В минувшем году в Санкт-Петербурге стартовал уникальный проект - Международный конкурс композиторов духовной хоровой музыки «Роман Сладкопевец». Этот конкурс, пока не имеющий аналогов на постсоветском пространстве, учрежден Международным фестивалем «Академия православной музыки» при поддержке Министерства культуры РФ и по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
Он возник как продолжение проекта «Великопостных концертов», который с успехом проводится «Академией православной музыки» на крупнейших концертных площадках Санкт-Петербурга. В дореволюционной России во время Великого поста в концертных залах звучала русская и зарубежная духовная музыка, именно для Великопостных концертов были созданы такие великие произведения, как «Всенощная» Рахманинова, «Литургия Иоанна Златоуста» Чайковского, музыка Танеева, Гречанинова и многих других авторов.
После революции эта традиция была забыта на многие десятилетия. Стараясь ныне возродить и укрепить ее, организаторы «Великопостных концертов» столкнулись с нехваткой репертуара: помимо классических хоровых партитур, хотелось бы познакомить публику и с новейшими духовными сочинениями. С целью побудить современных авторов обратиться к жанрам духовной музыки для хора и был основан конкурс «Роман Сладкопевец», носящий имя одного из величайших православных гимнографов.
Первый конкурс во многом был экспериментальным. Необычным было всё: от выбора тематики конкурсных произведений (духовная музыка, скажем откровенно, не входит в приоритет на композиторских факультетах музыкальных вузов) до строжайшего секрета, в котором до самого последнего дня хранились имена не только участников, но и членов жюри. Названы были лишь члены попечительского совета конкурса - ими стали выдающиеся композиторы современности Гия Канчели, Родион Щедрин, Арво Пярт и София Губайдулина.
Жюри I Международного конкурса композиторов «Роман Сладкопевец» во главе с народным артистом России Алексеем Рыбниковым
Конкурс проходил в два этапа. Отборочный тур состоялся заочно и анонимно, на основе рукописей, присланных под псевдонимами. Вопрос объективности судейства являлся для устроителей конкурса одним из приоритетных, поэтому членам жюри были переданы партитуры, отмеченные условными порядковыми номерами, а перед финальным туром отобранные партитуры были еще раз заново пронумерованы.
На конкурс поступило 297 заявок от более чем 150 человек со всего мира (помимо российских авторов, в конкурсе приняли участие композиторы из Белоруссии, Украины, Армении, США, Латвии, Эстонии, Франции, Сербии, Болгарии и других стран). Огромный труд лег на плечи жюри - ему предстояло за два месяца тщательно оценить 297 произведений, разделенных на две номинации: «духовное хоровое произведение крупной формы» (до 40 минут звучания!) и «хоровая миниатюра».
Специальный гость конкурса - Дивна Любоевич и хор Melodi (Сербия)
Финальное прослушивание проходило в форме открытого гала-концерта: все желающие могли не только познакомиться с новейшими хоровыми произведениями, но и повлиять на присуждение «Приза зрительских симпатий», проголосовав за понравившееся сочинение. Была также осуществлена трансляция онлайн. Исполнителями стали выдающиеся коллективы - хор Мариинского театра под управлением Андрея Петренко, хор Михайловского театра под управлением Владимира Столповских, Молодежный камерный хор Санкт-Петербурга под управлением Юлии Хуторецкой.
На сцене - хор Михайловского театра, за дирижерским пультом - художественный руководитель коллектива Владимир Столповских
На прослушивании финального тура члены жюри впервые были представлены прессе, а также - еще одна интрига! - и друг другу в этом качестве. Состав конкурсной комиссии оказался довольно неожиданным. Все судьи являются на сегодняшний день одними из наиболее выдающихся деятелей композиторского и дирижерского искусства. Однако было весьма удивительно наблюдать за одним столом, в рамках одного проекта людей, чьи музыкально-эстетические идеи и взгляды, методы композиторского и музыкально-исполнительского языка разнились бы столь существенно.
В состав жюри вошли Алексей Рыбников, являющийся автором ряда духовных сочинений, но более известный в широких слушательских кругах как автор культовой рок-оперы «Юнона и Авось» и музыки к кинофильмам, и монахиня Иулиания (Денисова) - композитор и регент хора Минского Свято-Елисаветинского монастыря; протодиакон Александр Кедров, представитель крупнейшей музыкальной династии русского зарубежья, церковный композитор и один из главных специалистов в сфере Богослужебной православной музыки, и Павел Карманов, продолжатель традиций американского минимализма, ныне очень модный и преимущественно светский автор; Анатолий Гринденко - регент, руководитель хора «Древнерусский распев», чья творческая деятельность направлена исключительно на восстановление традиций древнерусского церковного пения, и Андрей Петренко - руководитель хора Мариинского театра, репертуар которого связан далеко не только с оперными постановками, но и с массой хоровых сочинений, написанных в различных жанрах и стилях.
Исходя из подобной стилевой разнонаправленности, легко предположить, что по итогам отборочного тура конкурса достаточно большое количество партитур было отмечено кардинально разными оценками. Судьи, что вполне естественно, ориентировались не только на профессионализм конкурсантов, но и на свои личные эстетически-вкусовые предпочтения. Данная ситуация выявила главную сложность первого этапа состязания - получить пусть и не высшие, но достойные оценки у всех без исключения членов жюри, что фактически выводило подобное сочинение в ранг фаворитов.
Произведения победителей конкурса исполняет хор Мариинского театра под руководством главного хормейстера Андрея Петренко. Гала-концерт 18 апреля 2012 г.
