Последнее интервью с протоиереем Думитру Станилоэ

0
235
Время на чтение 6 минут

Портал «Богослов.Ru» предлагает читателям перевод последнего интервью с выдающимся румынским богословом и патрологом протоиереем Думитру Станилоэ. Эта беседа имела место всего за месяц до его кончины.

В ноябре 1993 г. отцу Думитру исполнилось бы 90 лет, это интервью мы собирались опубликовать к его юбилею. Не предполагая, что это интервью станет последним, мы решили пойти к нему ранней осенью, дабы избежать встреч со многочисленными журналистами и богословами перед юбилеем. Отец Думитру только что вернулся из монастыря Цыгэнешть, где провел несколько дней. Он выглядел уставшим, похудел. Разговаривал он с трудом, часто задыхаясь и кашляя. Но дух его был таким же живым. Несмотря на сопротивления монахини Филофеи, которая за ним ухаживала, мы проговорили с ним почти час. Бог призвал его к Себе через месяц после нашего разговора. Все то, что он мне тогда говорил, предстает теперь в новом свете - в свете его заветов.

Костион Николеску: Ваше Высокопреподобие, какая была самая большая радость в вашей жизни?

Отец Думитру Станилоэ: Не знаю, какая радость была самой большой. Большой радостью был брак с моей супругой и рождение моей дочери. Выход в свет каждой из моих книг был радостью. Много радости подарил митрополит Николай Балан, назначив меня преподавателем богословского факультета г. Сибиу и главным редактором газеты «Румынский Телеграф» (Telegraful Roman). Также большой радостью была встреча с Никифором Крайником, пригласившим меня писать для журнала «Мысль» (Gîndirea). Большой радостью было сравнительно недавнее избрание меня членом Румынской Академии Наук и присуждение мне докторской степени Honoris Causa Бухарестским государственным университетом.

К.Н.: А самые большие разочарования?

О.Д.: Разочарованием было установление коммунистического режима в стране. Тогда, в 1947 г., некоторые мои коллеги, придерживавшиеся крайне правых взглядов, стали коммунистами и добились моего отстранения от должности ректора богословского факультета г. Сибиу и редактора газеты «Румынский Телеграф». Митрополит Николай Балан тогда отправился в Бухарест и настаивал на пересмотре решения, но ничего не добился и вернулся в Сибиу весь в слезах... коммунизм был сильной болью!

К.Н.: Какой период вашей жизни вы считаете самым плодотворным?

О.Д.: Плодотворные периоды были тогда, когда чувствовал сильную усталость. Такие периоды были в 1938-1940 гг. Тогда  я написал несколько книг: «Жизнь и учение святителя Григория Паламы» (1938), «Православие и румыны» (1939), «Иисус  Христос или восстановление человека» (1942). Таким же был период после моего освобождения из тюрьмы. После 1970 г. мне удалось продолжить перевод «Добротолюбия», начатого в 1947 г. в Сибиу, продолжил до 12-го тома. В эти годы я написал три тома «Православного догматического богословия», «Православную духовность», «Духовность и общение в православной литургии», «Бессмертный образ Бога» и несколько томов переводов святых отцов с обильными комментариями. Этот период был довольно плодотворным, каждый год выходило по одной книге.

К.Н.: Большая ли разница между служением Литургии и написанием богословской книги?

О.Д.: И то и другое важно. Важно ощутить себя во Христе, молиться Ему, чтобы Он пришел во время Литургии, молиться Отцу ниспослать Святого Духа, чтобы Он преложил хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, молиться вместе с верующими в храме с непрестанным осознанием близости Иисуса Христа. Конечно, очень важно и разъяснение вопросов о Святой Троице и о Христе. Я пережил обе эти радости, я всегда переживал их вместе. Одно не может быть без другого. Когда я был в силах, всегда служил Литургию по воскресным и праздничным дням в ближайшем храме или там, куда меня приглашали.

К.Н.: Из всех людей, кого вы знали, кому вы больше всего обязаны?

О.Д.: Моим родителям. Они научили меня креститься и кланяться, не осуждать других, научили чистоте и смирению... они пробудили во мне желание проповедовать Христа.

К.Н.: Какую из ваших работ вы считаете наиболее значимой?

О.Д.: «Догматика», может быть, является наиболее полной, наиболее богатой. Многочисленные комментарии в «Добротолюбии» могут составить отдельную «Духовную догматику», но «Догматика» является наиболее систематичной.

К.Н.: Если бы у вас были силы снова сесть за письменный стол, что бы вы написали?

