Лучше брани: Никола с нами (русская пословица)

0
231
Время на чтение 5 минут

Интересная сложилась ситуация - выставка на Винзаводе под названием «Духовная брань», вызвавшая шквал грозных эмоций, мирно канула в небытие. У этой истории ни пролога, ни эпилога, одна чистая кульминация, в которую были вовлечены странные лица со странными целями.

И все же семантически многозначное название выставки определяло и интерес к ней. Что же может в данном случае означать  привычный православному уху фразеологизм? «Брань» - это сражение, битва с врагами, но «брань» - это и ссора, свара... Известно, что «брань» может быть «невидимой»,  а может быть поносной, площадной. И то, что она «духовная», ничего не означает. «Духи злобы поднебесной» тоже «духовные». Сложная это все материя.

Но в названии выставки прозвучал призыв, «месседж» по-теперешнему: люди хотят поделиться своим духовным опытом, возможно, духовными проблемами, а для этого они избрали вполне законную в этой ситуации форму живописного образа. С  живописцами это бывает, они стремятся  сообщать свое понимание бытия посредством пластических и цветовых соотношений.

Ведь очень важно понять, чем же так напряжен дух современных художников, если они определят это свое состояние как «духовную брань». Тем более что она проходит в рамках проекта с громокипящим названием: «Россия для всех». А ведь это все равно что сказать «Россия без границ». Надо ли это понять как признание положения страны на грани абсурда? Словом, во всей ситуации вокруг выставки обнаружилось такое количество филологических акцентов, что благом показалось обратиться к подробностям живописным.

Здесь тоже обнаружилось много ярких подробностей. Наверное, многим знаком громадный комплекс Винзавода, превращенный в арт-территорию современного - так и хочется сказать, «народного творчества». Ведь сегодня и граффити признается искусством; границы отменены во многих сферах.

Пространство Винзавода решено прекрасно - просторно, удобно, осмысленно. Пожалуй, слишком удобно и слишком осмысленно для самой идеи нонконформистского гонимого искусства, каковым себя до сих пор почему-то позиционирует сегодняшний андеграунд. Бесприютность предместья -  в брендовой одежде, изгнание - пахнущее хорошими сигаретами и дорогим кофе.

Не надо думать, что это признаки исключительно сегодняшнего «творческого авангарда». Вольнодумцы и борцы за гуманистические идеалы в веке XIX-м тоже любили

В роскошно убранной палате

Потолковать о бедном брате,

Погорячиться о добре...

Но и тогда, и теперь этот междусобойчик определяется одном словом - «пошлость». Потому что пошлость есть имитация, которая выдает себя за творчество, за реальность, за правду. И при этом, что важно, умиляется собой.

Уже давно всем понятно, много раз сказано - и с эмоциональным перехлестом, и в строгом теоретическом дискурсе, - что все «свободное искусство» - это игры в неформальность, давно превратившуюся в канон. И основополагающий принцип этого канона - расхристанность. Во всем семантическом объеме этого слова. И, как оказалось, участники выставки «Духовная брань» полностью соответствуют требованиям канона.

Но предварительно - несколько слов о начальном ажиотаже. В день открытия выставки эфир либеральных радиостанций рвался от горячих слов: «казаки», «разъяренные хоругвеносцы», «мракобесие в центре столицы», а в ответ - «попрание чувств верующих»... Прошло три дня. На полупустых просторах Винзавода не нашлось НИ ОДНОГО человека, включая охранника, который мог бы указать, в каком павильоне проходит эта столь злободневная выставка. Все как-то вдруг  кануло в безмолвие.

Очевидно, звучавшие предположения о костюмированных или нанятых казаках, о подставных хоругвеносцах, вообще об организованном  промоушне очень и очень основательны. «Россия без берегов» на просторах рынка. Ситуация поучительная и печальная.

А теперь можно сказать несколько слов и о самой выставке. Но... сказать-то нечего. В зале - несколько громадных (2 на 3) фанерных щитов, напоминающих палитру безумного великана, вообразившего себя художником и выдавившего краски для изображения лужи и окрестностей. Нечто невнятное, грязно-никакого колера. При желании можно различить три фигуры с золоченными пятнами... ну, еще нечто с золоченными подтеками... Ну, наверное, можно как-то атрибутировать инсталяцию, состоящую из вещей, которые, наверное, должны были имитировать богослужебные предметы. Вы не поверите, но это - все.

Чувства при созерцании? Нет, не возмущение. Скука и щемящая жалость. В зале находилось несколько молодых людей, очевидно принадлежащих к организаторам этой... ну, вот того, что в зале. Или, может быть, даже авторов этого вот... Не важно, не интересно.

Но у ребят хорошие лица, спокойные, милые, доброжелательные лица совсем не глупых юношей. Неужели это их «духовная брань»?  Брань-то  оказалась сквернословием подростка, неуклюжим и глупым. Эти хулиганские «маляки» и есть их творческое самовыражение, и есть их противостояние «формальному» миру условностей?

Самое же печальное во всей этой ситуации, которая, увы, является вполне обыденной характеристикой антицерковной деятельности, - это скудоумие. Лозунг один - «затопчу ногами, забоду рогами». Что, конечно, можно сказать и о незадачливых защитниках православия. Но у Церкви есть глубочайшее утверждение, ясный  и всемерно осмысленный тезис, есть двухтысячелетний опыт жизни в свете определенных идей, породивший, кстати, великое искусство... Интеллектуальная высота церковного посыла (не говорим о мистическом) - это неисчерпаемый ресурс для личного творческого развития. То, о чем говорит Церковь, позитивно, жизнеутверждающе, плодотворно. Это нельзя оспорить, глядя на проявления благодати, выразившиеся в великих творениях церковного искусства.

А «гуманистические тенденции» в культуре были продуктивны, пока были одушевлены пафосом антицерковной борьбы. Ну, вот, теперь утвердились окончательно, и что...? Да ничего, то, что называет себя современным искусством, никак не может выбраться из пут отрицания. Им не интересны ни идеи, ни плоть бытия, ни состояние души, стоящих рядом.  Исчезни сегодня настойчивая защита  христианского понимания добра и права на церковную жизнь - и окажется, что эти борцы за «свободу личности», свободу самовыражения размахивают картонным мечом в полной пустоте. Кроме идеи о собственной избранности, они ничего не утверждают. А «из ничего и выйдет ничего», как говаривал небезызвестный принц.

И населяют эти бедные ребята выдуманное пространство выдуманными протестами, в которых нет самостоятельного смысла, позитивного взгляда на жизнь, метафизической перспективы. Скука и пустота... но уже и без Чапаева.

Фото www.moscow-live.ru

Автор: ШОРИНА Лариса

http://www.foma.ru/luchshe-brani-nikola-s-nami-russkaya-poslovicza.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лариса Шорина
Все статьи Лариса Шорина
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06