Хранитель единства православной Родины

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Одессе прошли торжества в честь 20-летия пребывания на кафедре Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского. 

Нынешний год богат на «двадцатилетия». В 1992 году состоялся исторический  Харьковский Собор, участники которого в сложных условиях разгула радикального национализма отстояли украинскую каноническую Церковь, не позволили совершить ее захват анафемстванному Филарету Денисенко и такому же идейному перерожденцу Леониду Кравчуку.

В 1992 году прибыл на Украину избранный - впервые в истории - на кафедру Киевских митрополитов Блаженнейший Владимир.

В 1992 году Одесскую кафедру занял митрополит Агафангел. Это решение было принято Священным Синодом УПЦ МП вскоре после Харьковского Собора. Духовная жизнь Одессы, как и всей Украины начала 90-х, не могла не вызывать вполне обоснованной тревоги. Только-только воспрянув после десятилетий богоборчества, люди потянулись в храмы Божии. Кто-то, чтобы принять Таинство Крещения, а кто-то, чтобы вернуться к вере отцов и дедов. Церковь вновь обретала свободу во Христе. Но государство видело ее роль иначе.

Сегодня всем известен афоризм тогдашнего президента Кравчука: «Незалежной Украине - незалежну Цэркву». Да и руководитель  для нее был уже готов: потерпевший поражение на выборах Патриарха Московского и всея Руси Киевский митрополит Филарет (Денисенко). Придумав себе титул «патриарх Киевский и всея Руси-Украины», «предстоятель» Филарет был уверен, что при помощи президента Кравчука - крупного специалиста в области коммунистической идеологии украинского разлива, легко создаст под себя «украинскую незалежную церковь». Однако Харьковский Собор показал всю несбыточность раскольнических мечтаний и анафемстванного Филарета Денисенко, и партфункционера в кресле президента Украины Кравчука.

Конечно, мужество архиереев, участников Харьковского Собора, сродни подвигу исповедничества.  Но еще труднее было проводить решения этого Собора в жизнь на местах. На волне все более раскручиваемого внешними и внутренними силами украинского радикального национализма даже слово в защиту русского единства считалось преступлением против незалежной Украины  А тут Православная Церковь заявляет о своем единстве! Украинская Православная Церковь - неотделимая часть Русской Православной Церкви! Такое было просто немыслимо в условиях разгула украинского свидомизма!  Поэтому на местах, в епархиях, существовало где скрытое, а где и явное давление властей на каноническую Церковь. В то же время власти оказывали преференции раскольничьим, самосвятским и униатским общинам только потому, что они назвали себя украинскими.

В Одессе положение было не лучше. Однако православные, почувствовав, что их хотят лишить вновь обретенной Церкви, а соответственно и Веры, не сложили руки. Они собирали подписи под прошением к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси о переходе под его непосредственное управление, минуя национал-раскольничий Киев.

В то же время многие храмы Одесской и Измаильской епархии по-прежнему находились во владении совсем не церковных организаций, были осквернены. А те, что были открыты, давно требовали ремонта. Не хватало священников. Околоцерковное пространство начали заполнять секты, оккультисты и шарлатаны. Множество людей, жаждавших встречи с Богом, но не знавших пути к Нему, оказывались в их цепких руках... 

Вот в такой бурлящий страстями и полный нестроений регион и был направлен митрополит Агафангел. Православные одесситы, узнав о том, что он был участником Харьковского Собора, с особой духовной радостью приняли его.

Нелегко было Высокопреосвященнейшму Агафангелу начинать на новом месте. Но он сумел превозмочь все трудности и стал поистине духовным отцом, смог поднять упавший дух людей, восстановить святыни. При этом Одесский Митрополит оставался бескомпромиссным в вопросах сохранения чистоты Православия и единства с Русской Православной Церковью. Такая позиция вызывала уважение не только в Православном мире, но и среди руководителей других конфессий, а также политических деятелей. Но она же стала причиной, в прямом смысле этого слова, бешенства в рядах националистов у власти и в т.н. незалежных церквах, т.е. в среде раскольников-филаретовцев, самосвятов-автокефалов и униатов. Владыке Агафангелу угрожали, в том числе и физической расправой. В так называемой демократической прессе о нем распространяли отвратительные клеветнические измышления. Все разбивалось о крепость веры и чистоту помыслов  митрополита Агафангела.

Наконец, Филарет Денисенко личной персоной пытался усмирить православную Одессу. Но и его потуги были тщетны.

В Одессу привозили  отряды УНА-УНСО  из  Западных регионов.  Против них поднимался, без преувеличения, весь город. Люди отпрашивались с работы и учебы для того, чтобы собраться на Соборной площади возле восстанавливаемого Спасо-Преображенского кафедрального собора на молитвенное стояние, выставив по периметру мужчин для защиты духовенства и женщин от провокаций националистов. И Вера победила злобу и силу националистов...  