О.Д.: Я хотел бы подробно исследовать учение о Христе в Евангелиях, в посланиях апостола Павла, в других посланиях, у пророков... Хотел бы подробно изложить богатство и силу Его учения. Он - Свет, Который светит миру, Он нас обоживает, Он - безграничная любовь. Мы должны чувствовать Его любовь и Его богатство. Каждая молитва, если ею проникнуться, открывает нам многие тайны Христа.

К.Н.: Как вы думаете, благодаря каким направлениям или какому вкладу богословия Вашего Высокопреподобия ваши книги стали переводить на многие языки?

О.Д.: Я задел сердце европейских богословов тем, что представил Христа, идущего нам на встречу с любовью, я задел струны их чувств. Я не ограничился простым теоретическим изложением или представлением православия как простого христианского обряда среди многих других. Обряд - не просто некая форма. Если человек не обладает апостольским учением о Христе и апостольской Литургией, то он не имеет всего Христа. Обряд выражает веру: в церковных богослужениях мы выражаем свою веру во Христа с полной уверенностью, что Он присутствует. Когда мы говорим «Господи, помилуй», мы верим, что Он имеет великую милость к нам и чувствуем эту милость. Когда мы говорим «Святый Боже», мы чувствуем Его святость, которую обретаем и мы. Очень важно, чтобы все то, что мы говорим о Боге, касалось нашего сердца. Я  попытался выразить это присутствие Бога через благодать, через Его нетварные энергии, через Его жертву. Это особенно понравилось западным ученым, поскольку они отдалились от такого живого представления Христа... Однажды  ко мне пришел баптист, в руках у него была книга святителя Кирилла о благодати. Он сказал: «Мне нравится, что вы сделали акцент на Христе. У нас - только слова без содержания. А у вас я увидел содержание мысли святых отцов, вы размышляли о Христе и пытались задеть все струны нашего сердца». Думаю, это было...

К.Н.: Из всех святых отцов есть некоторые, которые вам особенно близки и дороги, с кем из них вы ощущаете некоторую внутреннюю схожесть?

О.Д.: Ни один святой отец не похож на другого, каждый из них привносит что-то новое. Мне очень нравится прп. Максим Исповедник, широта его взглядов, у него подробно изложено учение о Христе; нравится свт. Григорий Палама потому, что он представил тайну благодати, показал, что это нетварный Божий дар, а не тварный. Также нравится прп. Симеон Новый Богослов за глубокую поэтичность его записей о Христе, его поэзия проникает глубоко сердце...

К.Н.: Насколько тесной является, по-вашему, связь между верой и нацией?

О.Д.: Плохо, когда народ не имеет единой веры. Нет единства ни в чем. Я как-то получил анонимное письмо, в котором меня упрекают в том, что я слишком тесно связываю православие и нацию, утверждая, что нация должна бы быть второстепенна. Сначала нужно любить Бога, а потом нацию. Нация тоже Богом дана. Каждая нация по-своему воспринимает духовность, так же как и любой человек. Наша нация с самого начала была такой - православной, христианской. Нельзя отделить эти два аспекта, по крайней мере у нас...

К.Н.: Как вы думаете, дойдем ли мы когда-нибудь до объединения Церквей?

О.Д.: Сложно, если думать об Апокалипсисе... Сложно, потому что много эгоцентрических начинаний. Каждый должен ценить то, что находит в другом, и побольше брать у других. Не знаю, как все будет. Это очень сложный вопрос. Люди сотворены не только для собственного утверждения, а еще для того, чтобы дополнить друг друга; каждый должен привнести что-то свое, быть открытым к другим. Сложно!

К.Н.: К какому месту вы чувствуйте привязанность больше всего?

От. Д.С.: К моему селу - Влэдень. Оно очень сильно повлияло на меня. Взаимопонимание между людьми я вижу таким, каким оно было в моем родном селе; природу я вижу через призму этого благословенного места.

К.Н.: Чувствуете присутствие вашей жены рядом с вами[1]?

От. Д.С.: Часто чувствую, да! Мы прожили вместе долгую жизнь... она была хорошей, терпеливой...

К.Н.: Чего вы желаете себе больше всего сейчас?

От. Д.С.: Спастись, чтобы Бог не мучил меня слишком долго этим моим недугом и помог мне обрести спасение. Чтобы Он был всегда рядом...

Силою Креста Твоего спаси нас! Аминь!

 

Перевод - Ион Димитров



[1] Мария Станилоэ умерла в апреле 1993 года, за 5 месяцев до интервью.

http://www.bogoslov.ru/text/2894230.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Думитру Станилоэ
Все статьи Протоиерей Думитру Станилоэ
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22