Среди участников финала оказались люди совершенно разных возрастов, среди которых младшему было 22 года, старшему - 64. Тем самым идея организаторов конкурса, не вводивших возрастных ограничений, себя полностью оправдала. Наряду с маститыми композиторами, в очередной раз сумевшими подтвердить свой высокий статус, в результате честной конкурентной борьбы, без каких-либо скидок на опыт в финале оказались и молодые, что позволяет рассчитывать на то, что у нового поколения композиторов есть живой интерес к написанию хоровых сочинений в жанре духовной музыки.
Премии распределились следующим образом:
В номинации «духовное хоровое сочинение крупной формы» -
I премия - не присуждена
II премия - «Тебе, Господи», Наталия ВАРЛАМОВА (Казань)
III премия - Божественная литургия, Дмитрий ДАНИЛОВ (Санкт-Петербург)
В номинации «хоровая миниатюра» -
I премия - «Звонят ко Всенощной», Алексей ЛАРИН (Москва)
II премия - «Пасха», Алексей ЗАХАРОВ (Санкт-Петербург), «Три русских канта», Владимир БЕЛЯЕВ (Люберцы)
III премия - «Псалмы Давидовы», Алексей ЗАХАРОВ (Санкт-Петербург)
Специальные премии -
Премия хора Мариинского театра - «Господи, воззвах к Тебе», Владимир МАСЛАКОВ (Минск, Беларусь), «Молю, Дево», Елена КОНШИНА (Владимир)
Приз зрительских симпатий -
«Стихиры ко Пресвятой Богородице», Иван ТИТОВ (Могилев, Беларусь)
Специальный приз фестиваля «Академия православной музыки» -
«Приидите, поклонимся», протоиерей Кирилл ПОПОВ (София, Болгария)
Специальный приз Международного хорового фестиваля в Санкт-Петербурге -
«Евангельские сюжеты» на тексты народных духовных стихов, Екатерина ЧЕРНЫШЕВА (Тюмень)
Завершающими аккордами конкурса стали гала-концерты, которые состоялись в Большом зале Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича в Пасхальную неделю, 16 и 17 апреля 2012 года. Торжественная церемония награждения лауреатов прошла при переполненном зале.
Торжественная церемония награждения лауреатов. Ведущие церемонии - Екатерина Смирнова и Артем Варгафтик, призы вручает советник президента РФ Юрий Лаптев. Санкт-Петербург, Большой зал Академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича
То, что сочинения победителей прозвучали в одном из лучших концертных залов мира в исполнении знаменитых хоровых коллективов, под овации публики, уже само по себе стало прекрасным подарком лауреатам конкурса «Роман Сладкопевец». Добавим, что по условиям конкурса все сочинения победителей будут изданы в издательстве «Композитор» и записаны на CD, а абсолютно все партитуры, поступившие на конкурс, будут выложены в свободном доступе на сайте фестиваля, что открывает им самые широкие возможности для дальнейшего вхождения в концертную и литургическую практику.
Нельзя не упомянуть и о том, что работа конкурса не ограничивалась лишь музыкальными событиями. В его рамках проходили конференции и «круглые столы», посвященные состоянию современной духовной музыки и перспективам ее дальнейшего развития. Их участники - выдающиеся композиторы, музыковеды-медиевисты, хоровые дирижеры, регенты, священники - активно полемизировали друг с другом, высказывали чрезвычайно актуальные и интересные суждения, но подробный рассказ о них - тема отдельного эссе.
Победители конкурса с членами жюри и с представителями оргкомитета
Итак, в апреле 2012 года Первый конкурс с большим успехом завершился, и уже 1 мая 2012 года начал свою работу Второй, посвященный значительной дате в истории России - 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Учитывая опыт предыдущего конкурса, организаторы увеличили как число номинаций, так и время, отведенное композиторам для работы над конкурсными сочинениями (отборочный тур завершится 1 мая 2013 года). Участников ожидают не менее значительные премии, не менее строгое жюри - и еще более широкие возможности в случае победы[1].
Международная пресс-конференция с участием ведущих музыкальных журналистов России и стран Европы, посвященная объявлению II Международного конкурса композиторов «Роман Сладкопевец»
В октябре 2012 года в помощь композиторам - будущим участникам конкурса - в Санкт-Петербурге состоится Осенняя школа «Дни Сергия Радонежского», в рамках которой пройдут лекции по истории России, мастер-классы по русскому церковно-певческому искусству и обработке церковных распевов, а также консультации с оргкомитетом. Все мероприятия Осенней школы - бесплатные! Для иногородних участников на конкурсной основе предоставляются 10 стипендий, покрывающих расходы на проезд и проживание в Санкт-Петербурге. Также возможно дистанционное участие онлайн. Желающим принять участие в Осенней школе следует поторопиться: прием заявок заканчивается 15 сентября для претендующих на стипендию и 1 октября - для остальных участников. Занятия будут проходить на русском и английском языках, поэтому мы с радостью приглашаем и зарубежных гостей.
Конкурс композиторов «Роман Сладкопевец» обещает стать одним из наиболее значимых событий не только на «конкурсной карте», но и в музыкальной жизни России в целом. Есть все основания полагать, что данный проект, став традиционным, год за годом будет объединять композиторов для того, чтобы обратить их взор в сторону духовной музыки - музыки на Главную тему.
На сцене Большого зала филармонии - Молодежный камерный хор Санкт-Петербурга под руководством Юлии Хуторецкой. Звучат произведения лауреатов конкурса
__________
Фото - Владимира Постнова
[1] Более подробно с условиями конкурса можно ознакомиться на официальном сайте www.choirfestival.ru
http://rusedin.ru/2012/09/16/roman-sladkopevec-dialog-tradicii-i-sovremennosti/