Так и стал Одесский кафедральный Спасо-Преображенский собор символом восстановления православной души нашего города под окормлением владыки Агафангела. Ведь от исторического здания, взорванного в 1936 году, не осталось ничего, кроме народного названия площади, на которой некогда стоял Собор.

 

 

Владыка Агафангел во время молебна в Одесском кафедральном Спасо-Преображенском соборе

Именно митрополит Агафангел смог по милости Божией сделать так, что любые одесские власти, вне зависимости от их религиозной принадлежности и политических предпочтений, помогали воссоздавать эту, казалось бы, навсегда утраченную святыню. Практически готовый собор неоднократно пытались захватить украинские националисты - известные  любители отбирать не принадлежащее им. Мотивировали они свое поведение тем, что теперь они хозяева Украины, раз Ющенко их президент. Но и эти нападки были отбиты православными одесситами при молитвенной поддержке владыки Агафангела.

Наконец, власть сменилась, и состоялось освящение Спасо-Преображенского кафедрального собора Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Это событие стало символом единства Русской Православной Церкви и ее неотделимой части - Украинской Православной Церкви.

В Спасо-Преображенсоком кафедральном соборе, кроме повседневных,  совершаются Богослужения по особо торжественным поводам. Безусловно, таковым стало и 20-летие пребывания Высокопреосвященнейшего Агафанела на Одесской кафедре. Огромный верхний храм не смог вместить всех желающих разделить торжество со своим владыкой. Для того, чтобы совершить Божественную Литургию в столь знаменательный день прибыли высокие гости: четырнадцать (!) архиереев, греческие клирики, сопровождающие ковчег со святыми мощами святителя Спиридона Тримифунтского, доставленными в город по благословению митрополита Агафангела с острова Корфу. И, конечно же, многочисленное духовенство Одесской епархии,  гости в священном сане и политики.

 

 

Жители Одессы пришли разделить торжество со своим Владыкой

По окончании Богослужения было сказано много искренних, сердечных слов в адрес владыки Агафангела. Но разве можно измерить словами подвижнический подвиг Высокопреосвященнейшего?

Под его неустанным руководством проводится широкая миссионерская деятельность по окормлению детских приютов, больниц и тюрем. В епархии действуют дома милосердия, реабилитационные центры. Владыка Агафангел следит, чтобы пастырское слово звучало в воинских частях, органах правопорядка, на радио- и в телеэфире. По инициативе митрополита Агафангела были прославлены в лике святых те, чья жизнь была связана с одесским краем, и теперь в церковных святцах отмечен новый праздник в честь Собора Одесских святых. По его благословению в Одессе  был построен первый студенческий храм Святой мученицы Татианы. И теперь молодые люди имеют возможность зайти в него и помолиться...

Владыка Агафангел обратился ко всем собравшимся с ответным архипастырским словом, в котором особо отметил: «Сегодня мы празднуем светлый праздник Покров Пресвятой Богородицы. В этот день полнота нашей Церкви собралась в духовном сердце Одессы, в этом величественном возрожденном Спасо-Преображенском кафедральном соборе, чтобы вознести благодарение Пречистой в день моего 20-летнего пребывания на Одесской земле. Радость наша и в том, что молились мы перед ковчегом с мощами святителя Спиридона Тримифунтского, другом святителя Николая, с которым они вместе защищали догматы Православной веры на I Вселенском Соборе. Я сердечно благодарю Предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего митрополита Владимира, который благословил владыку Иллариона представлять его на этих торжествах. Благодарю моего друга митрополита Иллариона, а также всех тех, кто сегодня прибыл сюда, чтобы поблагодарить Господа, Царицу Небесную, святителя Спиридона за все великие и богатые милости ко мне. Эти 20 лет были очень трудными. Но я всегда чувствовал помощь Божию, Покров Пречистой. И это помогало мне совершать свое святительское служение на благо всех одесситов. Немало сделано, но впереди еще много свершений. Верю, что и впредь мы будем вместе совершать труды во славу Божию».

 

 

Архипастырское слово Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского

http://odnarodyna.com.ua/node/10635

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ольга Кравец:
Все статьи автора
Последние комментарии
Пушкину лишить депутатского статуса и арестовать
Новый комментарий от Владимир Петрович
28.11.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Владимир Петрович
05.12.2019
Кто укажет Родниной её место?
Новый комментарий от Владимир Петрович
05.12.2019
«Святейший достойно совершил свое Патриаршее служение»
Новый комментарий от наталья чистякова
05.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Олег В.
04.12.2019
«Страшный червь ползёт по России»
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
02.12.2019
Очень запутанная история
Новый комментарий от Студент
04.12.2019