Воспоминаемые ныне события относятся к седой древности - времени зарождения православной души нашего народа. Принявшему святое Крещение князю Владимиру необходим был достойный наших земель духовный пастырь. Из Константинополя патриарх Николай Хрисоверг направляет на Русь митрополита Михаила. Некоторые историки полагают, что ослабленная внутренними нестроениями и заинтересованная в мире и союзнических отношениях с Русью Византия прислала в Киев иерарха, который являл собой, что называется, «зерцало благочестия». По одним историческим летописям он был родом сириянин, по другим - болгарин.
Но, как известно, - «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». Так пишет святой апостол Павел(1 Кол. 3,11). Так и для нас не столь важно, кем по национальности был первый Киевский святитель. Гораздо важнее, каким он был.
Икона святителя Михаила, первого митрополита Киевского
Крупнейший памятник русской истории и словесности - Никоновская летопись повествует: «Бысть же сей митрополит учителен зело, и премудр премного, и житием велик и крепок зело, ... тих убо бе, и кроток, и смирен, и милостив премного; иногда же страшен и свиреп, егда время требоваше. Честовавше убо его Володимер, и в согласии и любве мнозе с ним пребываше». Характеристика, надо сказать, исчерпывающая.
Митрополит Михаил свершил подвиг, который сравним с апостольским. До призвания на Русь он был известен как ревностный распространитель святой Христовой Веры, проходивший (т.е. шел пешком) обширные страны, повествует житие. В Корсунь к будущему равноапостольному великому князю Владимиру митрополит Михаил прибыл в 988 году.
История принятия Православия великим князем Владимиром известна. Также известны и его величайшие по масштабу личности, сомнения, ставшие причиной внезапной слепоты. Сегодня медицина такие явления в организме человека пытается объяснить психосоматикой, т.е. реакцией тела на проблему души...
А еще известен нрав киевского князя - часто необузданный, склонный к крайностям. Крещенская купель стала самым лучшим лекарством и для тела, и для духа этого великого человека. Но ему необходим был не просто духовник, а сподвижник, способный помогать проникновению света истинного Христова учения - святого Православия - на обширные просторы Руси.
Низвержение идола Перуна
Что греха таить, народ неохотно, скорее из страха, следовал призыву великого Владимира: «Кто друг князю, крестись!»
Древняя летопись отмечает прискорбие, с которым смотрели люди на сокрушение своих идолов. И когда Перун был сброшен в Днепр, толпа побежала за ним с криком: «Перуне, выбывай!» То есть всплывай. И действительно, истукан как будто услышал их вопль и прибился к берегу, но был потоплен с помощью камня. По преданию, именно на этом месте и был основан Выдубицкий монастырь. Так, низвергнув корень языческого невежества, произросло могучее древо Русского Православия.
Но для того, чтобы это стало возможным, пришлось немало потрудиться. Не только Киев, все молодое Русское государство было митрополией святителя Михаила. Киевский Первосвятитель стремился насаждать слово Божие, не только низвергая идолов, но и возводя храмы и даже духовные училища - везде, где только мог, рукополагал священников и диаконов, чтобы множились носители слова Христова. Не щадя себя, обходил он веси и дали вверенной Богом земли, только-только начавшей воспринимать истину Православия. Митрополит Михаил проповедует, крестит - несет равноапостольный труд. Так начался процесс созидания храмов «в ребрах», т.е. внутри нас, и строительство это продолжается по сей день. Согласно житию, в Ростове митрополит Михаил основал первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Феодора Грека. Русская Церковь сохранила память о заслугах Первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву именуется Первоначальником.
Киев. Михайловский Златоверхий монастырь. Открытка начала ХХ века
Первому Киевскому митрополиту Михаилу приписывают основание Свято-Михайловского Златоверхого и Выдубицкого монастырей, а прибывшим с ним монахам - основание Киево-Межигорского монастыря. Однако современные историки, в том числе и церковные, относятся к этим версиям довольно скептически.
