Украинофильский вклад в польское дело

0
270
Время на чтение 7 минут
 

Кем были украинофилы XIX века и каким политическим смыслом было наполнено украинофильское движение тех лет? Официальная украинская историография твердит, будто украинофилы - это такие себе патриоты всего украинского, т.е. своего, родного. А ещё украинофильство - это нечто отдельное от малороссийства, причём эталоном считается первое, а не второе, хотя это «первое» и появилось на малороссийских землях позже «второго».

Своего пика украинофильское движение достигло в 1860-е годы, когда наблюдался всплеск интереса к украинской культуре и истории среди местной интеллигенции. Это движение получило наименование хлопоманства, и среди его поклонников было немало украинских поляков (Владимир Антонович, Тадей Рыльский и др.). Хлопоманы отвергали обвинения в сепаратизме, подчёркивая, что заботятся больше о народном образовании в духе, свойственном украинскому крестьянству. Если это и было так, то только отчасти.

В современной украинской историографии движение хлопоманства оценивается положительно как первые, предельно чёткие и относительно массовые проявления украинского национального движения XIX  века. Любая критика в адрес этого движения, в т.ч. из уст общественных деятелей и историков малороссийского происхождения, воспринимается негативно.

По иронии судьбы  расцвет украинофильства и польское Январское восстание 1863 года совпали по времени. В 2013 году в Польше будут отмечать 150-летие этой траурной, как считают поляки, даты. Но уже сейчас заметны приготовления к массированному идеологическому наступлению на идею Русского мира, где в качестве «информационного лома» используется юбилей Январского восстания.

Напомню, тогда, 150 лет назад, поляки подняли восстание не только на этнических польских территориях, но и на «кресах всходних» - в Белоруссии и Малороссии, где большинство населения исповедовало православие. К социально-политическому взрыву, каковым был этот мятеж, дело шло не один год. Царские власти проявляли странную апатию и снисходительность к возмутителям спокойствия, а поляки становились всё напористее. Дошло до откровенных дерзостей, когда польская аристократия обратилась к российскому двору с настоятельной просьбой присоединить Белоруссию, Украину и Литву к Польше! Что было потом, хорошо известно. Мятежники были разгромлены, а их расчёты на заграничных соучастников антироссийского бунта (Лондон, Париж, Ватикан) не оправдались. Как не оправдались и расчёты приобщить к антироссийским выступлениям белорусское и малороссийское крестьянство, державшееся твёрдо своих русских корней.

Однако украинофилов поляки рассматривали как своих вольных или невольных союзников. Ведь те пропагандировали идею двух русских народов (великороссы + малороссы). Господа Костомаров & Co, отличаясь поразительным политическим недомыслием, наивно утверждали, что абсолютизация малороссийских отличий никогда не сможет привести к обособлению малороссов от остальной России («едва ли бы такая мысль могла найти себе долговременное пребывание в голове, не нуждающейся в помощи психиатра»). Тех, кто сомневался в этом, они записывали в ретрограды и имперские мракобесы.

Идея о двух русских народах понравилась полякам. Они и сами пропагандировали нечто подобное задолго до восстания 1863 года. Политическая слепота ранних украинофилов была для них подарком судьбы.  Поляки начали активно вживляться в украинофильское движение.  На Западе уже вызывала  неподдельный интерес теория Франтишека Духинского, что «москали» - это туранское племя, враждебное идее славянского польско-украинского единения. Паулин Свенцицкий, автор режущего на тот момент слух термина «украино-русский», уже издавал ежемесячник «Село. Коллективное издание, посвящённое народным украинско-русским делам», и  впервые опубликовал гимн «Ще не вмерла Україна» (точная калька с польского гимна «Jeszcze Polska nie zginela»). В Галиции местные поляки намеренно переодевались в украинские одежды и распевали на улицах этот гимн, о чём сегодня с гордостью сообщает «Курьер Галицийский» (западно-украинская польская газета), публикуя польские грамоты времён Январского восстания, где на гербах красуется надпись «Украина-Русь», соседствующая с польскими национальными символами.

В 1840-х появилось странное издание «Dnewnik Ruskij» («Русский дневник»), выходившее преимущественно на латинице. Издатель - основанное поляками украинофильское общество «Ruskij Sobor» («Русский собор»). Этот «собор» должен был выступить противовесом малороссийству, поэтому в «Русском дневнике» печатались антироссийские статейки, воспевались подвиги Мазепы и Выговского, осыпался похвалами «отец украинофильства» Н. Костомаров, пропагандировалась идея польско-украинского братства, скреплённого будто бы веками (утверждалось, что Польша и Украина будут «как две сестры родные сиять на горизонте политики европейской»).  Распространение фальшивых писем, выступления от имени всего малороссийского народа - такова была тактика «Русского собора», в составе которого, кроме множества поляков, находились и известные украинофилы. Один из них - Иван Вагилевич, до того увлёкся всем нерусским, что сначала переметнулся из галицко-русского лагеря к полякам, а потом и вовсе перешёл в протестантство, отрекшись от православия.

