В праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Одессе прошли торжества в честь 20-летия пребывания на кафедре Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского.
Нынешний год богат на «двадцатилетия». В 1992 году состоялся исторический Харьковский Собор, участники которого в сложных условиях разгула радикального национализма отстояли украинскую каноническую Церковь, не позволили совершить ее захват анафемстванному Филарету Денисенко и такому же идейному перерожденцу Леониду Кравчуку.
В 1992 году прибыл на Украину избранный - впервые в истории - на кафедру Киевских митрополитов Блаженнейший Владимир.
В 1992 году Одесскую кафедру занял митрополит Агафангел. Это решение было принято Священным Синодом УПЦ МП вскоре после Харьковского Собора. Духовная жизнь Одессы, как и всей Украины начала 90-х, не могла не вызывать вполне обоснованной тревоги. Только-только воспрянув после десятилетий богоборчества, люди потянулись в храмы Божии. Кто-то, чтобы принять Таинство Крещения, а кто-то, чтобы вернуться к вере отцов и дедов. Церковь вновь обретала свободу во Христе. Но государство видело ее роль иначе.
Сегодня всем известен афоризм тогдашнего президента Кравчука: «Незалежной Украине - незалежну Цэркву». Да и руководитель для нее был уже готов: потерпевший поражение на выборах Патриарха Московского и всея Руси Киевский митрополит Филарет (Денисенко). Придумав себе титул «патриарх Киевский и всея Руси-Украины», «предстоятель» Филарет был уверен, что при помощи президента Кравчука - крупного специалиста в области коммунистической идеологии украинского разлива, легко создаст под себя «украинскую незалежную церковь». Однако Харьковский Собор показал всю несбыточность раскольнических мечтаний и анафемстванного Филарета Денисенко, и партфункционера в кресле президента Украины Кравчука.
Конечно, мужество архиереев, участников Харьковского Собора, сродни подвигу исповедничества. Но еще труднее было проводить решения этого Собора в жизнь на местах. На волне все более раскручиваемого внешними и внутренними силами украинского радикального национализма даже слово в защиту русского единства считалось преступлением против незалежной Украины А тут Православная Церковь заявляет о своем единстве! Украинская Православная Церковь - неотделимая часть Русской Православной Церкви! Такое было просто немыслимо в условиях разгула украинского свидомизма! Поэтому на местах, в епархиях, существовало где скрытое, а где и явное давление властей на каноническую Церковь. В то же время власти оказывали преференции раскольничьим, самосвятским и униатским общинам только потому, что они назвали себя украинскими.
В Одессе положение было не лучше. Однако православные, почувствовав, что их хотят лишить вновь обретенной Церкви, а соответственно и Веры, не сложили руки. Они собирали подписи под прошением к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси о переходе под его непосредственное управление, минуя национал-раскольничий Киев.
В то же время многие храмы Одесской и Измаильской епархии по-прежнему находились во владении совсем не церковных организаций, были осквернены. А те, что были открыты, давно требовали ремонта. Не хватало священников. Околоцерковное пространство начали заполнять секты, оккультисты и шарлатаны. Множество людей, жаждавших встречи с Богом, но не знавших пути к Нему, оказывались в их цепких руках...
Вот в такой бурлящий страстями и полный нестроений регион и был направлен митрополит Агафангел. Православные одесситы, узнав о том, что он был участником Харьковского Собора, с особой духовной радостью приняли его.
Нелегко было Высокопреосвященнейшму Агафангелу начинать на новом месте. Но он сумел превозмочь все трудности и стал поистине духовным отцом, смог поднять упавший дух людей, восстановить святыни. При этом Одесский Митрополит оставался бескомпромиссным в вопросах сохранения чистоты Православия и единства с Русской Православной Церковью. Такая позиция вызывала уважение не только в Православном мире, но и среди руководителей других конфессий, а также политических деятелей. Но она же стала причиной, в прямом смысле этого слова, бешенства в рядах националистов у власти и в т.н. незалежных церквах, т.е. в среде раскольников-филаретовцев, самосвятов-автокефалов и униатов. Владыке Агафангелу угрожали, в том числе и физической расправой. В так называемой демократической прессе о нем распространяли отвратительные клеветнические измышления. Все разбивалось о крепость веры и чистоту помыслов митрополита Агафангела.
Наконец, Филарет Денисенко личной персоной пытался усмирить православную Одессу. Но и его потуги были тщетны.
