Какого роста Валерий Чкалов?

Режиссер Игорь Зайцев рассказал о герое своего фильма

0
1595
Время на чтение 5 минут
Игорь Зайцев Фото: Курпяева Олеся Игорь Зайцев
Фото: Курпяева Олеся

На этой неделе в эфире Первого канала  демонстрировали новый сериал "Чкалов" - по две серии каждый вечер. Напомню, что многосерийный фильм приурочен к 75-летию беспосадочного перелета легендарного летчика из Щелково в США через Северный полюс и  охватывает исторический период с 1924 года, когда Чкалов только учился, по 1937 год. Сценарий для фильма написал Алексей Поярков ("Ликвидация"). А режиссер картины - Игорь Зайцев, снявший такие фильмы, как "Каникулы строгого режима" и "Есенин",  отвечает на вопросы обозревателя "РГ", основанные на первых зрительских впечатлениях.

Может ли летчик Валерий  Чкалов быть героем для сегодняшнего поколения молодых людей?

Игорь Зайцев: Вы буквально прочитали мои мысли. Снимая фильм, я и ставил всерьез перед собой именно такую задачу:  все разговоры    о национальной идее должны начинаться с национального героя. И я видел личность Чкалова именно в поэтическом прочтении, а не в псевдодокументальном. Потому что достоверные  подробности жизни Валерия Чкалова никто сегодня не может рассказать, даже если бы  мы опросили близких родственников. И нам, конечно, Чкалов интересен и как человек со всеми его проблемами и интересами, и как герой с невероятно высокими целями, направленными на служение своей стране.

Я могу Валерия Чкалова, как национального героя,  поставить в один ряд с Ильей Муромцем,  Александром Невским и другими. И считаю, что это очень важно, потому что именно  появление таких героев дает понять сегодняшней молодежи:  вы должны ставить перед собой только высокие цели, смотрите, люди это делали, и они действительно изменили мир, научившись летать. И вы  тоже можете изменить мир.

А вы думаете, что сериал по телевизору смотрит молодежь или все-таки старшее поколение, которое знает кто такой Валерий Чкалов? Ведь все чаще приходится сталкиваться с тем, что молодые люди вообще не смотрят телевизор.

Игорь Зайцев: Это нормально. Те, кто думает, что молодые люди  развиваются сами по себе, забывают, что они все равно ищут пример для подражания. Да, я  сталкиваюсь с тем, что они не знают кто такой Чкалов. Говорят, например: "Тут видел сериал про двух летчиков. Такие пацаны крутые, свои -  в доску. А кто это такие?" А дальше начинается процесс узнавания и открытия для себя Валерия Чкалова.

А вы сами когда узнали кто такой Чкалов?

Игорь Зайцев: Еще в школе, потому что мне-то уже  - 50. У меня вообще в этом плане в жизни случилось чудесное совпадение. Я в армии служил два  года в авиации в части имени Валерия Чкалова.  И был на том аэродроме, на котором он летал.

И мечтали снять о нем фильм?

Игорь Зайцев: Нет,  это получилось случайно. Сценарий долго лежал и предлагался разным режиссерам. И когда возникло  конкретное предложение, я посчитал его интересным. Другое дело, что не нужно было делать так называемое ЖЗЛ  -  "жизнь замечательных людей". Это - не наш формат.

Вот вы сказали "поэтический образ". После первых двух серий  у зрителей возник вопрос: не слишком ли вы романтизируете сталинскую эпоху? Хотя уже в третьей и четвертой сериях проскальзывают  другие настроения по этому поводу.

Игорь Зайцев: Мне это очень импонирует. Потому что в итоге все заканчивается драматично. Что значит серьезно относиться к образу героя?  Это в комплексе, когда в единое целое  сложатся проявления каждого его возраста и поступки, зритель поймет, что рассказали об этом не просто так. Я тоже читаю интернет, где о нашей работе говорят: "Чуть ли не водевиль!" Но герои в юности действительно шалили,  били стаканы,  дрались, выпивали и сидели на гауптвахте. Это же пацаны, которые постепенно приходили  к чему-то более серьезному.

Те, кто говорит "романтизируют", думают, что всегда было устроено именно так, как сейчас. А мы теперь живем по-другому - скоро сотня лет пройдет с того времени. Все было. Кажется, что если бы те, кто жил в России в 1937 году,  знали, сколько народу будет уничтожено, они должны  были бы массово бежать из страны, чтобы не стать жертвами. Но, находясь внутри ситуации, они были вынуждены подчиняться тем правила жизни,  которые есть. И они были живые люди - любили, танцевали, дружили. Что про нас  расскажут потом? Как мы жили? Как юморили? Как любимый мой Владислав Галкин заходил в бар, ломал стулья и стрелял  по бутылкам? А милиция ничего с ним не сделала. Как же так? Где же закон?

Романтизм в моем понимании заключается в том, что мы показываем: существует вера в людей, способных изменить мир к лучшему. Они же смогли, победили, полетели!

Сцена пролета под Троицким мостом оказалась одной из самых запоминающихся в фильме? Как она была сделана?

Игорь Зайцев: За всю свою историю Троицкий мост был перекрыт второй раз. Для прежнего фильма о Чкалове, который был снят в 1939 году, и для нашей съемочной группы. Для меня лично это очень важная веха.  Троицкий мост - серьезная  транспортная артерия. Воскресенье, неудобство для питерцев и так далее. При этом я  самой сценой не очень доволен - наверное, сегодня все это можно было сделать намного интереснее. Но любой  проект, в том числе и телевизионный, это -  ряд  компромиссов: художественных, экономических, творческих... Получилось как получилось. Но я доволен, что   с помощью художников и  компьютерных графиков удалось создать впечатление, как будто Чкалов на самолете на спор из-за девушки пролетал под Троицким мостом.

Еще из отзывов о фильме: говорят, что каждая деталь в картине сделала с любовью. Вы в процессе работы ездили на родину Чкалова, были в его музее, изучали материалы. Возможно, там была какая-то деталь, которая вас лично особенно поразила?

Игорь Зайцев: Действительно, когда мы приехали в Чкаловск, смотрели все возможное. Залезали в самолет, на котором летал Чкалов. Помню, когда художник и оператор влезли в кабину, я понял, что уже там не помещусь. Хотя это было весной,  и на не с не было  большого количества одежды. Но было так тесно! Ширина фюзеляжа была метр двадцать. Площадь нашего самолета, выстроенного для декораций, была на 30 процентов увеличена, поскольку иначе снимать было бы невозможно. А  самый интересный факт - какого же роста был Валерий Чкалов? Мнения были самые разные. Кто-то говорил, мол, был нормальный мужик, здоровый, в авиацию тогда маленьких не брали. Рост от 1метра 78 сантиметров до 1метра 86 сантиметров. А когда приехали, одна из служительниц музея сказала: наверное, меньше - где-то 1метр  72 сантиметра. И  крикнула: "Семеновна, ну-ка пойди, метрику Валерия Павловича принеси". Принесли, а там написано - рост 164 сантиметра. А у Евгения Дятлова рост 190 сантиметров. Но он так сложен, что нет ощущения, что перед вами - "дядя Степа", и пропорции -  не те.

http://www.rg.ru/2012/10/05/zaycev.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06