Надо помнить, какого мы духа

0
193
Время на чтение 5 минут

Недавно мне пришлось услышать монолог одного православного юноши о неких сектантах. Они позвонили в его дверь рано утром и, сияя улыбками, жизнерадостно сообщили молодому человеку о том, что его любит Господь.

Что нужно делать в подобных случаях? На мой взгляд, лучше всего - для начала - тоже улыбнуться. Сектанты иногда говорят про нас, что мы, православные, улыбаться не умеем. На самом же деле, никто не улыбается так, как по-настоящему счастливый своей верой православный человек.

И с этой вполне нормальной, хотя и слегка (вполне допускаю) ироничной улыбкой нужно ответить:

- Ребятки, мы, православные, это знаем. Две тысячи лет уже как знаем. Если вы хотели сообщить мне это как новость, то ошиблись дверью. Совершенно искренне желаю вам и каждому из ваших единоверцев поинтересоваться Православием.

Продолжить речь конкретными рекомендациями - прийти в храм, почитать вот эту книжку, встретиться вон с тем замечательным батюшкой - вряд ли, увы, удастся: сектантские проповедники никогда не ходят поодиночке, а будучи в группе, контролируют друг друга. То есть они испарятся, скорее всего, поняв, что дверью действительно ошиблись. Но у кого-то из них ваша улыбка и ваши спокойные слова застрянут в памяти. И совершенно не исключено, что со временем семя даст плод.

Мне доводилось общаться с людьми, которые прошли (как правило, в молодости) через секты, прежде чем обрести Церковь. Я сама прошла - не через секту, правда, а через католичество. И помню, как болезненно реагировала тогда на резкие, злые слова некоторых православных о католиках. Моему обращению в Православие эти слова отнюдь не способствовали, скорее наоборот, обращению способствовали совсем другие вещи.

Но я отвлеклась от своего православного героя, от сердитого молодого человека. Он-то встретил сектантов без улыбки. А потом, в разговоре, посетовал на то, что они «не попались нашей бабе Гале, которая у нас в храме полы моет. Она шутить не любит. Она бы их тряпкой огрела. Слетели бы эти улыбочки с их физиономий».

- А вам не кажется,- несколько растерянно спросила я,- что в готовности вашей тети Гали огреть человека тряпкой ничего хорошего нет?

Другой мой знакомый шел многодневным крестным ходом (на всякий случай - это было не в нашей епархии) и вдруг от кого-то узнал, что вместе с православными этим самым крестным ходом с самого начала идет некий протестант. Ну вот, захотел почему-то и идет. И вероисповедания своего совершенно при этом не скрывает.

Во время привала мой знакомый нашел бедного протестанта среди крестоходцев и задал ему такую головомойку!.. Его не смягчили даже смиренные слова инославного о том, что он «...понять хочет». Поступком своим наш ревнитель очень гордится и не упускает случая о нем рассказать, мягко ретушируя картинку частичным покаянием: «Резковат я, конечно, был. Но с ними иначе нельзя!».

Однако мы не должны себя обманывать: агрессия, ожесточение, злость в подобных случаях - не от любви к Истине. Не от любви к Церкви. Это просто проявление нашей греховности, лукаво облагороженное, оправданное и возвышенное вышеназванными мотивами. Поэтому не стоит принимать свою вспышку за праведный гнев - если гнев вообще бывает праведным. А гордиться подобными победами - «Да я их, этих сектантов, так отшил!» - совсем уж глупо. От того, что вы их отшили, ровно ничего на этом свете не изменилось к лучшему.

