Слово - очень важный, по-своему уникальный
инструмент. Настолько уникальный, что святые отцы нередко
- по праву обладания им - именовали человека
не как-то иначе, а «существом словесным».
Несовершенный, безусловно, инструмент, поскольку есть
вещи, переживания, истины, которых посредством слова
вполне не выразишь, все равно недосказанность, неясность
останется. В особенности это касается жизни духовной
- неслучайно преподобный Исаак Сирин писал о том,
что «словеса - орудия мира сего», в то
время как «молчание - таинство будущего
века».
|
Отец Серафим в скиту Кавсокаливии. Фото: Трейвис Дав / National Geographic |
И,
тем не менее, дар слова крайне важен. И не только как
возможность общения друг с другом, возможность передать
опыт или рассказать о пережитом. В слова ведь облекаем
мы и свою молитву, свое обращение к Богу. Есть,
конечно, и молитва без слов, о которой, в частности,
святитель Феофан Затворник пишет, но она без труда в
молитве словесной, как правило, не рождается в нашем
сердце. И вот причина, почему нужно быть со словом как
можно осторожней - чтобы настройки этого
инструмента не нарушились, не сбились. Когда говоришь
много, не думая о том, точно ли все так, как ты
говоришь, когда говоришь на ходу, скоро, не
задумываясь, когда допускаешь лукавство и ложь, когда,
наконец, говоря, не помышляешь о Боге, то меняется
отношение к слову. Причем не у окружающих тебя только
людей, а у тебя самого. И ты уже произносимое тобой не
воспринимаешь всерьез, глубоко - не то, что как
истину. Слова утрачивают свою значительность,
весомость, так - скачут, как мячики для
пинг-понга... И как же тогда молиться? Ведь ты и
слова молитв, исходящие из твоих уст, точно так же
всерьез, глубоко, как истину воспринять не можешь.
Оттого и случается столь часто, что молишься и...
сам себя не слышишь или - самому себе не веришь.
И закончив свое правило, даже сказать подчас не сможешь
- о чем Господа просил, зачем Его беспокоил. И
сердцу не открывается глубина молитвенных воззваний, и
сердце не отрывается для Бога... И виной тому
- отношение к слову. Хотя, не к слову, конечно,
только, но и к жизни всей.
Чтобы научиться правильно говорить, крайне важно
научиться... молчать. В молчании накапливает человек
ту внутреннюю энергию, которая наполняет затем слово,
делает его сильным, полновесным. В молчании рождаются те
мысли, которые, не будучи высказаны сразу, наскоро,
обретают подлинную значимость и глубину. А лишнее
отсеивается, потому что когда познает человек покой и
пользу молчания, то уже не решается нарушать его просто
так, ради каких-то пустяков. И сбывается известная
пословица, утверждающая, что «слово - серебро,
а молчание - золото». Впрочем, слово, из среды
молчания изшедшее, тоже нередко бывает золотым.
http://www.pravoslavie.ru/put/56664.htm