Мы решили поговорить о христианском отношении к животным. Наши
пастыри практически никогда не говорят об этом в своих проповедях и иных
выступлениях. А жаль: твари бессловесные, братья меньшие, те, кому Адам
давал имена (см.: Быт. 2, 20), занимают в нашей жизни и в наших душах
очень заметное место. Мы любим их за то, что они красивы; за то, что
они, бесконечно от нас далекие, в чем-то нас повторяют; за то, наконец,
что они любят нас и радуются нашему существованию. Любя животных, мы, по
сути, любим жизнь, созданную Богом, любим творение.
Нам больно
видеть страдания животных, жалость к ним подчас острее жалости к
человеку: человек разумен, он осознает свою ситуацию, он в силах взять
ответственность за нее на себя и найти какой-то выход, а неразумное
существо беспомощно. Бессмысленная садистская жестокость к животным
воспринимается как одна из самых отвратительных форм беснования.
Животные
в доме, в семье часто служат своего рода психотерапевтами. Контакт с
ними необходим ребенку: общаясь не с игрушкой, не с виртуальной фигуркой
из компьютерной игры, а с живым существом, ребенок познает реальный,
живой мир и учится любить и трудиться для других.
Конечно, если
иметь в виду человечество в целом, то его отношения с миром животных
никак не назовешь идиллическими: тысячи лет человек питается животными,
одевается в их шкуры, использует их во всевозможных иных целях. Заметим,
христианство никогда этого не запрещало, буддистский принцип неубиения
живых существ нашей вере чужд. Но христианство всегда призывало к
умеренности, к обузданию алчности, хотя и не связывало это с отношением к
природе. Связывает сама жизнь: грешный человек, не желающий себя
обуздать, разрушает природу, уничтожает животный и растительный мир.
Случайно
ли животные так тянулись к святым? Почему общение с животными,
окруженность ими создает в нас некое чувство рая? И в то же время многие
святые предостерегали от излишней привязанности к животным, от любви,
возвышающей их до человека. В ХХ веке известный подвижник схиархимандрит
Серафим (Романцов) так дополнил известную фразу: «Блажен, кто скоты
милует, но скажен, кто скоты любит и этим сравнял их с человеком». А
ведь иногда эта любовь принимает самые уродливые формы. Чего стоят одни
только бойцовские собаки, периодически калечащие людей и находящие при
этом неизменную защиту у своих хозяев!
А все эти кошки и собаки
изысканных пород!.. Цена иной киски близка к цене хорошей машины, и люди
отдают эти деньги - вместо того, чтобы просто подобрать несчастного
брошенного котенка у себя в подъезде. Думается, это уже не к животным
любовь, а к себе.
Итак, возможно ли сформулировать некие принципы
христианского отношения к животным? Об этом размышляет главный редактор
нашего журнала игумен Нектарий (Морозов).
Наверное, нет ничего удивительного в том, что пастыри Православной Церкви «мало говорят на эту тему» - то есть о животных и о правильном, христианском отношении к ним. Согласитесь, трудно представить себе проповедь, посвященную этому вопросу и произнесенную с амвона. Тем не менее тема эта лично мне представляется и важной, и интересной. И вместе с тем - обросшей всевозможными предрассудками, усложняющими ее восприятие.
Разговор о месте «братьев меньших» в нашей жизни часто сводится к тому, можно ли держать дома животных, и если да, то каких. Взгляды пастырей на сей предмет расходятся. Кто-то считает, что никакой живности дома лучше не держать. Кто-то полагает, что можно, однако живность эта должна быть компактной и «чистой» - рыбки, волнистые попугайчики, кошка в крайнем случае, но никак не собака, поскольку она существо «нечистое» (хотя в христианстве нет разделения на чистых и нечистых существ!). Кто-то убежден, что роль животных в жизни человека исключительно утилитарна: корова дает молоко, собака охраняет дом, кошка ловит мышей, из свиньи получается превосходное сало, и этого достаточно для определения отношения ко всем этим тварям. Как в таком разнообразии мнений разобраться? Да и надо ли, в принципе? Лично мне кажется - надо.
Мы живем в мире изломанном, искаженном грехом и страстями. И та красота, которая все же жива в нем, есть отблеск красоты иной: она напоминает нам о том, каким он был когда-то, о его дивной первозданной гармонии. И о том, какое место занимало в нем все то, что существует и по сей день: человек, живая и неживая природа, те самые братья наши меньшие, о которых здесь речь.
Что побудило всесовершенного, вседовольного, самодостаточного, ни в чем не нуждающегося Бога сотворить обитаемую вселенную? Только Его любовь, больше ничто. Любовь - в каждом мельчайшем фрагменте всего сотворенного. С какой удивительной премудростью и заботой устроено все в мире! Каждая зверушка, каждая букашка, каждая соломинка и травинка поражают продуманностью и совершенством.
Но нам кажется, что всё продумано, всё устроено исключительно для нас; и любовь, и забота Божии тоже лишь наш незаслуженный дар. Но может ли Господь, будучи самой Любовью, всё объемлющей, всё наполняющей Собой, кого-то этой любви лишить, кого-то ею обойти? Неужели ничто вообще не имеет цены на земле, кроме человека?
Да, человек, сотворенный по образу и подобию Божию, - венец творения, чудное соединение плоти и духа, земли и Неба. Но и все прочее творение - не декорация, не фон, не какой-то необязательный придаток. Нет, в основе всего сотворенного - та же любовь Божия, от которой и которой все произведено, дивный мостик от небытия к бытию.
