Что-то меняется. Например, неоднократно отмечалось у многих представителей российского властного строя некоторое неудобство произнесения выражения «русский народ». То есть, по отдельности-то легко выговаривалось - и язык русский, и культура русская, и народ какой угодно. Почти какой угодно. Как только доходило до русского - начинались трудности с артикуляцией и изобретения конструктов большей или меньшей сложности и все кончалось обычно скороговоркой про «многонационально-многоконфессиональное». Хотя эти заклинания выговорить уж точно не легче.
Дело и до отрицания самого наличия какого-то русского народа доходило - мол, да вы давно с ближними и дальними соседями перемешались, так что и русских никаких не осталось и вообще - сказано же когда-то: «поскреби русского и обязательно найдешь татарина». И, кроме того, вы тут сами «понаехавшие», потому как тут чудь жила, угрофинны, которых вы вытеснили. Помощь неожиданно пришла от ученых, не британских, которыми журналисты привыкли обывателей запугивать, а американских. Тамошние генетики выяснили, что русские - единый народ, с выраженным генотипом, проживающий там же, где всегда и жил с незапамятных времен, а примешивавшиеся гены иных этносов никакого влияния на целое не оказали. До кучи еще подтвердилось, что русские, единый русский народ - это и великороссы, и белорусы, и украинцы. Трудно сказать, окажут ли новости из мира науки влияние на корректировку планов желающих нас и дальше делить и упразднять, но факт остается фактом - что-то меняется.
Ныне мы вдруг слышим от организатора внутренней политики, что свобода и достоинство русского человека как раз и должны быть целью политики, и вообще - «быть русским в любых обстоятельствах - это очень амбициозная политическая программа». То вдруг столичное начальство обнаруживает, что строительства большого количества мечетей в столице (вообще-то, русской столице) добиваются люди, «которые не проживают в Москве. Две трети из них не прописаны в Москве. Это либо жители Подмосковья, либо вообще мигранты без прописки». То есть проблема порождена в основном загадочной миграционной политикой, неотделимой от скороговорок на фоне трудностей с артикуляцией. Понятно, что сама по себе политика артикуляцией не объясняется - еще в древности советовали в затруднительных случаях интересоваться прежде всего тем, кому произошедшее выгодно. Ну, может быть, дойдет когда-нибудь и до этого.
Пока же отметим ясное и четкое описание должного в словах Патриарха, сказанных на открытии XVI Всемирного русского народного собора: «Мы должны раз и навсегда подвести черту, за которой останутся годы национального унижения, паралича народной воли, нравственного одичания и социального хаоса». В итоговом документе собора его участники высказали твердое намерение добиваться обсуждения вопроса о правовом статусе русского народа, который уже неоднократно поднимался на соборных слушаниях и секциях, а также напомнили, перечисляя ключевые даты нашей истории, об образовании 1150 лет назад образовании в Новгороде Русского государства. А то в последнее время даже случайно пропущенные во властный дискурс слова о государствообразующей роли русского народа стали вызывать идиосинкразию и пришлось их срочно заменять «объединяющей».
Если вопрос о строительстве мечети в Митино решился вполне мирно - власти оценили количество собравшихся на сход жителей и решили не доводить дело до вариантов менее мирных, то вот во Франции на днях развитие событий пошло как раз-таки по менее мирному сценарию. В СМИ теперь говорят о «погроме». Впрочем, какие СМИ? Интернет-ссылки (не слишком многочисленные) пестрят сочетаниями «исламньюс», «всеобисламе» и т.п. Просто же СМИ тупо отмолчались - подумаешь, полторы сотни «ультраправых» съехались в Пуатье, забрались на недостроенное здание мечети и протестуют оттуда против превращения их страны в какую-то другую. Заявляют, что «с момента начала массивной миграции из Африки в 1974-м французский народ никто никогда не спрашивал, хотим ли мы этого. Миграция радикально меняет облик страны - 43% жителей Парижа в возрасте 18-50 имеют иностранное происхождение». Понятно, что тамошняя власть может и дальше отмалчиваться, как и СМИ, но ведь прошлые выборы уже показали, что недовольных, в том числе и очевидно провалившимся «мультикультурализмом» все больше и больше.
