Украинофильский вклад в польское дело

0
270
Время на чтение 7 минут
 

Кем были украинофилы XIX века и каким политическим смыслом было наполнено украинофильское движение тех лет? Официальная украинская историография твердит, будто украинофилы - это такие себе патриоты всего украинского, т.е. своего, родного. А ещё украинофильство - это нечто отдельное от малороссийства, причём эталоном считается первое, а не второе, хотя это «первое» и появилось на малороссийских землях позже «второго».

Своего пика украинофильское движение достигло в 1860-е годы, когда наблюдался всплеск интереса к украинской культуре и истории среди местной интеллигенции. Это движение получило наименование хлопоманства, и среди его поклонников было немало украинских поляков (Владимир Антонович, Тадей Рыльский и др.). Хлопоманы отвергали обвинения в сепаратизме, подчёркивая, что заботятся больше о народном образовании в духе, свойственном украинскому крестьянству. Если это и было так, то только отчасти.

В современной украинской историографии движение хлопоманства оценивается положительно как первые, предельно чёткие и относительно массовые проявления украинского национального движения XIX  века. Любая критика в адрес этого движения, в т.ч. из уст общественных деятелей и историков малороссийского происхождения, воспринимается негативно.

По иронии судьбы  расцвет украинофильства и польское Январское восстание 1863 года совпали по времени. В 2013 году в Польше будут отмечать 150-летие этой траурной, как считают поляки, даты. Но уже сейчас заметны приготовления к массированному идеологическому наступлению на идею Русского мира, где в качестве «информационного лома» используется юбилей Январского восстания.

Напомню, тогда, 150 лет назад, поляки подняли восстание не только на этнических польских территориях, но и на «кресах всходних» - в Белоруссии и Малороссии, где большинство населения исповедовало православие. К социально-политическому взрыву, каковым был этот мятеж, дело шло не один год. Царские власти проявляли странную апатию и снисходительность к возмутителям спокойствия, а поляки становились всё напористее. Дошло до откровенных дерзостей, когда польская аристократия обратилась к российскому двору с настоятельной просьбой присоединить Белоруссию, Украину и Литву к Польше! Что было потом, хорошо известно. Мятежники были разгромлены, а их расчёты на заграничных соучастников антироссийского бунта (Лондон, Париж, Ватикан) не оправдались. Как не оправдались и расчёты приобщить к антироссийским выступлениям белорусское и малороссийское крестьянство, державшееся твёрдо своих русских корней.

Однако украинофилов поляки рассматривали как своих вольных или невольных союзников. Ведь те пропагандировали идею двух русских народов (великороссы + малороссы). Господа Костомаров & Co, отличаясь поразительным политическим недомыслием, наивно утверждали, что абсолютизация малороссийских отличий никогда не сможет привести к обособлению малороссов от остальной России («едва ли бы такая мысль могла найти себе долговременное пребывание в голове, не нуждающейся в помощи психиатра»). Тех, кто сомневался в этом, они записывали в ретрограды и имперские мракобесы.

Идея о двух русских народах понравилась полякам. Они и сами пропагандировали нечто подобное задолго до восстания 1863 года. Политическая слепота ранних украинофилов была для них подарком судьбы.  Поляки начали активно вживляться в украинофильское движение.  На Западе уже вызывала  неподдельный интерес теория Франтишека Духинского, что «москали» - это туранское племя, враждебное идее славянского польско-украинского единения. Паулин Свенцицкий, автор режущего на тот момент слух термина «украино-русский», уже издавал ежемесячник «Село. Коллективное издание, посвящённое народным украинско-русским делам», и  впервые опубликовал гимн «Ще не вмерла Україна» (точная калька с польского гимна «Jeszcze Polska nie zginela»). В Галиции местные поляки намеренно переодевались в украинские одежды и распевали на улицах этот гимн, о чём сегодня с гордостью сообщает «Курьер Галицийский» (западно-украинская польская газета), публикуя польские грамоты времён Январского восстания, где на гербах красуется надпись «Украина-Русь», соседствующая с польскими национальными символами.

В 1840-х появилось странное издание «Dnewnik Ruskij» («Русский дневник»), выходившее преимущественно на латинице. Издатель - основанное поляками украинофильское общество «Ruskij Sobor» («Русский собор»). Этот «собор» должен был выступить противовесом малороссийству, поэтому в «Русском дневнике» печатались антироссийские статейки, воспевались подвиги Мазепы и Выговского, осыпался похвалами «отец украинофильства» Н. Костомаров, пропагандировалась идея польско-украинского братства, скреплённого будто бы веками (утверждалось, что Польша и Украина будут «как две сестры родные сиять на горизонте политики европейской»).  Распространение фальшивых писем, выступления от имени всего малороссийского народа - такова была тактика «Русского собора», в составе которого, кроме множества поляков, находились и известные украинофилы. Один из них - Иван Вагилевич, до того увлёкся всем нерусским, что сначала переметнулся из галицко-русского лагеря к полякам, а потом и вовсе перешёл в протестантство, отрекшись от православия.

