протоиерея Всеволода Шпиллера, чьи духовные чада через 8 лет после его кончины, в начале 1992 г., основали в Москве Свято-Тихоновский богословский институт; и о великом русском историке Церкви и богослове Николае Никаноровиче Глубоковском (в этом году исполнилось 75 лет от его преставления в Господе). Жизнью и подвигом многих людей, священников и мирян, был создан этот феномен - Русская церковь в Софии. Говоря словами выдающегося русского философа и историка Г. П. Федотова, "излучающаяся святость" этого поколения дошла и до нашего времени.
В ноябре этого года исполнится 60 лет с тех пор как русский храм стал представительством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Святейшем Болгарском Патриархе...
Да, как известно, при Подворье действует представительство Патриарха Московского и всея Руси при Святейшим Патриархе Болгарском, а сам храм представляет собой не приход, а Патриаршеское Подворье. Но это не всегда было так. До революции, а точнее во время большой эмиграции русских людей в Болгарию церковь Св. Николая считалась храмом при Российском посольстве в Болгарии. Затем в 20-е, 30-е, 40-е годы и до 1952 г. главным русским храмом считался Никольский храм. Можно даже сказать, что он был кафедральным храмом русского благочиния в Болгарии. С церковно-канонической точки зрения, конечно, это было неприемлемо - иметь параллельную иерархию в стране, которая имеет свою Поместную Церковь. Такая же ситуация возникла и в Сербии, и в Румынии в послереволюционные годы и это объяснялось очень тяжелыми историческими обстоятельствами, которые вызвали бегство миллионов православных людей из России. И благодаря любви болгарского народа и Болгарской Православной Церкви к гонимой Русской Церкви и к православному русскому народу, здесь, в Болгарии, беженцы из России нашли свое второе отечество. Архиепископ Серафим (Соболев) называл Болгарию "хорошей сторонушкой".
10 ноября 1952 г. на заседании Св. Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия I, по предложению Крутицкого и Коломенского митрополита Николая (Ярушевича) было принято решение о прекращении существующего русского благочиния в Болгарии и передаче храмов и монастырей под пастырскую заботу Болгарской Православной Церкви с просьбой сохранить их внутренний распорядок и литургическую традицию, возникшие в предыдущий период. Никольский храм в Софии стал единственным в Болгарии храмом, который остался в подчинении Патриарха Московского и всея Руси и поэтому получил статус храма-Подворья Русской Православной Церкви. Ранее, в 1948 г., в Москве при церкви Успения Пресвятой Богородицы на Таганке было учреждено представительство Болгарской Православной Церкви при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси.
В ноябре этого года мы отметим 60-летие нового статуса нашего храма как представительства Патриарха Московского и всея Руси при Святейшем Патриархе Болгарском. С благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего Болгарского Патриарха Максима юбилейные торжества в Подворье будут возглавлены высокопреосвященным митрополитом Волоколамским Илларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви. В программу праздника входят: международная конференция, посвященная 60-летию Подворья, с участием известных православных и западных богословов, воскресная Божественная Литургия (2 декабря) в Подворье, концерт в зале "Болгария", во время которого будет исполнено произведение митрополита Илариона "Страсти по Матфею".
В дни празднования юбилея Подворья будет принесена рака с мощами св. Николая - небесного покровителя нашего храма, которая навсегда останется в Подворье. 25 ноября с.г. на Святой горе Афонской - в монастыре "Ставроникита" - после завершения воскресной св. Литургии состоится освящение точной копии чудотворной иконы св. Николая, известной как "Устричная". Это копия была создана для нашего Подворья афонскими иконописцами по заказу Балканского Афонского объединения специально для юбилея и уже прославилась чудесами. Икона будет перенесена в Софию и будет передана делегацией афонского монастыря "Ставроникита" нашему храму после завершения св. божественной Литургии 2 декабря.
Я еще раз повторю свою мысль, которую уже высказывал в интервью для официального сайта Болгарской Православной Церкви - наше Подворье должно быть духовным мостом, укрепляющим единство наших братских православных Церквей - Болгарской и Русской. Юбилейные торжества на Патриаршеском Подворье в Софии должны засвидетельствовать наше единство в православной вере и упование на то, что следует иметь "в главном единство, в спорном свободу, в остальном любовь".
О. Филипп, не могли бы Вы разъяснить нашем читателям необходимость изменения богослужебного ритма Патриаршеского Подворья в настоящий момент?
