Русский человек в современном мегаполисе

Доклад на XVI Всемирном русском народном соборе

0
197
Время на чтение 7 минут
Сегодня наше государство и наш народ с неизбежностью оказались вовлечены и всё более охватываются процессом глобализации, одним из основных проявлений которого является размывание культурных ценностей, да, пожалуй, и самого понятия - народ; переход к обществу, построенному на индивидуализме. А это может привести к исчезновению с исторической сцены великой русской цивилизации - одного из крупнейших в истории человечества духовных явлений.

Для жителей России проблема утраты своей национальной и культурной идентичности, после всех трагических событий нашей истории в 20-м веке, вдвойне сложнее и актуальнее. Особенно остро мы это ощущаем в тех новых жилых микрорайонах, которые возводятся в Подмосковье. Будущие жители - это ведь «чужие среди чужих на чужой земле». Не являясь носителями и активными проводниками каких-либо культурных ценностей и традиций, они оказались среди многих тысяч таких же незнакомых им людей, поселившись в месте, которое для них значимо лишь с точки зрения близости к месту работы - Москве.

Понимая всю серьёзность и масштабность обозначенной проблемы, явно выходящей за пределы нашей компетенции, мы, тем не менее, предлагаем свой вариант решения: идти от очевидного, создавать материальные условия, необходимые для формирования культурной среды. Ведь как говорил академик Дмитрий Лихачев,  «культура - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения - народом, нацией». Едва ли будет преувеличением сказать, что культура может стать не просто инструментом сборки нашей страны, но инструментом системной сборки, в том числе национальной, общественной и, если угодно, идеологической.

Мы предлагаем программу строительства в микрорайонах, возводимых ГК «МОРТОН», центров русской культуры, в которых мы собираем всё лучшее, что можно предложить жителям (театр и творческие студии, краеведческие и юннатские кружки, спортивные и туристические секции, клубы реконструкторов и следопытов, выставочные залы и библиотеки). И здесь несомненно бесценен для нас опыт предыдущих поколений: будь то дома культуры и дворцы пионеров советского периода нашей истории, или многочисленные общества по изучению русской истории и культуры в дореволюционный период. Сегодня мы ведём проектирование первых трёх центров, которые будут представлять собой отдельностоящие двухэтажные здания общей площадью 2500-5000 кв.м. Всего же мы планируем разместить в наших микрорайонах более 10 подобных центров.

Строительство сети подобных центров позволит, на наш взгляд, решить ряд важных задач, таких как:

(1) переход от пассивных (ТВ, интернет) к активно-деятельным формам освоения культурных традиций;

(2) упрощение доступа ко всему многообразию культурного наследия (центры расположены в пределах 10 минут ходьбы от жилого дома; так называемая шаговая доступность);

(3) преодоление разобщённости между жителями (центры могут стать некой культурной площадкой для объединения жителей);

(4) укрепление связи между поколениями через «семейный» характер программ.

Изучив накопленный как отечественный, так и зарубежный опыт, мы определили для себя несколько основных принципов работы центров:

(1)       каждое направление деятельности центра содержит в себе компонент, связанный с русской культурой и традицией;

(2)       опора на православие, как основную хранительницу и источник нашей культуры;

(3)       приоритет отдаётся активным формам освоения культурного наследия;

(4)        «семейный» подход, т.е. все члены семьи найдут для себя в центре что-то по душе;

(5)       деятельность центров интегрирована в жизнь микрорайона путем организации/участия в культурно-массовых мероприятиях;

(6)       в начале своей работы центры опираются на общепризнанные и представляющие интерес для всех жителей форматы; в процессе своей работы центры должны видоизменяться, опираясь, с одной стороны, на поставленные задачи, а, с другой стороны, на обратную связь, получаемую от посетителей;

(7)       самоокупаемость центра на начальном этапе (в части затрат на содержание центров), а в дальнейшем формирование прибыли, необходимой для развития проекта;

(8)       общая система управления, совместное использование единых ресурсов (помещения для занятий, многофункциональный зал, выставочные площади, инженерные и информационных системы), что позволяет минимизировать расходы и увеличить эффективность работы.

Говоря о подготовке данного проекта, стоит упомянуть проведённую нами совместно с православным братством «Радонеж» и миссионерской комиссией при епархиальном совете г. Москвы в мае этого года первую межрегиональную научно-практическую конференцию. Она позволила привлечь к работе над проектом ассоциацию Тверских землячеств, мемориальный комплекс «Бутово», «Дом русского зарубежья им. А.И. Солженицына», благотворительный театр «Глагол», центр русского рукопашного боя им. А.В. Суворова, содружество ветеранов-подводников «Гаджиево», православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и многих других.

Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что разработанная нами программа строительства культурных центров предоставляет уникальные возможности для решения задач по возрождению и развитию русской культуры и традиции. Подобное утверждение позвольте подкрепить рядом аргументов:

(1) комплексный подход к решению поставленной задачи;

(2) специфический характер застройки ближайшего Подмосковья;

(3) однородный социальный состав жителей.