А почему кажется нам, что все только и всецело для нас и ни в коей, ни даже в самой маленькой мере не само по себе? Потому что в нашем духовно калечном состоянии центр вселенной сместился и оказался в тех границах, которые очерчены в ней контурами нашего же тела. И мы относительно всего уверены, что оно - для нас. И люди - для нас. И Бог - для нас. Что уж о живой и неживой природе говорить. И в каком-то смысле правда все это. Ведь, по слову блаженного Августина, Господь о каждом человеке заботится так, как если бы он был единственным в мироздании. Но и обо всех вообще - как об этом каждом.
Господь не только в пищу и в помощь дал нам животных, но и нас поставил ответственными за них. Поэтому и имена человек животным по повелению Божию нарекает (см.: Быт. 2, 19). И сама земля, на которой в особом ее месте, «в Раи сладости», обитал первозданный человек, была и остается его зоной ответственности - с того самого момента, как было поручено ему рай возделывать и хранить (ср.: Быт. 2, 15). Но не соответствуем мы возложенной на нас ответственности - как прежде, когда с грехопадением праотцев извратился стройный порядок прекрасно устроенного Творцом мира, так и сейчас, когда мы пользуемся всем сотворенным с такой безалаберностью, словно и на самом деле после нас - лишь то, что было когда-то давным-давно: потоп...
Что значит относиться к животным по-христиански? Должны ли, могут ли они жить в доме у христианина? Как он должен с ними общаться, может ли он их любить? Наконец, довольно часто задаваемый вопрос: какова посмертная участь «тварей бессловесных», есть ли им место в «жизни будущего века»?
Не думаю, что кто-то дерзнет дать окончательный ответ на последний вопрос. Не свидетельствует прямо о том или ином варианте ответа Писание. Ни Новый, ни Ветхий Завет полной ясности в это недоумение не вносят. Что же до места животных в нашей жизни, в нашем быту, в наших сердцах...
Я уверен, что живое существо, которое живет - во дворе ли, в доме ли - просто так, не ради какой-то практической потребности, становится одной из ступенек к любви - сначала к тварному миру, а затем и к Сотворившему его. Кто бы это ни был - собака, кошка, черепаха, рыбка в аквариуме или какой-нибудь сверчок, - бескорыстная, невынужденная забота о них становится не только для ребенка, но и для взрослого человека чередой уроков в школе Любви. Особенно важно это в наше время: современное устройство жизненного пространства отрывает нас от животных; и они, и самая природа вытеснены очень далеко за границы нашего повседневного бытия.
Сердце человека XXI века привычно жестоко: мы привыкли ко множеству вещей, к которым привыкать нельзя в принципе. Привыкли к войнам без видимых причин, к массовому убийству детей в материнской утробе. Мы привыкли к постепенному угасанию в убогих, нищих квартирках - без медикаментов и денег, на которые можно было бы их купить, - отдавших все родной стране стариков. Привыкли к бездомным, бомжам, умирающим от холода и голода на улицах, у наших ног.
Более того, мы находим этому успокаивающее нас - если не оправдание, то объяснение: «Эти люди в своей жизни сами что-то напутали, напортили, заблудились...». Или еще лучше, «духовней»: «Они грешили и теперь за грехи свои расплачиваются». Так мы отгораживаемся от единства, от общности наших судеб с их судьбами и с судьбой человечества.
Но вот бежит по улице стая бездомных собак. Им холодно, они отощали, их ребра торчат, а шерсть свалялась. О чем думаем мы, глядя на них? О том, что они могут кого-то, в том числе и нас, покусать. Мы можем заразиться бешенством и умереть. Это проблема! И ее надо решать. И проблема решается - когда посредством отлова, а когда и отстрела - прямо на наших глазах.
Но ведь могли бы мы думать и об ином, видя эти взъерошенные загривки, затравленные, бесконечно грустные глаза. О том, что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим. 8, 20-21), что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (22). Из-за нас мучится, из-за древнего, праотеческого греха и из-за грехов наших нынешних, продолжающих разрушать мир и все, что в нем. Ведь не из ниоткуда взялись эти несчастные бродячие псы. Кто-то сначала приручил их и не остался за них в ответе, а бессовестно выгнал на улицу.
Мы виноваты перед ними, как и друг перед другом. Только вот братья меньшие - они-то в чем виноваты? В том-то и дело, что ни в чем. За нас страдают.
И разве повредит кому-то, если доведет он эту простую и ясную истину до своего сердца и сердца своего ребенка? Если возьмет ответственность - просто так - за какую-то зверушку, за пусть самую маленькую, но Божью все же тварь? Если обогатит свое сердце любовью к этому существу, которое, как бы там ни было, а любовью Божией не обойдено?
Да, некоторые святые говорили о том, что привязываться к животным, ласкать их - грех. Но это грех, думается мне, не по существу своему: ибо и Господь ласкает Своих бессловесных тварей, гладит их лучами солнечными, ерошит им шерстку легким ветерком, покрывает от охотников бархатным пологом ночи. Грех - когда питомцы между нами и Богом встают, превратившись в страсть. Но чаще ведь не животные встают стеною между нами и Богом, а люди. Люди, к которым мы чрезмерно привязаны или, наоборот, недоброжелательны. А еще чаще эта стена - мы сами. Куда чаще, чем животинка какая...
Почему мы так часто видим животных в житиях - рядом со святыми? Почему могилу Марии Египетской копает лев? Почему Герасим Иорданский дружит со львом, а к русским лесным отшельникам запросто ходят в гости медведи? Не потому ли, что зверь бессознательно чувствует в святом человеке того, первозданного, не поврежденного грехом Адама? Не потому ли, что обоняет своим звериным нюхом воздух утраченного Рая?
Ведомо это Тому, Кто указал: праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко (Притч. 12, 10). Ведомо Ему и то, что где милость, там и любовь.
Игумен Нектарий (Морозов)
Журнал "Православие и современность", №22 (38), 2012 г.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=61399&Itemid=4