Мирно и с достоинством

Новости Москвы 
0
185
Время на чтение 6 минут

Недавно прозвучали очень важные слова Патриарха, которые задают линию того, как нам следует вести себя перед лицом продолжающихся кощунственных провокаций. Это слова, которых ждали. Выступая на заседании Высшего Церковного Совета, Патриарх сказал, в частности, следующее:

«Достоинство человека предполагает уважение к его святыням, к памяти родных и близких, к истории его народа. Православный человек не будет глумиться над символами иных религий не потому, что они святы для него, а потому, что это оскорбительно для человека, придерживающегося таковых убеждений. Но подобного мы вправе ожидать и от всех наших соотечественников, верующих и неверующих.

Если же эту черту кто-то переступает - он ставит себя вне общества. Подобный разумный и справедливый подход призвано поддерживать не только само общество во имя самосохранения и общего благополучия, но и государство.

Конечно, это непростая задача, потому что спонтанная реакция на оскорбление с одной стороны, хотя и в редких случаях, но тем не менее сопровождается оскорблениями и с другой стороны. Православным людям нужно научиться с достоинством отстаивать свои гражданские права и защищать свои религиозные чувства».

Провокаторы отнюдь не собираются успокаиваться - недавно в блоге скандального галериста Марата Гельмана появилось объявление о запланированной на 18 октября в Москве в галерее Fotoflot выставке «фотохудожника» Пеэтера Лауритса. Судя по репродукции, размещенной в этом блоге, на ней будет выставлена постановочная фотография под названием «The Final Snack» (последняя закуска), представляющая одно из наиболее почитаемых евангельских событий - Тайную Вечерю, как собрание пьяных до потери сознания бомжей, сидящих за столом (двое валяются под ним), заваленным пустыми бутылками и мусором.

Как христианину реагировать на это? Есть два неправильных ответа - и слова Патриарха показывают нам, как избежать обеих. Но сначала рассмотрим, в чем они состоят.

Некоторые предлагают просто отмахнуться, предоставив Гельману и иным какаторам (не художниками же их называть, самом деле) и дальше делать то, что ни хотят.

В учебниках по логике приводится такой риторический приём как «аргумент от тошноты» (argumentum ad nauseam), когда тезис повторяется до тех пор, пока противная сторона не теряет интерес к его оспариванию.  Вас уже тошнит от всех этих «узниц совести», «актуальных художников», наглой и беспардонной лжи в глаза «а мы тут не хотели напасть на веру, это у нас такое искусство»? Вам хочется просто отмахнуться, не смотреть в эту сторону, не чувствовать этого запаха? В этом и состояла их цель - чтобы Вы согласились, замолчали (молчание в этой ситуации - знак согласия), и приняли их притязания решать, что правильно и неправильно, допустимо и недопустимо в публичном пространстве. Кроткие, миролюбивые, деликатные люди не любят скандалов и громких препирательств. Они скорее отойдут в сторону, оставив поле боя за хамами и скандалистами. А им того и надо.

Но мы не имеем права сдавать это поле боя. И дело не в чувствах. Вообще с выражением «оскорбление религиозных чувств» происходит определённая путаница. «Оскорбление чувств» интерпретируется как «причинение эмоционального дискомфорта», некоторые христиане начинают жутко смущаться - ведь нам заповедано кротко сносить обиды, как же нам выступать против? Позвольте объяснить разницу.

Если Вас назвали лягушкой и земляным червяком, жирным (или тощим) уродом, ослом, козлом и косолапым мишкой - Вам причинили эмоциональный дискомфорт. В этой ситуации Вам стоит вспомнить, что Ваше достоинство определяется отнюдь не Вашими оскорбителями, а Богом, который сотворил и искупил Вас, и махнуть на оскорбителя рукой. Если лягушкой и червяком назвали Вашего ближнего, Вам могли не причинить никакого огорчения, но Вы обязаны это оспорить - людей нельзя так называть. Оскорбление святынь - это не оскорбление лично Вас; это оскорбление Ваших ближних. Подставлять, в ответ на удар, свою щеку - признак святости; подставлять чужие щеки - признак чего-то совсем другого.