В 2014 г. мы отметим 100-летний юбилей великого освящения Никольского храма. Очевидно, что Подворье нуждается в серьезном и комплексном ремонте, реставрации фресок, освежении иконостаса. Ремонт уже начался, а его полное завершение ожидается ко дням юбилейных торжеств в 2014 г. В центральном нефе нашего храма поставлены леса. На протяжении всей недели с понедельника по пятницу идут ремонтно-реставрационные работы. С точки зрения безопасности в этом пространстве не могут совершаться богослужения. Но вопреки объективным трудностям, литургическая жизнь в Подворье продолжается. Мы служим божественную св. Литургию в субботу и воскресенье, совершаем воскресную вечерню, акафисты св. Николаю, преп. Иоанну Рыльскому и преп. Серафиму Саровскому - соответственно в субботу вечером, в четверг вечером и в воскресенье. Еще раз повторяю - для нас важно, вопреки текущим ремонтно-реставрационным работам, чтобы литургическая жизнь в Подворье не прекращалась.
Каким принципам отвечает Ваше пастырское служение?
Я глубоко благодарен Вам за этот вопрос. Периодически священник должен задавать себе подобные вопросы и пытаться честно отвечать на них. По словам архим. Киприана (Керна), пасти (глагол, который филологически близок глаголу "спасти") - значит созидать Царствие Божье в человеке. Пастырское служение состоит из известных нам вещей: священник должен проповедовать Слово Божье, совершать богослужения и Таинства, заниматься духовным окормлением людей. Но я хотел бы расказать о своем личном опыте. Мой священнический, пастырский опыт достаточно многообразен. Я сформировался как личность в священнической среде (мой отец и мой дед были священниками) еще в советское время , и я очень хорошо помню атмосферу тех лет, когда Христовой Церкви противостояла безжалостная государственная машина. В те годы священников уже не расстреливали. Государственная политика гонения Церкви стала значительно хитрее и изобретательнее - ее медленно душили. С тех пор я ношу в своем сердце любовь к церковному уставу, красоте церковного богослужения и атмосфере истинного священнического братства. Могу засвидетельствовать, что в 70-е, 80-е годы, вопреки грубому государственному давлению, внутри Церкви чувствовалась истинная духовная свобода. Духовенство обуждало между собой всякие темы и все это никогда не становилось объектом доноса или обсуждения с внешними людьми. Исходя из этого опыта, я глубоко убежден, что, невзирая на внешние обстоятельства, атмосфера искреннего священнического братства должна сохраняться в каждом приходе.
О. Филипп, в конце нашего интервью не могли бы Вы рассказать о том, как идет ппроцесс канонизации архиепископа Серафима (Соболева), могила которого находится в крипте Русского храма Св. Николая в Софии и которая каждую неделю посещается тысячами верующих, возносящих к владыке Серафиму молитвы о заступничестве перед Богом?
Я совсем не случайно сказал в начале о народном почитании владыки Серафима. Это одно из важных условий канонизации, но не единственное. Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви уже представлены свидетельства о чудесах и благодатной помощи владыки Серафима. Как Вам известно, их сбор продолжается и мы будем рады каждому такому свидетельству. Подворье сотрудничает с Комиссией по канонизации святых, но я должен сказать, что по объективным причинам сама процедура канонизации отнимает достаточно долгое время. И второе - возможно и главное - владыка Серафим оставил значительное богословское и эпистолярное наследство. Это целая совокупность текстов. В случае канонизации владыки Серафима его труды станут частью святоотеческого богословского наследия. Другими словами, это уже не будут частные богословские мнения одного из участников церковной истории ХХ века, а творения отца Церкви. Мы должны очень внимательно проанализировать его наследство с точки зрения святоотеческого принципа "consensus patrum", т.е. согласия святых отцов. Нужно четко понимать, что это очень долгий, но необходимый процесс. Я даже думаю, что стоит в самом скором времени созвать серьезную международную богословско-научную конференцию, посвященную богословскому наследству архиепископа Серафима (Соболева), что поможет нам ознакомиться с различными точками зрения и сформулировать общецерковную позицию. Я убежден, что одной из главных задач нашего служения в Подворье - это подготовка канонизации владыки Серафима.
Десислава ПАНАЙОТОВА
Игумен Филипп (Васильцев).
Фото: Сайт Подворья
Источник: Сайт Болгарской Патриархии