Два доступных сегодня древних источника дают разные сведения. Так, «Слово о благодати» Киевского святителя Илариона, современника Ярослава Мудрого, говорит о том, что при святом Владимире на русских землях «монастыри на горах сташа». А «Повесть временных лет» относит начало строительства русских монастырей ко времени князя Ярослава. Наиболее вероятным представляется такой ход событий: при равноапостольном великом князе Владимире и митрополите Михаиле были основаны монашеские общины, возможно, выстроены первые здания, из которых впоследствии выросли наши знаменитые обители.
Киево-Межигорский монастырь
Святитель Михаил окончил свой земной путь в 992 году. Погребли Первосвятителя в Десятинной церкви. Однако как при жизни, так и по ее окончании тело первого Киевского митрополита продолжало путешествовать. В летописях описывается, как переносили мощи из Десятинной церкви в Киево-Печерскую лавру, в Антониеву пещеру, а затем в Свято-Успенский храм лавры. Поэтому и память митрополита Михаила празднуется и 28 июня - в день преставления, и 13 октября - в день перенесения мощей, а ранее еще отмечалась 15 сентября вместе с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими.
Когда был прославлен во святых митрополит Михаил точно неизвестно. Историки полагают, что с момента перенесения его мощей в Антониеву пещеру. Подробное, насколько это было возможно, житие святителя было составлено только в 1795 году. Тогда был издан Указ Священного Синода о включении его в Четьи-Минеи: свода житий для чтения в храмах на каждый день года в соответствии со Святцами.
Однако веком ранее, в 1635 году, Киевским митрополитом Петром Могилой был впервые отпечатан в типографии Киево-Печерский патерик - сборник житий преподобных отцов, постепенно сформировавшийся в XI - XV веках, в котором рассказывалось и о подвигах первого Киевского митрополита Михаила. А в 1643 году в Киево-Печерской лавре было издано «Правило молебное ко отцам нашим Печерским и всем святым, в Малой Руси просиявшим, певаемое когда и где кто изволит». Это произведение известно также как «Канон Печерским святым». В его девятой песне святитель Михаил прославляется первым среди Киевских митрополитов. В 1680-х годах будущий святитель Димитрий Ростовский, тогда подвизавшийся в Малороссии, составил службу святым, покоящимся в Ближних пещерах, в которой упоминается и святитель Михаил. В те времена Малая Русь - нынешняя Украина - находилась в составе Речи Посполитой, поэтому в Руси Великой имя святителя Михаила - первого Киевского митрополита тогда не было внесено в святцы. Только в 1745 году ему была составлена отдельна служба, а с 1762 года имя этого Первосвятителя официально внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.
Рассказывая о первом Киевском митрополите, необходимо уделить внимание и тем разночтениям, которые встречаются в исторической литературе, описывающей начало христианства на Руси. Некоторые летописи называют святителя Михаила вторым, а первым грека Леонтия или Леова; в Новгородском летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта, т.е. с 1037 года. Также много суждений вокруг захоронения и перенесения мощей митрополита Михаила. Наконец, неоднозначны мнения и о том, какой именно патриарх направил в Корсунь первого митрополита и, соответственно, в каком это было году. По этому поводу можно сказать: фокусирование внимания на некоторых разнотолках не должно вызывать сомнений в истинности пути, избранного святым равноапостольным князем Владимиром, а именно святого Православия, а также сомнений в действительности происходивших тогда событий, а именно - Крещения Руси при великом князе Владимире.
Митрополит Киевский Михаил
Кроме того, митрополит Киевский Михаил - это реальная историческая личность. Он действительно понес тяжелые подвижнические труды по просвещению Руси светом Православия и по основанию на Руси Церкви Божией. Кроме того, святитель Михаил почитается в сонме святых Киево-Печерских. В конце концов, для верующего человека довлеющей должна быть мысль о том, что святитель Михаил, послужив первым или одним из первых Киевских митрополитов, Архипастырей Руси, которая и их трудами стала именоваться Святой, с еще большим дерзновением ходатайствует о своей пастве, предстоя у Престола Божия в Горних обителях.
Вспомним же сегодня, в день его памяти, древнюю стихиру о святителе Михаиле: «Первое Новаго лета начинающе обхождение, яко первейшему тебе, блаженне, и начальнейшему Русския земли архиерею, первыя песней рукояти приносим».