В Одессу привозили отряды УНА-УНСО из Западных регионов. Против них поднимался, без преувеличения, весь город. Люди отпрашивались с работы и учебы для того, чтобы собраться на Соборной площади возле восстанавливаемого Спасо-Преображенского кафедрального собора на молитвенное стояние, выставив по периметру мужчин для защиты духовенства и женщин от провокаций националистов. И Вера победила злобу и силу националистов...
Так и стал Одесский кафедральный Спасо-Преображенский собор символом восстановления православной души нашего города под окормлением владыки Агафангела. Ведь от исторического здания, взорванного в 1936 году, не осталось ничего, кроме народного названия площади, на которой некогда стоял Собор.
Владыка Агафангел во время молебна в Одесском кафедральном Спасо-Преображенском соборе
Именно митрополит Агафангел смог по милости Божией сделать так, что любые одесские власти, вне зависимости от их религиозной принадлежности и политических предпочтений, помогали воссоздавать эту, казалось бы, навсегда утраченную святыню. Практически готовый собор неоднократно пытались захватить украинские националисты - известные любители отбирать не принадлежащее им. Мотивировали они свое поведение тем, что теперь они хозяева Украины, раз Ющенко их президент. Но и эти нападки были отбиты православными одесситами при молитвенной поддержке владыки Агафангела.
Наконец, власть сменилась, и состоялось освящение Спасо-Преображенского кафедрального собора Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Это событие стало символом единства Русской Православной Церкви и ее неотделимой части - Украинской Православной Церкви.
В Спасо-Преображенсоком кафедральном соборе, кроме повседневных, совершаются Богослужения по особо торжественным поводам. Безусловно, таковым стало и 20-летие пребывания Высокопреосвященнейшего Агафанела на Одесской кафедре. Огромный верхний храм не смог вместить всех желающих разделить торжество со своим владыкой. Для того, чтобы совершить Божественную Литургию в столь знаменательный день прибыли высокие гости: четырнадцать (!) архиереев, греческие клирики, сопровождающие ковчег со святыми мощами святителя Спиридона Тримифунтского, доставленными в город по благословению митрополита Агафангела с острова Корфу. И, конечно же, многочисленное духовенство Одесской епархии, гости в священном сане и политики.
Жители Одессы пришли разделить торжество со своим Владыкой
По окончании Богослужения было сказано много искренних, сердечных слов в адрес владыки Агафангела. Но разве можно измерить словами подвижнический подвиг Высокопреосвященнейшего?
Под его неустанным руководством проводится широкая миссионерская деятельность по окормлению детских приютов, больниц и тюрем. В епархии действуют дома милосердия, реабилитационные центры. Владыка Агафангел следит, чтобы пастырское слово звучало в воинских частях, органах правопорядка, на радио- и в телеэфире. По инициативе митрополита Агафангела были прославлены в лике святых те, чья жизнь была связана с одесским краем, и теперь в церковных святцах отмечен новый праздник в честь Собора Одесских святых. По его благословению в Одессе был построен первый студенческий храм Святой мученицы Татианы. И теперь молодые люди имеют возможность зайти в него и помолиться...
Владыка Агафангел обратился ко всем собравшимся с ответным архипастырским словом, в котором особо отметил: «Сегодня мы празднуем светлый праздник Покров Пресвятой Богородицы. В этот день полнота нашей Церкви собралась в духовном сердце Одессы, в этом величественном возрожденном Спасо-Преображенском кафедральном соборе, чтобы вознести благодарение Пречистой в день моего 20-летнего пребывания на Одесской земле. Радость наша и в том, что молились мы перед ковчегом с мощами святителя Спиридона Тримифунтского, другом святителя Николая, с которым они вместе защищали догматы Православной веры на I Вселенском Соборе. Я сердечно благодарю Предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего митрополита Владимира, который благословил владыку Иллариона представлять его на этих торжествах. Благодарю моего друга митрополита Иллариона, а также всех тех, кто сегодня прибыл сюда, чтобы поблагодарить Господа, Царицу Небесную, святителя Спиридона за все великие и богатые милости ко мне. Эти 20 лет были очень трудными. Но я всегда чувствовал помощь Божию, Покров Пречистой. И это помогало мне совершать свое святительское служение на благо всех одесситов. Немало сделано, но впереди еще много свершений. Верю, что и впредь мы будем вместе совершать труды во славу Божию».
Архипастырское слово Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского