На этой неделе может начаться общественное обсуждение проекта стратегии национальной политики до 2025 года. Этот документ создан в президентском Совете по межнациональным отношениям.
Некоторые положения стратегии уже попали в СМИ. В частности, эксперты предлагают запретить «этнический акцент» при проведении агитационных, избирательных кампаний. В партийных программах тоже не должно быть места ничему «этническому». В российское законодательство, считают авторы документа, стоит ввести наказания для руководителей всех уровней за действия (или бездействия), провоцирующие межнациональные конфликты. Предлагается создать общественно-государственную систему мониторинга «болевых точек» в сфере межнациональных отношений. Тогда в каждом регионе будут открыты некие центры, которые станут анализировать материалы в СМИ и в соцсетях на предмет возможных провокаций. В качестве «пряника» для СМИ предполагается создать стимулы для пропаганды гражданского единства.
Не забыта и миграция. Разработчики документа уверены, что если спрашивать за незаконную миграцию с работодателей, а также «при территориальном распределении трудовых мигрантов учитывать интересы коренного населения», - это решит многие проблемы.
Еще один способ сгладить остроту межнациональных вопросов инициаторам стратегии видится в развитии культурного обмена. В частности, предполагается ввести программу по этническому культурно-познавательному туризму.
По предварительным данным, реализация стратегии лишь на первом этапе обойдется налогоплательщикам в 1 миллиард рублей. Будет ли толк от этих затрат? Об этом рассуждают эксперты «СП».
- Боюсь, что представленная программа - это еще одна имитационная попытка улучшить ситуацию с межнациональными отношениями в России, - говорит заместитель директора Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов. - Но еще одна бюрократическая бумажка не может решить комплекса проблем, которые действительно угрожают гражданскому миру в России и территориальной целостности страны. Власть пока предпочитает не предпринимать кардинальных мер по решению назревших национальных проблем. Отделывается стандартными установками на толерантность, сотрудничество, взаимопонимание...
От того, что слова эти, как заклинания, повторяются без конца, ситуация не улучшается. Наоборот, националистические настроения в последнее время все чаще возникают не только у титульных наций в российских республиках. Теперь уже можно говорить о всплеске русского этнонационализма, чего раньше не наблюдалось. Прежде русский национализм носил державный характер, наднациональный, имперский. Сейчас он приобретает черты местечкового национализма, что провоцируется таким же местечковым национализмом некоторых малых народов России. Это чревато войной всех против всех. Поэтому вместо того, чтобы создавать некие расплывчатые документы, необходимо принимать конкретные, порой жесткие решения для улучшения межнациональных отношений.
«СП»: - Как, на ваш взгляд, стоит понимать установку, что этнический акцент будет запрещен при проведении избирательных кампаний? Тогда пункт о том, что та или иная партия, захочет, например, улучшить положение русских в Татарстане, окажется под запретом?
- В эпоху интернета подобные запреты довольно формальны. Всегда можно найти способ обойти закон и все красивые фразы повиснут в воздухе.
Что касается чиновников, которые не сделали чего-то для предотвращения межнациональных конфликтов, тут и вовсе не прослеживается конкретики. На мой взгляд, в кратчайший срок необходимо значительно увеличить тюремные сроки за разжигание конфликтов с ярко выраженным национальным подтекстом. При этом важно, чтобы закон этот «не имел национальности», применялся ко всем гражданам России одинаково строго.
«СП»: - А помогут ли предложенные методы бороться с нелегальной миграцией?
- Парадокс ситуации в том, что проблема внутренней миграции в России сегодня стоит острее, чем миграции внешней. Приезжие из других стран, в основном - из республик Средней Азии, привлекаются на непрестижные должности. И далеко не всегда местные жители против этого. А вот внутренняя миграция нередко порождает конфликты между коренным населением и пришлым из-за статусных и выгодных способов заработать. Ясно, что, переложив ответственность за миграцию с государства на работодателей, проблемы не решить.
«СП»: - Как вам идея мониторинговых центров, которые будут отслеживать потенциальные очаги новых конфликтов?
- Настроения членов некоторых сообществ внутри соцсетей важно знать. По крайней мере для того, чтобы понимать тенденции в обществе. Это касается интернет-сообществ как национальных диаспор, так и русских националистов.
Но это идея ресурсоемкая. Необходимо иметь большой штат квалифицированных специалистов, которые могли бы, что называется, на полутонах анализировать ситуацию. А если дело поручат чиновникам и волонтерам - все будет провалено.
- По моему, все подходы к решению вопросов межнациональных отношений, которые сегодня демонстрирует власть, давно уже показали свою несостоятельность, - считает главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия» Анатолий Степанов. - У нас с 90-х годов слово «империя» считается чуть ли не ругательным. А Россия, по сути, и сейчас остается империей, где проживает множество народов. А в империи национальная система должна быть выстроена очень ветвисто. Наша страна не может стать национальным государством русского народа. Не случайно Господь так устроил, что Россия практически пополам разделена тюркскими и финно-угорскими народами Поволжья.
Таким образом, формирование у нас мононационального государства невозможно. Но это не значит, что нам надо руководствоваться пресловутым принципом толерантности и уравнивания неравного. Внутренняя иерархия народов в имперском, по сути, государстве - конструкция очень сложная. Интуитивно в советское время был сформулирован образ семьи, где русский народ подавался в качестве старшего брата. А все остальные народы - младшие братья. И аналогии здесь были очень наглядными. Ведь старший брат может и подзатыльник дать, его должны слушаться младшие. В то же время он не имеет никаких особых прав по отношению к остальным. Они не его подчиненные, а братья. И он в свою очередь их защищает в трудных ситуациях. Вот такую гармоничную систему отношений надо выстраивать заново.
Имперская политика должна строиться на двух принципах. Первый - доминирование русского народа среди остальных российских народов. Второй - равенство народов между собой. Надо в государственной политике совместить эти два лишь внешне противоречащие друг другу принципа. Одновременно власть не должна потакать русскому национализму. Потому что я глубоко убежден, что могильщиком России может стать именно русский национализм. Ни чеченский, ни татарский страну не разрушит. Губителен для России только русский национализм.
«СП»: - На ваш взгляд, поможет ли усиление контроля за националистами разных российских народов улучшить ситуацию?
- Сама по себе мера, направленная на выявление потенциальных конфликтных зон - правильная. В отдельных случаях это поможет предотвратить вспышки тлеющих конфликтов. Но проблема межнациональных отношений, на мой взгляд, коренится даже не в противоречиях между русскими и представителями других народов. Проблема - в бюрократии. Если бы не продажность чиновников - большую часть проблем можно было бы решить на основании закона. Практически каждый раз, когда имеет место громкий конфликт между русскими и приезжими, выясняется, что местные чиновники брали взятки и закрывали глаза на то, что приезжие понемногу начинали чувствовать себя хозяевами. Ну, а русский мужик, как известно, долго терпит, а потом его трудно остановить.
«СП»: - Можно ли решить проблему коррупции тем путём, который предлагается в проекте?
- Просто введение закона об ответственности чиновников ничего не решит. У южных народов гораздо более спокойное отношение к взяткам, чем у нас. Дать «бакшиш» чиновнику - своего рода элемент культуры. И в Центральной России кавказцы очень активно стараются «подсадить» чиновников на взятки. А те, в свою очередь, не сильно сопротивляются. Как решить эту проблему - у меня нет готовых рецептов. Наша история показывает, что прежде она решалась карательными мерами. Закономерность можно проследить на примере трех наших реформаторов - Ивана Грозного, Петра Великого и Иосифа Сталина. Речь идет об опричниках, преображенцах и чекистах с помощью которых диктаторы осуществляли контроль на местах.
Председатель Совета вайнахской молодежи Азамат Минцаев считает, что в документе есть вполне разумные предложения.
- Наказывать чиновников за бездействие в такой сложной сфере, как межнациональные проблемы, надо. От них многое зависит. На местах с людьми, как приезжими, так и местными жителями, просто не ведется нормальной работы. За деньги закрывают глаза на то, чего нельзя не замечать. Если бы полиция работала как следует, - люди не пытались бы создавать интернациональные дружины для поддержания порядка. Чиновники должны понимать, что за коррупцию их накажут жестоко.
«СП»: - Что конкретно вы имеете в виду?
- Чиновники должны получать серьезные тюремные сроки с конфискацией имущества, а не отделываться условными наказаниями. Расстреливать, как в Китае, не надо. Но люди должны понимать, что им есть, что терять. Не должно быть таких мыслей, что можно взять миллион долларов, а потом лишь «условку» получить.
Надо показывать по телевизору пойманных коррупционеров, максимально информировать общество о процессах над ними, чтобы каждый, кто берет взятки, понимал, что он будет следующим.
«СП»: - А как вам идея мониторинговых центров с участием общественных экспертов?
- «Мониторить», возможно, надо. Но этого мало. Надо переходить к практике. Около года существует организация «Национальный совет консолидации народов России». В ней и русские, и представители других национальностей. Нам не раз удавалось решать конфликты на межнациональной почве, потому что ребята наши знают ситуацию на местах, изнутри, общаются с соплеменниками. Если назревает конфликт, мы выезжаем на место, пытаемся уладить. Часто тушим пожар, а надо вести профилактическую работу. Начинать с молодежи, потому что именно в молодости закладывается отношение к другим национальностям. А мы во многом живем стереотипами, которые создают СМИ и интернет. Поэтому и складывается впечатление, что приезжие с Кавказа только и делают, что дерутся и убивают. Это очень субъективно.
«СП»:- Есть ли проблема неправильной подачи межнациональных отношений в учебной литературе, о чем упоминается в проекте стратегии?
- Есть. Буквально вчера я читал учебник по истории для 9-го класса. Там рассказывается, как во время депортации в 1944 году людей в одном из аулов Чечено-Ингушетии ставили на колени и унижали. Но такого факта не было. Мне многие люди писали и звонили, оскорбленные этой клеветой. Лет пять назад мы подали в суд на авторов другого учебника, в котором утверждалось, что чеченцы были разбойниками и жили грабежом. Учебники должны сближать народы. А часто получается наоборот.
Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков:
- Боюсь, что вся эта история с президентским Советом по делам национальностей станет очередной пустой тратой денег. Для решения проблемы не нужны никакие концепции и стратегии. Есть Уголовный кодекс, где черным по белому написано, что взятки брать и давать преступно. Что преступно, например, за взятки отдавать в аренду исторические здания, где потом размещаются кафе и рестораны. Надо соблюдать закон и наказывать тех, кто его преступил, невзирая на должности и национальности.
«СП»: - А как вы оцениваете положение о том, что народы должны больше узнавать друг о друге, что должен развиваться этнический туризм?
- С этим согласен. Мы сегодня забыли, что Чечня - это не только Басаев, Радуев и прочие отморозки. Это еще и великий танцор Махмуд Эсамбаев. А в Дагестане, кроме террористов, рождаются и такие поэты, как Расул Гамзатов. Вот этих людей должны знать в России. Творчество выдающихся деятелей культуры, родившихся на Кавказе, надо пропагандировать постоянно, чтобы тем, кто позволяет себе хамски вести себя в наших городах, было стыдно, что они порочат земляков.
Иллюстрация: Плакат Григория Рычкова «В союзе всех народов мы крепим СССР». Репродукция Николая Боброва /Фотохроника ТАСС/