Тогда же в польской литературе сложилась особая «украинская школа» (Юзеф Залесский, Томаш Падурра, Северин Гощинский и др.), воспевавшая украинские пейзажи и казачество, а один из самых знаменитых участников восстания 1863 года, Зигмунт Сераковский, называл себя «украинцем с правого берега Днепра», хотя на самом деле был поляком до мозга костей. Все эти эстетические порывы польской интеллигенции укладывались в узкое ложе чаяний польской элиты на западнорусских землях, а украинофильство служило лишь прикрытием и маской. Людвик Мерославский, один из лидеров восстания, называл украинцев «полурусскими, полуполяками», и  украинскому обособлению придавал исключительно пропольский смысл, не забывая отметить, что если обособиться вздумают и украинцы на территории Польши, они буду покараны за государственную измену.

Опасность польского вмешательства в украинофильские дела чутко уловил знаменитый в ту эпоху политический публицист Михаил Катков. В громкой статье «Совпадение интересов украинофилов с польскими интересами» (её он начинает словами «Интрига, везде интрига, коварная иезуитская интрига, иезуитская и по своему происхождению, и по своему характеру!») М. Катков писал: «Польские публицисты с бесстыдной наглостью начали доказывать Европе, что русская народность есть призрак, что Юго-Западная Русь не имеет ничего общего с остальным народом русским и что она по своим племенным особенностям гораздо более тяготеет к Польше. На это грубейшее искажение истории наша литература, к стыду своему, отозвалась тем же учением о каких-то двух русских народностях и двух русских языках. Возмутительный и нелепый софизм! Как будто возможны две русские народности и два русских языка, как будто возможны две французские народности и два французских языка!»

Европа того времени дробиться на осколки не собиралась. Объединялась Италия, объединялись германские княжества. Среди польских мятежников были ветераны походов Гарибальди, которые перенесли свой боевой опыт на Белоруссию и Малороссию. И в этот самый момент на сцене появляются наши украинофилы, поддакивая польским тезисам о двух русских народах. «Грустная судьба постигает эти украинофильские стремления! Они точь-в-точь совпадают с враждебными русской народности польскими интересами и распоряжениями австрийского правительства», - отмечает М. Катков.

Тогда же «по украинским селам начали появляться, в бараньих шапках, усердные распространители малороссийской грамотности и заводить малороссийские школы, в противность усилиям местного духовенства, которое вместе с крестьянами не знало, как отбиться от этих непрошеных "просветителей"».

Примечательно, что и сегодня польские средства массовой информации повествуют о будто бы общем освободительном порыве поляков, белорусов и украинцев в ходе Январского восстания. Чаще всего упоминается Андрей Потебня, брат знаменитого лингвиста Александра Потебни. Андрей Потебня переметнулся к полякам и был убит в одном из сражений. Сегодня его имя используется как символ единения поляков и украинцев в борьбе против ненавистной России. Но умалчивают о том, что таких, как Андрей Потебня, было меньшинство (некоторые источники указывают, что общее число великороссов, малороссов и белорусов в рядах повстанцев не превышало и 500 человек), и об отношении его брата Александра, гениального филолога, к выделению из языка общерусского языка  украинского. Александр Потебня, чьё имя носит сегодня Институт языкознания НАН Украины, был приверженцем всерусского политического и культурного единства. По убеждениям он был панрусистом и призывал не вкладывать в народные говоры того, что не вкладывает в них сам народ. Но украинофилы, подыгрывая полякам, как раз и занимались тем, что вкладывали в малорусское наречие тот смысл, который там изначально не присутствовал.

Профессор Пражского университета Любор Нидерле, родившийся через год после разгрома польского мятежа, утверждал в «Славянских древностях»: «Очень многое общее связывает друг с другом части народа русского, и совершает грех и перед собою, и перед славянством тот, кто насильственно разбивает созданное веками, вместо того чтобы совместными усилиями создать один, из свободных частей состоящий, народ русский и одну государственность». Так о каком оправданном культурно-политическом обособлении малороссов может быть речь?

Справедливости ради отметим, что не все украинофилы симпатизировали полякам. Тот же В. Антоневич, даром что сам поляк, от участия в восстании 1863 года наотрез отказался. Но этот поступок не изменил в корне расстановку акцентов: поляки по-прежнему видели в украинстве элемент внутреннего раскола единой русской нации и подпитывали его как могли. Как указывал М. Катков, поляки «великодушно отрекутся от собственной народности в пользу украинской, и отрекутся тем охотнее, что украинской народности не существует, а существует только возможность произвести в русском народе брожение».

«Русь не русская видится мне диковинкою, как если бы родился человек с рыбьим хвостом или с собачьей головой». Эти слова принадлежат Григорию Сковороде и полностью описывают противоречивую внутреннюю природу русофобского украинства - существа с рыбьим хвостом и собачьей головой.

http://odnarodyna.com.ua/node/10600

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Александрович Гулевич
Греция и американо-польский проект «Троеморье»
Амбиции Варшавы подрывают региональную стабильность и сужают перспективы развития связей европейских государств с Китаем
11.09.2023
Интересам Польши отвечает, чтобы российские танки остановились на Днепре
Польша навязывает Украине идеологию январского мятежа 1863 года
14.01.2023
Все статьи Владислав Александрович Гулевич
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22