Нечитающие дети: компьютер ли виноват?

То, что дети и подростки сейчас читают гораздо меньше, чем лет тридцать назад - это уже аксиома, это всем очевидно, и незачем приводить данные социологических исследований. А вот на вопрос «почему» простого и однозначного ответа нет.

То есть версий-то много, и самая распространенная - во всем виноват компьютер. Вместо того, чтобы читать хорошие добрые книжки, дети уткнулись в монитор и играют в стрелялки-убивалки, чатятся в социальных сетях, скачивают прикольные видеоролики (и хорошо еще, если не порнуху). А мне кажется, это все-таки не причина, а следствие чего-то более серьезного.

Но сразу оговорюсь: я в этой теме не могу считаться профессиональным экспертом. Не занимался исследованиями детского чтения, не проводил статистически достоверные опросы. Такие исследования делали специалисты - например, сотрудники Российской государственной детской библиотеки. Я же сужу по своему многолетнему опыту общения с детьми - и с детьми, занимавшимися у меня в литературном объединении «Кот в мешке», и со своими учениками в школе (давно это было, в конце 80-х годов прошлого века), и с детьми моих друзей и знакомых, и с друзьями этих детей...

Тема для меня важная. «Котом в мешке» я руковожу уже 17 лет, и давно заметил, что с каждым годом

количество литературно одаренных детей снижается. Почему снижается, ясно: да потому, что существует практически стопроцентная корреляция между количеством читающих детей и количеством пишущих.

Все очень просто: желание написать что-то свое - будь то стихи или рассказ, или сказка... да хоть драма в трех действиях - возникает именно как реакция на прочитанное. Прочитал, впечатлился, вдохновился... и попробовал сделать не хуже. Кто не любит читать - тот не захочет и сочинять.

Почему же не любят? На мой взгляд, проблема куда серьезнее, чем появление новых информационных технологий. Главное - это то, что происходит с родителями современных детей.

А с родителями вот что происходит: во-первых, они сами перестали читать. Перестали по разным причинам. Например, так много работают, что уже и не до чтения. Приходят домой поздно вечером, усталые... и максимум, на что способны их измученные мозги - это на телевизор или видео. Или перестали читать, потому что не находят в нынешнем колоссальном потоке литературы ничего достойного, ничего близкого сердцу и уму. Им кажется, всё сплошь чернуха-депрессуха. На самом деле, конечно, не сплошь, но ведь не каждый станет перерывать груды словесной руды... Или просто изменились интересы, все мысли крутятся вокруг быта, карьеры, обустройства личной жизни... а прежние, юношеские увлечения кажутся наивными, идеалистическими.

Можно еще и еще выискивать причины, но главное -

те, кому примерно от 30 до 50 лет (то есть поколение родителей), сами уже в массе своей не читают. Отдельные заядлые книголюбы погоды не делают.

А раз не читают - то и дети их, скорее всего, читать не станут. Ведь этим делом можно только заразиться... и заражение чаще всего происходит именно в семье. Нечитающие родители могут сколько угодно твердить детям о пользе чтения, могут сколько угодно заставлять их читать - результат будет нулевым, а то и отрицательным. Так можно воспитать только ненависть к чтению. А вот когда ребенок видит, что мама с папой что-то увлеченно читают, обсуждают, спорят, ищут какие-то книги, что-то у кого-то берут почитать, что-то кому-то дают - вот тут и собственный интерес возникнет. Его остается лишь умно поддержать.

Но, кроме «во-первых», есть и «во-вторых», еще более серьезное. Это стиль отношений между родителями и детьми, и шире - стиль отношений в семье.

Для того, чтобы ребенок начал увлеченно читать, нужно вообще сформировать у него интересы, которые можно удовлетворить чтением. А для этого нужно, чтобы в семье люди вообще разговаривали друг с другом о чем-то ином, помимо быта.

Нужно, чтобы родителей волновали какие-то неутилитарные темы - тонкости человеческих отношений, красота природы, устройство мироздания, история своей страны и других стран, социальная справедливость, вера... то есть душевное и духовное, проще говоря. Причем обо всем этом мама с папой должны разговаривать не только между собой, но и с детьми - естественно, учитывая их возраст, их особенности. В этом случае и у ребенка возникают различные неутилитарные интересы, а удовлетворить эти интересы лучше всего чтением книг (кино в этом отношении хуже тем, что не дает такого простора для воображения, сопереживания и сотворчества).

Но с такими отношениями сейчас плохо. Все стало слишком плоским, слишком приземленным, слишком заточенным под зарабатывание денег. Любить детей, конечно, не перестают - против природы не попрешь! - но выражается эта любовь чаще всего в виде материальной заботы: чтобы были накормлены, одеты, чтобы не стыдно было перед соседями. Разговаривать на отвлеченные темы некогда, да и непонятно, зачем. Потому, кстати, и компьютеры с интернетами покупаются - это чудесный способ избавиться от необходимости общения с подросшим чадом. Пусть, мол, сидит дома, за экраном, а не бегает по улице, где наркоманы-маньяки-террористы на каждом шагу... Из этой же серии мода затыкать маленьких детей мультиками по видаку или аудио-сказками. Лишь бы не мешал, лишь бы не вертелся под ногами...

Этот дефицит родительского общения в итоге оборачивается куда худшими вещами, чем нелюбовь к чтению. Например, нелюбовью к людям - просто потому что не научились вовремя любви. Или тупостью - потому что не научились вовремя думать. Или безверием - потому что родителям (может быть, даже и верующим) некогда было говорить с детьми о вере.

А из некогда получается никогда.

Автор: КАПЛАН Виталий

http://www.foma.ru/nechitayushhie-deti-kompyuter-li-vinovat.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Виталий Каплан:
Наталья Трауберг: Путь в пространство красоты
О христианских сказочниках
22.09.2014
Зачем школьникам Евангелие?
Митрополит Меркурий о православной культуре, детях и вере
06.09.2014
Образование в церковных стенах
Директор православной гимназии о детях, родителях и учителях
13.02.2014
Все статьи автора