Тогда же в польской литературе сложилась особая «украинская школа» (Юзеф Залесский, Томаш Падурра, Северин Гощинский и др.), воспевавшая украинские пейзажи и казачество, а один из самых знаменитых участников восстания 1863 года, Зигмунт Сераковский, называл себя «украинцем с правого берега Днепра», хотя на самом деле был поляком до мозга костей. Все эти эстетические порывы польской интеллигенции укладывались в узкое ложе чаяний польской элиты на западнорусских землях, а украинофильство служило лишь прикрытием и маской. Людвик Мерославский, один из лидеров восстания, называл украинцев «полурусскими, полуполяками», и  украинскому обособлению придавал исключительно пропольский смысл, не забывая отметить, что если обособиться вздумают и украинцы на территории Польши, они буду покараны за государственную измену.

Опасность польского вмешательства в украинофильские дела чутко уловил знаменитый в ту эпоху политический публицист Михаил Катков. В громкой статье «Совпадение интересов украинофилов с польскими интересами» (её он начинает словами «Интрига, везде интрига, коварная иезуитская интрига, иезуитская и по своему происхождению, и по своему характеру!») М. Катков писал: «Польские публицисты с бесстыдной наглостью начали доказывать Европе, что русская народность есть призрак, что Юго-Западная Русь не имеет ничего общего с остальным народом русским и что она по своим племенным особенностям гораздо более тяготеет к Польше. На это грубейшее искажение истории наша литература, к стыду своему, отозвалась тем же учением о каких-то двух русских народностях и двух русских языках. Возмутительный и нелепый софизм! Как будто возможны две русские народности и два русских языка, как будто возможны две французские народности и два французских языка!»

Европа того времени дробиться на осколки не собиралась. Объединялась Италия, объединялись германские княжества. Среди польских мятежников были ветераны походов Гарибальди, которые перенесли свой боевой опыт на Белоруссию и Малороссию. И в этот самый момент на сцене появляются наши украинофилы, поддакивая польским тезисам о двух русских народах. «Грустная судьба постигает эти украинофильские стремления! Они точь-в-точь совпадают с враждебными русской народности польскими интересами и распоряжениями австрийского правительства», - отмечает М. Катков.

Тогда же «по украинским селам начали появляться, в бараньих шапках, усердные распространители малороссийской грамотности и заводить малороссийские школы, в противность усилиям местного духовенства, которое вместе с крестьянами не знало, как отбиться от этих непрошеных "просветителей"».

Примечательно, что и сегодня польские средства массовой информации повествуют о будто бы общем освободительном порыве поляков, белорусов и украинцев в ходе Январского восстания. Чаще всего упоминается Андрей Потебня, брат знаменитого лингвиста Александра Потебни. Андрей Потебня переметнулся к полякам и был убит в одном из сражений. Сегодня его имя используется как символ единения поляков и украинцев в борьбе против ненавистной России. Но умалчивают о том, что таких, как Андрей Потебня, было меньшинство (некоторые источники указывают, что общее число великороссов, малороссов и белорусов в рядах повстанцев не превышало и 500 человек), и об отношении его брата Александра, гениального филолога, к выделению из языка общерусского языка  украинского. Александр Потебня, чьё имя носит сегодня Институт языкознания НАН Украины, был приверженцем всерусского политического и культурного единства. По убеждениям он был панрусистом и призывал не вкладывать в народные говоры того, что не вкладывает в них сам народ. Но украинофилы, подыгрывая полякам, как раз и занимались тем, что вкладывали в малорусское наречие тот смысл, который там изначально не присутствовал.

Профессор Пражского университета Любор Нидерле, родившийся через год после разгрома польского мятежа, утверждал в «Славянских древностях»: «Очень многое общее связывает друг с другом части народа русского, и совершает грех и перед собою, и перед славянством тот, кто насильственно разбивает созданное веками, вместо того чтобы совместными усилиями создать один, из свободных частей состоящий, народ русский и одну государственность». Так о каком оправданном культурно-политическом обособлении малороссов может быть речь?

Справедливости ради отметим, что не все украинофилы симпатизировали полякам. Тот же В. Антоневич, даром что сам поляк, от участия в восстании 1863 года наотрез отказался. Но этот поступок не изменил в корне расстановку акцентов: поляки по-прежнему видели в украинстве элемент внутреннего раскола единой русской нации и подпитывали его как могли. Как указывал М. Катков, поляки «великодушно отрекутся от собственной народности в пользу украинской, и отрекутся тем охотнее, что украинской народности не существует, а существует только возможность произвести в русском народе брожение».

«Русь не русская видится мне диковинкою, как если бы родился человек с рыбьим хвостом или с собачьей головой». Эти слова принадлежат Григорию Сковороде и полностью описывают противоречивую внутреннюю природу русофобского украинства - существа с рыбьим хвостом и собачьей головой.

http://odnarodyna.com.ua/node/10600

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Александрович Гулевич
Греция и американо-польский проект «Троеморье»
Амбиции Варшавы подрывают региональную стабильность и сужают перспективы развития связей европейских государств с Китаем
11.09.2023
Интересам Польши отвечает, чтобы российские танки остановились на Днепре
Польша навязывает Украине идеологию январского мятежа 1863 года
14.01.2023
Все статьи Владислав Александрович Гулевич
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22