Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин и княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова посетили Дальневосточный центр Российского института стратегических исследований. Главной темой состоявшейся беседы стали история становления и перспективы укрепления российской государственности на Дальнем Востоке.
2 октября 2012 года Дальневосточный центр РИСИ посетили высокие гости: митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин и княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова, вдова Тихона Николаевича Куликовского-Романова - племянника Императора Николая II. Ольга Николаевна прибыла во Владивосток с визитом как глава благотворительного фонда имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны.
В рамках встречи, на которой также присутствовал Андрей Юрьевич Хвалин, член Союза писателей России и эксперт по проблемам становления российской государственности на Дальнем Востоке, прошел круглый стол «Российская государственность на Дальнем Востоке». Вел встречу Игорь Анатольевич Романов, руководитель Дальневосточного центра РИСИ, доктор социологических наук.
В ходе беседы владыка Вениамин подчеркнул, что российская государственность изначально основывалась на Православной Вере, объединившей разрозненные славянские племена в единый народ. Видимую часть российской государственности составляли рычаги управления народом, а вот духом его являлось Православие. Изначально Российское государство создавалось на основе церковных канонов. И был Царь - Помазанник Божий, который «слушал Конституцию Неба». А суть государственной идеи Руси заключалась в стремлении к святости.
По словам владыки, разрушенный революцией русский монархизм представлял не что иное, как модель, копию Царства Небесного. Дух жизни старой Руси был пропитан евангельскими идеалами.
О.Н. Куликовская-Романова добавила в связи с этим, что в любой стране все законы, закрепляющие государственность, так или иначе исходят из Закона Божьего. Ни в одной стране не позволено убивать или воровать.
Как заявил А.Ю. Хвалин, в России Православная Вера, определявшая свойства государственности, делала законы и табу универсальными, всечеловеческими. В частности, здесь, на Дальнем Востоке, любой переселявшийся сюда человек, подданный Российского государства, независимо от национальности и вероисповедания получал одинаковые льготы и привилегии - не было никакого деления на «своих» и «чужих».
На Дальний Восток государственность стала приходить в пору своего расцвета. Конечно, движение на Восток началось с Ивана Грозного. Но кульминацией стала эпоха правления Александра II, Александра III, Николая II. Массовое переселение на Восток - это расцвет российской государственности. Тогда был создан фонд имени Императора Александра III, основанный на государственно-общественных началах. Средства фонда шли на строительство церквей, жилья и всей необходимой инфраструктуры. За счет фонда были построены сотни школ. Но, пожалуй, самое важное - сотнями строились храмы.
Владыка Вениамин отметил, ссылаясь на проповедь Святого Священномученника Ионна Восторгова, что русские люди шли на Восток с Крестом и Евангелием. И первым делом переселенцы ставили Храм. Сегодня же проблемой нашей государственности в данной части России является отсутствие потребности у людей в Вере.
О.Н. Куликовская-Романова рассказала о том, как наш народ, даже находясь в изгнании за рубежом, стремился к Православной Вере. Как на собственные средства русские люди строили православные храмы и этим спасались вдали от Родины.
Обсуждая особенности российской государственности на Дальнем Востоке, участники дискуссии сошлись во мнении, что здесь был выработан идеальный механизм взаимодействия государства, Церкви и общества. Прибывавшие сюда представители разных конфессий принимались на равных условиях и в дальнейшем органично сосуществовали под сенью государствообразующей религии Православия.
А.Ю. Хвалин подчеркнул, что после революции в Приморье, в частности во Владивосток, сошлись люди со всей России. Сюда отступали части атамана Семенова, колчаковцы, прибывали жители центральной России, даже участники Всероссийского церковного собора 1917-1918 гг. Здесь в 1922 году восстановили монархию. Был разработан механизм ее возвращения. Сначала патриоты Российской Империи провели съезд несоциалистических организаций - отказались от социалистических и коммунистических идеалов. Затем съезд передал власть Приамурскому Земскому Собору, который восстановил Династию Романовых на престоле, после чего никто не отменял этого решения законным способом. За это и пострадал потом Приморский край, где по сути были уничтожены все православные храмы.
Владыка Вениамин обратил внимание на то, с какой силой шло в регионе уничтожение храмов в советское время. Нигде в России Православие не подверглось такому искоренению, как на Дальнем Востоке.
По словам А.Ю. Хвалина, владыке Вениамину, который был направлен сюда в 1992 году, возрождение православной жизни пришлось начинать практически на пустом месте.
Участники дискуссии отметили, что сейчас вновь идет освоение Дальнего Востока. Результаты заметны и в появлении нового федерального университета на Русском острове, и в мостах, и в дорогах.
При этом А.Ю. Хвалин напомнил, что сто лет назад здесь, на Дальнем Востоке, был создан комитет по празднованию 300-летия Дома Романовых. По его мнению, если сейчас часть местной общественности с учетом уроков того времени попытается создать комитет по подготовке празднования 400-летия знаменательной даты, то для государственной власти, митрополии и общества в целом это будет показателем того, каким может быть дальнейший путь развития Дальнего Востока.
В этой связи княгиня Куликовская-Романова заметила, что как с празднования Тысячелетия Крещения Руси начался сильный поворот к Православию в России, так и с чествования 400-летия воцарения Династии Романовых может начаться стремительное укрепление российской государственности.
По оценкам А.Ю. Хвалина, сегодня можно уверенно сказать, что лучшие современные черты российской государственности - это скорее попытки возродить то, что мы имели до революции. Даже административно-территориальное управление, «нарезка» федеральных округов - это по сути те же генерал-губернаторства.
Одной из основных проблем нынешней российской государственности на Дальнем Востоке является необходимость сохранения баланса интересов между присылаемыми сюда представителями федерального центра и местным сообществом. Порой заметно, как нарушается этот баланс. Нередко бывает так: приезжают молодые люди из Москвы и, не понимая уклада этих территорий, начинают навязывать свои взгляды. Между тем нужно учитывать, что люди здесь сильно отличаются от жителей европейской части России.
Участники круглого стола подчеркнули, что современная российская государственность должна основываться на духовных православных началах.
Православие формировало облик русского народа, благословляло воинов не на захват чужих территорий, а на защиту своих рубежей. И основным идеалом Российского государства была святость. Как сказал владыка Вениамин, Российское государство родило столько святых, сколько не родили европейские государства вместе взятые.
Подводя итог, И.А. Романов заметил, что состоявшаяся в Дальневосточном центре РИСИ встреча имеет большое научно-практическое значение. Она может послужить стимулом к укреплению российской государственности на Дальнем Востоке. РИСИ занимается разработкой стратегических рекомендаций для руководства страны. И очень важно и символично то, что в самом дальнем представительстве Института состоялась столь содержательная беседа с участием высокого представителя духовной власти и представительницы Царской Династии Романовых. Именно при правлении Династии Романовых российская государственность имела самые прочные основы. И главной основой, фундаментом была Православная Вера.