Еще одна возможная причина нашей горячности и резкости в подобных случаях - неосознаваемая, скрытая неуверенность в собственной позиции. Кто спокоен, миролюбив и в нормальном смысле слова терпим? Человек уверенный; тот, кто действительно чувствует, что основание дома его - на камне (см.: Лк. 6, 48). Кто нервозен и вспыльчив? Тот, кому мерещится под ногами зыбучий песок. Поэтому, если мы (а кто из нас без греха?!) ловим себя на подобных агрессивных чувствах - у нас есть повод задуматься о себе. Может быть, мы никак не избавимся от тайных страхов, не можем довериться Богу? Мы ведь не только на сектантов так иногда реагируем, но и на неверующих, не всегда, конечно, щадящих наши чувства. И на своих единоверцев даже, которые делают что-то, с нашей точки зрения, неправильное, нарушают какие-то нормы: «Елена вчера мороженое ела, а сегодня - представляете?! - причащаться подошла! Ну, я, конечно, ей высказала! А Ольга Ивановна - в ее-то возрасте, как не стыдно! - уже два раза в мужской одежде в храм приходила! Нет, я на это молча взирать не намерена!». Не знаю, как у Елены с Ольгой Ивановной, а вот у этой бдительной прихожанки вид почему-то очень несчастный и глаза больные. Но вернемся к нашим сектантам. И зададим себе вопрос: а отчего люди в эти самые секты попадают? От хорошей жизни?

Несколько лет назад мне как журналисту пришлось заниматься одним из многочисленных ответвлений неопятидесятничества. Эти группы плодятся, как хомячки. О них почему-то мало пишут, гораздо меньше, чем об иеговистах, например, или о каких-нибудь сайентологах - может быть, из-за их малочисленности. Меж тем явление это крайне опасное. Достаточно сказать, что в секте, о которой речь, практиковались многочасовые моления громким криком (криком надо было «пробить семь небес»), и у большинства сектантов голосовые связки были сорваны напрочь, они едва хрипели. Это в возрасте от четырнадцати до двадцати - группа оказалась молодежной. До более взрослых лидеров, манипулировавших подростками, добраться было нелегко. А с подростками я общалась. На девяносто процентов это были дети из неблагополучных семей - нищих, пьющих, бьющих. В новую, необычную «жизнь с Богом» они кинулись от тоски, от беспросветности, от бездуховности той жизни, которой жили их родители и их ровесники в районном городке. За короткую свою жизнь они не видели ни одного по-настоящему мудрого и глубокого человека, который мог бы поговорить с ними об их проблемах, ответить на их вопросы, показать пути духовного поиска. По сути, они были беспомощны и беззащитны, как слепые котята. Их фанатизм рос в пустоте, не натыкаясь ни на какие сомнения - потому что не было в их жизни ничего такого, чему бы они по-настоящему доверяли. Испуганная (и правильно испуганная) появлением секты городская общественность подняла шум и принялась бороться - в основном вполне советскими методами. А юные приверженцы экстатического культа тут же объявили себя «гонимыми за Христа» и уже не сомневались в собственном блаженстве. Дальше был тупик. Но с той поры я помню: назойливый сектант, пристающий к нам со своими брошюрками и рассказами о случившихся на прошлой неделе откровениях, не столько преступник, сколько жертва. Это человек, которому никто вовремя не помог. Даже благополучнейшие с виду американцы-мормоны - жертвы: они ведь родились и выросли в плотной мормонской среде и зачастую не имели возможности даже читать иную литературу. Они получили свою веру от родителей, от бабушек и дедушек, и удивительно ли то, что они не смогли вовремя отнестись к ней критически? Их послали проповедовать в чужую страну, и им очень трудно усомниться в том, что проповедуют они здесь - не что-то другое, а истину. Усомниться - это ведь почти в пропасть прыгнуть, всякий ли к этому готов? Мы не были на месте этих ребят-мормонов и поэтому вряд ли можем их судить. Да мы ведь вообще никого судить - то есть осуждать - не должны.

Лучше задуматься о том, как мы, православные, встречаем человека - молодого или не очень, пришедшего к нам за помощью, пониманием, любовью. Дадим ли мы ему то, что ему требуется - чтоб не было у него причины искать помощи за иными порогами? Думаю, что это - лучший способ борьбы с сектами, если уж использовать такое словосочетание.

Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк. 9, 54-56).

Фото из открытых Интернет-источников

Марина Бирюкова

Газета «Православная вера» № 19 (471), 2012 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=61325&Itemid=4

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26