Мультикультурность и у нас теперь пытаются употребить в дело внесения разделений в общество. Теперь вот возник вопрос о хиджабах в средней школе. В Нефтекумском районе Ставрополья не пускают в школу девочек в хиджабах. Что и вызвало бурную дискуссию, в ходе которой выяснилось много нового. Глава Минобрнауки, например, заявил, что ношение школьницами хиджаба не противоречило ни правилам этого учебного учреждения, ни общепринятым нормам. На что глава государство был вынужден напомнить об основах законодательства: «У нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить», - заявил Владимир Путин на встрече с представителями Общероссийского народного фронта. При этом он мягко отметил: «Я видел, как некоторые уважаемые, в том числе и в исламской среде, люди говорят о ценностях того, что мы живем именно в светском государстве». Президент напомнил: «внимательно попрошу слушать - у нас почти 80 с лишним процентов людей, которые формально или неформально относят себя к православию». И многие из меньшинства это вполне способны учитывать. Заставить же значимое число людей упорно «прати противу рожна» можно, только внеся в общество разделение по какому-нибудь поводу и всячески это разделение «культивировать», раздувать, чтобы, наконец, организационно оформить своих единомышленников и сплотить для «общей борьбы». Так создаются секты, революционные кружки и партии, так, собственно говоря, и производятся революции. Что и констатировал глава региона, в котором конфликт обозначился, заявивший: «Образование в нашей светской стране должно оставаться светским, и не надо превращать школу в площадку для демонстрации тех или иных религиозных обычаев ... Экстремизм воюет не только оружием, но и идеологией. И есть желающие, чтобы такими темами, как хиджабы в школах, дестабилизировать у нас ситуацию. Мы должны своевременно реагировать». И предложил немедленно начать разработку краевого нормативно-правового акта, который регулировал бы требования к одежде учащихся. «В одном крае должны быть единые правила», - отметил губернатор. Раз уж в федеральном масштабе не торопятся принять к сведению мнение главы государства о возможности введения в школах единой формы.
Эти вполне естественные соображения немедленно вызвали критику как раз со стороны не желающих учитывать реалии - мол, никакие подзаконные акты или школьные уставы не могут отменить право человека ходить в чем он хочет. Со ссылкой на то, что вот ходят же люди полуголыми и никто им не запрещает. Примерно того же уровня аргументация была, когда столичный мэр усомнился в необходимости срочного строительства большого количества мечетей в Москве. «Мы обеспокоены тем, что не хватает действительно мест для моления. Раз государство сегодня принимает в страну много мигрантов, мы должны решить и этот вопрос", - заявил на пресс-конференции муфтий Москвы и Центрального региона. Как раз для начала надо было бы решать вопрос о том, с какой радости и для какой надобности государство сегодня принимает в страну столько мигрантов. При этом без какого-то заметного контроля за процессом.
Но, по словам муфтия, сначала нужно решать другой вопрос (который нужно было решить действительно сначала, еще до того как принимать такую толпу) - «куда же их тогда размещать и кто с ними будет вести работу». Ведь «если они не будут приходить в официальные структуры - в духовное управление, в официальные мечети, то тогда они где-то отдельно у себя будут заниматься религиозной практикой. Мы не будем иметь представления, кто там проповедует, о чем они там говорят». Можно подумать, что сегодня об этом имеется очень четкое представление. А на самом деле, сегодня исламоведы заявляют о «тревожных темпах» распространения ваххабизма в России. Вот об этом как раз очень четкое представление. А о том «кто там проповедует, о чем они там говорят» - нет.