Но есть еще две, более существенные причины, по которым сдавать поле боя нельзя. Приведу пример. В романе К.С.Льюиса "Мерзейшая мощь" главного героя, Марка, соблазняют вступить в "избранный круг" дьяволопоклонников, и проводят его через "курс объективности", на одном из этапов которого ему предлагают топтать Распятие, чтобы освободиться от подсознательной "подавленности" христианством. К счастью, Марк, до того послушный, на этот раз отказывается, и планы злодеев срываются.

Но планы эти очевидны - разрушить в человеке хотя бы смутное чувство святыни и максимально затруднить ему возвращение к Богу. И вот в наше время люди, называющие себя "актуальными художниками", прописывают согражданам такой вот "курс объективности". Нас не заставляют лично топтать Распятие; от нас просто требуют согласиться, что топтать Распятие - можно. Имеют полное право. Законное проявление свободы самовыражения. Подпишитесь.

Второе, на что хочется обратить внимание - это на то, что отступив с этого поля, мы очень скоро обнаружим, что нам некуда отступать вообще. Если Вы увидите над Кремлём флаг иностранного государства, это, возможно, глубоко огорчит Ваши патриотические чувства. Но дело не в чувствах - дело в том, что этот флаг знаменует, что отныне Вы находитесь под властью этого государства и именно оно будет решать, что Вам можно и чего нельзя в вашем доме и в вашем храме. Вы не можете просто отвернуться от какаторов - скоро Вам некуда будет отворачиваться. Они прямым текстом настаивают на своем праве приходить в Церкви и бесчинствовать там. Вот что сказала в интервью, под аплодисменты публики, недавно освобождённая Екатерина Самуцевич, (одна из участниц панк-группы): «Вы бы повторили эту акцию ровно так же, как она прошла, или что-то изменили? Екатерина Самуцевич: Повторили, естественно». Думать, что если не обращать внимания, отворачиваться, проходить мимо, проблема как-то рассосётся само собой - крайне наивно.

Мы не должны занимать пассивной, отсутствующей позиции. Но есть другая ошибка, против которой тоже предостерегает нас Патриарх. Нередко православные люди, столкнувшись с намеренными и тяжкими оскорблениями веры, с наглым и вызывающим отказом такие оскорбления прекратить, с твёрдым намерением не только продолжать в том же духе, но и объявить такое поведение «правом», которое все остальные «обязаны уважать», приходят в растерянность, и, далее, в сильное раздражение, начинают грозить безобразникам кострами и колами. Такие угрозы совершенно неосуществимы, но люди сильно раздраженные со стороны выглядят довольно отталкивающе.

Провокаторам того только и надо - поднимается истошный крик «убивают-убивают!», мол, страшные православные мракобесы вот-вот всех сожгут на кострах. Иногда горячие, но нерассудительные православные активисты  входят с безобразниками в прямые столкновения, происходит отвратительный шум и драка, каковое соблазнительное безобразие снимается десятками камер и тут же тиражируется в интернете. Это очень плохо, и Писание не зря заповедует нам «Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло (Пс.36:8)»

Как сказал Патриарх, «Православным людям нужно научиться с достоинством отстаивать свои гражданские права и защищать свои религиозные чувства». Нам надо научиться действовать как разумные и ответственные граждане, не поддаваться спонтанным выплескам эмоций, а действовать спокойно, обдуманно, последовательно. Мы - полноправные граждане, мы здесь у себя дома, у нас есть права и законные возможности для того, чтобы остановить кощунников. Более того, единственное преимущество, которое есть у тех, кто глумится над нашей верой - это безмерная наглость, полное отсутствие смущения или каких-либо представлений о приличиях. У них нет ничего похожего на народную поддержку и у нас нет оснований полагать, что их поддерживает власть. Церковь допускает «обращение в установленном законом порядке к органам государственной власти для разрешения конфликта, а также для пресечения и наказания действий, направленных на осквернение религиозных символов и на оскорбление чувств верующих, если таковые носят противозаконный характер». Да, в некоторых социальных кругах любое обращение к власти считается недопустимым; но благочестивому человеку нечего делать в этих кругах. Как граждане мы не только можем, но и должны осуществлять наши законные права, обращаясь к властям с требованием исполнить их прямые обязанности - пресекать провокации и поддерживать общественный мир. Принятие законодательных мер к усилению ответственности за оскорбление чувств верующих создаст все необходимые возможности для того, чтобы действовать мирно и законно.

http://www.radonezh.ru/analytic/17051.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06