(1) Комплексный подход

Здесь мы имеем в виду ряд уникальных параметров нашего основного бизнеса, которые позволяют нам говорить не о разовой акции, а о серьёзной и системной работе. Мортон занимается строительством крупномасштабных жилых микрорайонов в ближайшем Подмосковье, обеспеченных всей необходимой инженерной и социально-бытовой инфраструктурой. На сегодняшний день уже построены или находятся на активной стадии строительства 13 микрорайонов, рассчитанных на проживание более 140 тыс. жителей. Это позволяет уже с самого начала говорить о сетевом характере нашего проекта. В дальнейшем к нему могут присоединяться все желающие, например: другие застройщики таких же микрорайонов, муниципальные власти, общественные объединения и многие другие. И это, несомненно, серьёзное конкурентное преимущество по сравнению с одиночными разовыми проектами.

(2) Специфический характер застройки ближайшего Подмосковья

А. Несбалансированная градостроительная политика предыдущих лет привела к тому, что многоэтажная высокоплотная застройка повсеместно появляется в самых неожиданных местах: вплотную к деревне, в окружении леса, посередине поля и т.д. В результате мы получили лоскутное одеяло, скроенное из совершенно разнородных фрагментов, соединённых слабой дорожной инфраструктурой, в основном доставшейся нам от советских времен. Существующие же, по большей части устаревшие нормативы не позволяют создавать органические соединения между этими разрозненными фрагментами. Таким образом, приходится констатировать достаточно высокую географическую степень автономности каждого нового микрорайона.

Б. Более того, практически вся новая комплексная застройка ведётся в чистом поле, в прямом смысле этого слова. Это означает, что новые микрорайоны удалены от традиционных культурных центров, их топонимика ещё не наполнена смыслами.

В. Также необходимо отметить, что мобильность наших жителей (а это бывшие москвичи (таких почти 50%) и жители других подмосковных городов (а таких ещё столько же)) сильно ограничена тяжёлой транспортной ситуацией. Поэтому та привычная социальная и культурная инфраструктура, которой они пользовались ранее, после переезда на новое место жительства становится им по большей части недоступна.

Таким образом, каждое крупное вновь создаваемое жилое образование будет вынуждено внутри себя вырабатывать некую автономную культурную среду и наша работа на этом поприще может принести неоценимую пользу. По сути, создавая центр русской культуры, мы тем самым уже задаём вектор будущей культурной жизни в этом конкретном месте.

(3) Однородный социальный состав жителей

Наиболее востребованный продукт, то есть квартира площадью 40-55 кв.м. в многоквартирном доме, расположенном в новом микрорайоне в пределах 15 км от московской кольцевой автодороги, поневоле выступает своеобразным фильтром, который даёт весьма однородный состав жителей. Каков же его портрет?

Типичный покупатель - это гражданин РФ, в возрасте до 45 лет (66%), состоящий в браке (70%) и имеющий ребенка (67%). Три четверти покупателей имеют как минимум одно высшее образование, и такая же их доля работает в коммерческих организациях. Абсолютное большинство (95%) - это жители Москвы и Московской области, и практически все (94%) приобретают квартиру для дальнейшего проживания. Не менее трети покупателей имеют возможность и привлекают для покупки ипотечный кредит.

Какие выводы из этого портрета можно сделать применительно к нашему проекту?

(1)            Однородный демографический состав. А для молодой семьи с ребенком весьма актуальны задачи воспитания, образования, совместного проведения досуга.

(2)            Сложившийся жизненный уклад: привычка, потребность и умение пользоваться развитой и разнообразной культурной и социальной городской инфраструктурой.

(3)            Имущественный статус. Покупатель новостройки - это и есть, по сути, «средний класс», который имеет возможность тратить на цели досуга, образования, развлечений, отдыха гораздо больше (по сравнению с другими слоями населения) средств.

Подобный однородный состав наших жителей даёт хорошие стартовые возможности для нашего проекта: высокий уровень спроса на подобный центр, высокий культурный уровень, высокий достаток. Более того, мы предполагаем, что население наших микрорайонов однородно не только по имущественному или социальному признаку, но и в отношении интересов и ценностей в сфере воспитания и образования своих детей, проведения свободного времени, духовных запросов.

Итак, комплексный подход, относительная автономность микрорайонов и однородный состав жителей позволяют нам утверждать, что программа строительства центров русской культуры предоставляет уникальные возможности для решения задач по возрождению и развитию русской культуры. Возможно, что они и станут теми рубежами культуры и духовности, о которых так проникновенно сказал в своём приветственном слове Святейший патриарх Кирилл. Мы надеемся, что накопленный опыт будет в дальнейшем тиражирован и в других регионах нашей страны, а подобные центры русской культуры помогут противостоять гибельным процессам глобализации и станут одними из точек кристаллизации и роста национального самосознания. Я предлагаю всем участникам Собора поддержать наш проект и наши усилия по его успешному воплощению.

Благодарю за внимание.

Александр Ручьёв - руководитель строительной компании «Мортон»

http://www.radonezh.ru/analytic/16990.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Ручьёв
Все статьи Александр Ручьёв
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22